Дело № 3а-105/2018 (3а-1068/2017;) ~ М-970/2017, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Тульский областной суд (Тульская область)
Дата поступления 27.11.2017
Дата решения 26.02.2018
Категория дела об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости
Судья Старцева Татьяна Гавриловна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 8d2fe3a2-e72b-35f5-9e7b-695d827cd0dd
Стороны по делу
Истец
** "**** "*****"
Ответчик
************* ******** *******
********** ********** ** **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2018 года г.Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Старцевой Т.Г.,

при секретаре Мишиной М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-105/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества «Научно – производственное объединение «СПЛАВ» к правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [СКРЫТО] [СКРЫТО] об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

акционерное общество «Научно – производственное объединение «СПЛАВ» (далее – АО «НПО «СПЛАВ») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [СКРЫТО] [СКРЫТО] и правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО] об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

<...> общей площадью 1 382 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующего склада ЖКО предприятия, расположенного по адресу: <...>

<...> общей площадью 780+/-10 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: нежилое здание (котельная), расположенного по адресу: <...>

Полагает, что утвержденная Постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30.11.2016 года № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов [СКРЫТО] [СКРЫТО]» и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2016 года в размере 3 250 740,40 рублей (<...>) и 860 745,60 рублей (<...>) значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как плательщика земельного налога.

В соответствии с отчетом ООО «<...>» от <...> года № <...> рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков по состоянию на 01.01.2016 года составляет 975 554 рубля (<...>) и 694 122 рубля (<...>).

На основании изложенного административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости в размере 975 554 рубля (<...>) и 694 122 рубля (<...>).

В судебное заседание представитель административного истца АО «НПО «СПЛАВ» по доверенности Сидорова Е.В. не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В письменных ходатайствах указал, что Управление не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) и просил разрешить их на усмотрение суда и в отсутствие представителя Управления.

Представитель административного ответчика - правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменных ходатайствах указал, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] не оспаривает заявленное требование ни по основаниям возникновения, ни по содержанию и просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством и в отсутствие представителя правительства.

Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в письменных ходатайствах просил о рассмотрении дела в его отсутствие и принятии решения на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица – администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В письменном ходатайстве просил о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя администрации. Представил письменные возражения относительно заявленных требований, полагая, что оценка судом доказательств, подтверждающих рыночную стоимость земельных участков, должна осуществляться, в том числе, с учетом интересов всего общества, направленных на стабильное и прогнозируемое финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.

Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «НПО «СПЛАВ» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

<...> общей площадью 1 382 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующего склада ЖКО предприятия, расположенного по адресу: <...>

<...> общей площадью 780+/-10 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: нежилое здание (котельная), расположенного по адресу: <...>

что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <...> года серии <...> и от <...> года серии <...>, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества от <...> года № <...> и № <...>

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Исходя из изложенного административный истец, как собственник вышеназванных земельных участков, относится к числу плательщиков земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости.

Постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30.11.2016 года № 546 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов [СКРЫТО] [СКРЫТО], учтенных в государственном кадастре недвижимости, определенные по состоянию на 01.01.2016 года.

Кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере 3 250 740,40 рублей (<...>) и 860 745,60 рублей (<...>) (№ п/п <...>, <...> приложение № 1 к данному Постановлению).

Указанная кадастровая стоимость внесена 18.12.2016 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в государственный кадастр недвижимости, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <...> года № <...>, № <...>

С целью определения рыночной стоимости указанных земельных участков административный истец обратился в ООО «<...>».

В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от <...> года № <...>, выполненным данной организацией, рыночная стоимость названных земельных участков по состоянию на 01.01.2016 года составляет 975 554 рубля <...>) и 694 122 рубля (<...>).

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по [СКРЫТО] [СКРЫТО] от <...> года № <...> заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков отклонено.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По смыслу положений статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ в отношении отчета об определении кадастровой (рыночной) стоимости может быть проведена экспертная оценка саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждения определенной в отчете рыночной стоимости объекта оценки.

По ходатайству стороны административного истца в целях подтверждения правильности и достоверности вышеупомянутого отчета и определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «<...>».

Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении названной экспертной организации от <...> года, отчет от <...> года № <...>, выполненный оценщиком ООО «<...>» <...>., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельных участков, определенная оценщиком в указанном отчете, по состоянию на 01.01.2016 года подтверждается.

Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в [СКРЫТО] экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в [СКРЫТО] оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованны, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

В соответствии со статьей 24.19 того же Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

Как следует из Постановления правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30.11.2016 года № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов [СКРЫТО] [СКРЫТО]», кадастровая стоимость принадлежащих АО «НПО «СПЛАВ» земельных участков определена по состоянию на 01.01.2016 года.

На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанных земельных участков в размере 975 554 рубля (<...>) и 694 122 рубля (<...>) в отчете ООО «<...>» от <...> года № <...>, подтвержденном экспертным заключением ООО «<...>» от 22.01.2018 года.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков – 01.01.2016 года, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, подтвержденном экспертным заключением, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в материалы дела не представлено.

Правильность вышеупомянутого отчета и экспертного заключения лицами, участвующими в деле, не оспаривалась и ничем не опровергнута; с ходатайствами о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы указанные лица в установленном законом порядке не обращались.

Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в вышеупомянутом отчете, подтвержденном экспертным заключением, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2016 года в размере 975 554 рубля (<...>) и 694 122 рубля <...>) значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости тех же земельных участков в размере 3 250 740,40 рублей (<...>) и 860 745,60 рублей (<...>), что затрагивает права и обязанности АО «НПО СПЛАВ» как плательщика земельного налога.

То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом, подтвержденным экспертным заключением, не свидетельствует о недостоверности вышеназванных документов, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм материального права и, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Исходя из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения указанного лица в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 08.09.2017года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Научно – производственное объединение «СПЛАВ» к правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [СКРЫТО] [СКРЫТО] об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью 1 382 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации существующего склада ЖКО предприятия, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 975 554 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью 780+/-10 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: нежилое здание (котельная), расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере 694 122 рубля.

В целях, установленных законодательством Российской Федерации, датой подачи АО «НПО СПЛАВ» заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного лица в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 08.09.2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.Г.Старцева

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Тульский областной суд (Тульская область) на 27.11.2017:
Дело № 4Г-1381/2017, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Га-1379/2017, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4102/2017, апелляция
  • Дата решения: 21.12.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Алексеева Татьяна Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-4108/2017, апелляция
  • Дата решения: 01.12.2017
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Епихина Ольга Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-1074/2017 ~ М-969/2017, первая инстанция
  • Решение: Дело присоединено к другому делу
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-1383/2017, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-1382/2017, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-1380/2017, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9а-145/2017 ~ М-973/2017, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9а-160/2017 ~ М-967/2017, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-456/2017, надзор
  • Дата решения: 14.12.2017
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-238/2017, апелляция
  • Дата решения: 28.11.2017
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бугаков Олег Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4А-458/2017, надзор
  • Дата решения: 08.12.2017
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4А-1/2018 - (4А-457/2017), надзор
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1647/2017 [44У-4/2018 - (44У-177/2017)], кассация
  • Дата решения: 23.01.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Вознюк Галина Валерьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-2632/2017, апелляция
  • Дата решения: 11.12.2017
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Жеребцов Николай Васильевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-2636/2017, апелляция
  • Дата решения: 18.12.2017
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Полякова Наталья Валентиновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-2635/2017, апелляция
  • Дата решения: 25.12.2017
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Полякова Наталья Валентиновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-2649/2017, апелляция
  • Дата решения: 20.12.2017
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кондакова Елена Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4У-1631/2017, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1637/2017, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1644/2017, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1649/2017, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1635/2017, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ