Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 27.01.2020 |
Дата решения | 10.03.2020 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Епихина Ольга Михайловна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 923c4480-5f0d-3220-8286-3c8961088df4 |
дело № 33а-544 Слукина У.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2020 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного судав составе председательствующего Епихиной О.М.,
судей Дорохина О.М., Юркова Т.А.,
при секретаре Кузнецовой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Урусевского Александра Рудольфовича на решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 7 октября 2019 года по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области к Урусевскому Александру Рудольфовичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области обратилась в суд с административным иском к Урусевскому А.Р. о взыскании недоимки по налогу и пени, ссылаясь на то, что [СКРЫТО] А.Р. является налогоплательщиком транспортного налога и земельного налога, в связи с чем ему направлено налоговое уведомление, которое им не исполнено.
Урусевскому А.Р. также направлено требование № 59882 от 14 декабря 2018 года об уплате транспортного налога в сумме 8900 рублей и пени в сумме 22 рублей 25 копеек, а также земельного налога сумме 110 рублей и пени 28 копеек, которое также исполнено не было. Кроме того, текущая недоимка по земельному налогу за 2014-2015, 2016 года составляет 448 рублей 95 копеек и пени 2 рубля 55 копеек. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области просила взыскать с административного ответчика Урусевского А.Р. недоимку по транспортному налогу в сумме 8900 рублей и пени в сумме 22 рублей 25 копеек, а также недоимку по земельному налогу в сумме 558 рублей 95 копеек и пени в сумме 2 рублей 83 копеек, а всего 9484 рублей 3 копеек.
Представитель административного истца по доверенности Новикова Н.Г. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, по основаниям указанным в иске.
Административный ответчик [СКРЫТО] А.Р. в судебном заседании возражал против взыскания с него указанных сумм налога и пени, считая, что суммы налогов оплачены им в полном объеме.
Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 7 октября 2019 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Урусевского А.Р., представителя Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области по доверенности Николаевой Н.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав новые доказательства в порядке ст. 308 КАС РФ судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного по делу судебного решения.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на налогоплательщика Урусевского А.Р. в налоговом периоде 2016 года зарегистрировано транспортное средство марки Mitsubishi Pajero Sport, 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак Н177ХВ71:, которое в силу п. 1 ст. 358 НК РФ является объектом налогообложения транспортным налогом. За Урусевским А.Р. данное транспортное средство зарегистрировано с 2012 года.
Также, на имя налогоплательщика Урусевского А.Р. на праве собственности зарегистрированы земельные участки, расположенные по адресам <...>, которые в силу п. 1 ст. 389 НК РФ также относятся к объектами налогообложения.
Таким образом, исходя из сведений о наличии у налогоплательщика названного транспортного средства и земельных участков, предоставленных налоговой инспекции регистрирующими органами в соответствии с положениями ст. 85 Налогового кодекса РФ, [СКРЫТО] А.Р. являлся плательщиком транспортного, земельного налогов.
В налоговом уведомлении №176202333 от 18 июля 2017 года по сроку уплаты до 1 декабря 2018 года Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области Урусевскому А.Р. за налоговый период 2016 года исчислен транспортный налог с применением льготы, к уплате определено 0, земельный налог за налоговый период 2014 и 2016 года в размере 477 рублей.
Налоговым органом произведен перерасчет налогов в связи с отсутствием оснований для предоставления налоговых льгот по транспортному налогу за 2016 год в соответствии с Законом Тульской области от 28 ноября 2002 года № 343-ЗТО «О транспортном налоге» и на основании ст. 52 Налогового кодекса РФ направлено налоговое уведомление №77926638 от 18 октября 2018 года об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 8900 рублей.
Кроме того, налоговым органом было направлено налоговое уведомление №82786318 от 14 декабря 2017 года по сроку уплаты 12 февраля 2018 года об уплате земельного налога за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 686 рублей, а также за 2017 год налоговое уведомление №23388364 от 10 сентября 2018 года со сроком уплаты 3 декабря 2018 года за 2017 год в сумме 264 рубля.
Обязательства по оплате транспортного налога за 2016 год и земельного налога за 2014,2015,2016 и 2017 год Урусевским А.Р. в полном объеме не исполнены.
Ст. 356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных указанным Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На основании п.п. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
На основании п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
На основании п. 1, п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, и исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
В связи с неисполнением налогоплательщиком возложенных на него законом обязанностей по уплате налогов на основании ст. 69 Налогового кодекса РФ и в установленные п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ сроки налоговым органом административному ответчику выставлены требования №15766 от 28 февраля 2018 года, №59882 от 14 декабря 2018 года об уплате недоимки по транспортному и земельному налогу, в том числе, указанные суммы транспортного и земельного налогов, а также исчисленные на них на основании ст. 75 Налогового кодекса РФ пени по транспортному и земельному налогу.
В силу п.п. 1 - 3 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Размер транспортного и земельного налогов, исчисленных в налоговом уведомлении, а также пеней на недоимки по транспортному налогу за 2016 год и земельному налогам за 2014,2015,2016 и 2017 год, указанных в налоговом требовании, является математически верным и соответствует положениям ст. 75 Налогового кодекса РФ
Сумма пени по земельному налогу рассчитана за период с 13 по 27 февраля 2018 года в сумме 2 рублей 55 копеек на сумму недоимки в размере 679 рублей 65 копеек, а также за период с 4 по 13 декабря 2018 года в сумме 0 рублей 28 копеек на сумму недоимки в размере 110 рублей; по транспортному налогу за период с 4 по 13 декабря 2018 года в сумме 22 рублей 25 копеек на сумму недоимки по налогу в размере 8900 рублей.
Факт направления в адрес Урусевскому А.Р. налоговых уведомлений и требований путем их размещения в личном кабинете налогоплательщика подтвержден материалами дела.
В связи с изложенным, в силу положений п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ, направленные налоговые уведомления и требования считаются полученными налогоплательщиком.
Проверяя доводы Урусевского А.Р. о неправомерности направления налоговых уведомлений и требований с использованием телекоммуникационных каналов в связи с отсутствием на это согласия налогоплательщика судебная коллегия установила, что на основании заявления Урусевского А.Р. от 19 июня 2013 года о подключении к интернет-сервису ФНС России «Личный кабинет» административному истцу предоставлен доступ к личному кабинету.
На момент обращения Урусевского А.Р. с указанным заявлением форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам устанавливались Приказом ФНС РФ от 23.05.2011 N ММВ-7-11/324@.
Доводы Урусевского А.Р. о том, что после подключения к информационному ресурсу у налогового органа сохранилась обязанность направлять уведомления и требования почтовой корреспонденцией, поскольку это было предусмотрено при подключении к ресурсу, несостоятельны. Данные суждения опровергаются заявлением Урусевского А.Р. от 19 июня 2013 года, регистрационной картой, не соответствуют как действовавшим на момент подключения к ресурсу нормативным актам, так и действующим в настоящее время.
Доводы Урусевского А.Р. об отсутствии задолженности по налоговым обязательствам были предметом проверки суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
С данными доводами суд обосновано не согласился, указав, что справка МИФНС № 12 по Тульской области № 16492, согласно которой [СКРЫТО] А.Р. по состоянию на 15 декабря 2017 года не имеет задолженности по уплате налогов и пени, правового значения не имеет, поскольку налоговым органом был произведен перерасчет взыскиваемых налогов.
В силу требований ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Суд первой инстанции проверяя порядок обращения с иском о взыскании указанных сумм недоимки налогам установил, что с учетом установленных сроков исполнения в требовании № 15766 до 11 мая 2018 года, а в требовании № 59882 до 10 января 2019 года, административный истец должен был обратиться с административным иском по первому требованию – не позднее 11 ноября 2018 года, а по второму – не позднее 10 июля 2019 года.
Из исследованного судебной коллегией материала №2а-853/19 следует, что 17 мая 2019 года, то есть, с соблюдением установленного п. 2. ст. 48 Налогового кодекса РФ(с учетом общей суммы налога, подлежащего взысканию с физического лица менее 3000 рублей по первому требованию) шестимесячного срока после истечения срока исполнения налоговых требований, Межрайонная ИФНС №12 по Тульской области обратилась к мировому судье судебного участка №65 Пролетарского района г. Тулы о взыскании указанных сумм недоимок и пеней.
Согласно определению мирового судьи судебного участка № 65 Пролетарского судебного района г. Тулы от 22 мая 2019 года отменен судебный приказа от 17 мая 2019 года № 2а-853/019 о взыскании с Урусевского А.Р. в пользу МИФНС № 12 по Тульской области недоимки за 2015-2017 года по транспортному налогу в сумме 8900 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 22 рублей 25 копеек, недоимки по земельному налогу в сумме 558 рублей 95 копеек.
Настоящее исковое заявление поступило в Пролетарский районный суд г, Тулы 12 июля 2019 года, при этом сдано налоговым органом в почтовое отделение 10 июля 2019 года.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом не пропущен.
Доводы Урусевского А.Р. о пропуске срока обращения с настоящим иском по существу основаны на ошибочном толковании положений налогового законодательства и не могут быть основанием к отмене постановленного по делу судебного решения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
При наличии оснований для перерасчета налогов налоговым органом направлены уведомления в пределах трех предшествующих налоговых периодов, порядок направления требований и обращения в суд не нарушен.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы по существу спора и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области.
Материалы дела свидетельствуют о том, что установленные ст. 310 КАС РФ основания для отмены либо изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 7 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Урусевского Александра Рудольфовича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: