Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 11.01.2022 |
Дата решения | 22.03.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Епихина Ольга Михайловна |
Результат | решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение) |
Судебное решение | Есть |
ID | f9faf112-74ee-329a-89b5-cebba5fd2db3 |
дело № 2а-1429/2021 (№ 33а-368/2022) судья Свинцова С.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2022 года г. Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного судав составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
судей Ретинского Д.А., Епихиной О.М.,
при секретаре Павловой Д.Г.,
рассматривала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО5 на решение Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Тульский природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области, в котором просил суд признать бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по невыполнению водохозяйственных мероприятий на водном объекте - водохранилище на р. Воронка, незаконным; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить в соответствии с п. 19 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010 №330, следующие защитные мероприятия на водном объекте - водохранилище на р. Воронка: локальное изъятие иловых отложений; механическое изъятие избыточной биомассы водорослей из водохранилищ в местах их массовых скоплений.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Тульской природоохранной [СКРЫТО] проведена контрольная проверка исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области водного законодательства.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация, полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации находятся в компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области.
В силу п. 19 Типовых правил использования водохранилищ утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010 №330,с целью предупреждения зарастания акватории водохранилища и цветения воды уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются следующие мероприятия: высадка тростника; заселение водохранилища гидрофитами с обязательной уборкой (осенью) образующейся растительной массы; локальное изъятие иловых отложений; механическое изъятие избыточной биомассы водорослей из водохранилищ в местах их массовых скоплений; санитарная обработка после сработки водохранилища до отметки уровня мертвого объема.
Согласно письму Московско-Окского бассейнового водного управления от 01.10.2020 №ТО-389 в государственном водном реестре содержатся сведения о водном объекте – водохранилище на р. Воронка, использование указанного объекта осуществляется на основании Типовых правил использования водохранилищ.
Проверкой Тульской природоохранной [СКРЫТО] установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области вопреки п. 19 Типовых правил использования водохранилищ на водном объекте - водохранилище на р. Воронка предусмотренные мероприятия не реализуются.
Непроведение водохозяйственных мероприятий создает угрозу ухудшения среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного мира, условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграций на указанном водном объекте.
По данному факту 16.11.2020 Тульским природоохранным прокурором на основании ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О [СКРЫТО] Российской Федерации» Министру природных ресурсов и экологии Тульской области внесено представление об устранении нарушений закона. Указанное представление рассмотрено.
При проведении контрольной проверки исполнения водного законодательства в марте 2021 года установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области вышеуказанные водохозяйственные мероприятия на водном объекте - водохранилище на р. Воронка не выполнены, то есть нарушения закона, выявленные в ходе ранее проведенной проверки, не устранены.
Со стороны органа исполнительной власти имеет место незаконное бездействие.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Тульского природоохранного прокурора ФИО4 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считая их необоснованными. Полагает, что в настоящее время проведение мероприятий на водном объекте в приоритетном порядке не требуется. Соответственно, в данной ситуации бездействие Министерства не усматривается.
Представитель привлеченного к участию в деле в порядке ст. 47 КАС РФ в качестве заинтересованного лица Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по доверенности Тульский А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, просил в иске отказать.
Представители привлеченных к участию в деле в порядке ст. 47 КАС РФ в качестве заинтересованных лиц Федерального агентства водных ресурсов, ООО «Мещерский научно-технический центр», Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Решением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: административное исковое заявление Тульского природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, выразившееся в не выполнении водохозяйственных мероприятий на водном объекте – водохранилище на р. Воронка.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить в соответствии с п. 19 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от 24.08.2010 №330, следующие защитные мероприятия на водном объекте на р. Воронка: локальное изъятие иловых отложений; механическое изъятие избыточной биомассы водорослей из водохранилищ в местах их массовых скоплений.
В апелляционной жалобе административный ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения старшего помощника Тульского природоохранного прокурора ФИО4, представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО5, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.
Из совокупности положений статей 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации следует, что осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Именно в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира на территориях, примыкающих к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, являющихся водоохранными зонами, устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, исходя из положений ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водохранилище на р. Воронка является объектом федеральной собственности. Сведения о водном объекте – водохранилище на р. Воронка содержатся в базе данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра. Река Воронка, приток реки Упы (код водного объекта - 0900№) принадлежит к гидротехнической единице ДД.ММ.ГГГГ – Бассейны притоков Оки до впадения р. Мокша.
Тульской природоохранной [СКРЫТО] по поручению [СКРЫТО] Тульской области проведена проверка о нарушении требований природоохранного законодательства. Данной проверкой установлены факты нарушения требований действующего законодательства, поскольку Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области вопреки п. 19 Типовых правил использования водохранилищ на водном объекте – водохранилище на р. Воронка предусмотренные мероприятия не реализуются.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Тульским природоохранным прокурором Министру природных ресурсов и экологии Тульской области внесено представление об устранении нарушений закона.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № на данное представление административный ответчик сообщил, что пруд на р. Воронка не является источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не используется в рекреационных целях, не испытывает наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, отнесен к водным объектам второй рыбохозяйственной категории в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 №206 «Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения».
Министерством с привлечением специализированной организации, выполняющей инженерные и проектные работы, ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное обследование р. Воронка и расположенного на нем пруда – охладителя. По результатам выездного мероприятия установлено, что водный объект – пруд на р. Воронка в удовлетворительном состоянии, местами имеются заросли рогоза, затопления, подтопления территории не зафиксировано. В настоящее время проведение мероприятий на водном объекте в приоритетном порядке не требуется.
Полагая, что со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области имеет место бездействие по невыполнению водохозяйственных мероприятий на водном объекте - водохранилище на р. Воронка, прокурор обратился в суд за признанием указанного бездействия незаконным, а также об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области выполнить в соответствии с п. 19 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010 №330, следующие защитные мероприятия на водном объекте - водохранилище на р. Воронка: локальное изъятие иловых отложений; механическое изъятие избыточной биомассы водорослей из водохранилищ в местах их массовых скоплений.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, исходил из того, что водохранилище на р. Воронка является объектом федеральной собственности, полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации находятся в компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, административным ответчиком не доказано отсутствие бездействия – а именно выполнения мероприятий, предусмотренных п. 19 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 24.08.2010 №330, на водном объекте – водохранилище на р. Воронка, в части локального изъятия иловых отложений; механического изъятия избыточной биомассы водорослей из водохранилища в местах их массовых скоплений, также не представлены доказательства тому, что какие-либо действия по обследованию, мониторингу водного объекта на предмет его нуждаемости в защитных мероприятиях (выполнение п. 19 Типовых правил) проводились, в ходе рассмотрения дела не установлено направление Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области заявок на финансирование.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об обоснованности требований административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика при осуществлении полномочий в сфере водных отношений.
Указанные выводы суда соответствуют положениям ст. 1, 7.1,8, 24, 26, 55 Водного кодекса РФ.
Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (пункт 17 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с этим Кодексом.
В данном случае суд правильно указал, что в соответствии со ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области осуществляет переданные федеральные полномочия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тульской области, в том числе предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы, за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Тульской области в виде субвенций.
Согласно подп. 42 п. 4 с Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 №13, Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области осуществляет водохозяйственные мероприятия, а также меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Тульской области, а также в пределах своей компетенции водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тульской области.
В соответствии с п.5 Приказа Минприроды России от 29.09.2010 N 425 (ред. от 25.04.2017) «Об утверждении, для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить следующие основные задачи: выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод (далее - Перечень водных объектов); установить причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей; разработать перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования; согласовать в Росводресурсах значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение, в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 629; обеспечить выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей; подготовить отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий по охране водных объектов или их частей, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, и о достижении целевых прогнозных показателей.
Согласно Правилам охраны поверхностных водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 №1391, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в числе прочего, предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения; расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений; аэрацию водных объектов; биологическую рекультивацию водных объектов; залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов.
Объем выделяемых бюджетных средств и перечень объектов по вышеуказанному направлению определяется главным распорядителем средств – Федеральным агентством водных ресурсов.
При разрешении спора суд правильно исходил из того, что на водохранилище на р. Воронка распространяются Типовые правила использования водохранилищ, утвержденные приказом Минприроды РФ от 24.08.2010 №330.(далее- Типовые правила)
В соответствии с п. 3 Типовых правил, указанные правила предназначены для использования: уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации; собственниками гидротехнических сооружений, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующими такие гидротехнические сооружения организациями; водопользователями при использовании водных объектов в соответствии с заключенными договорами водопользования и решениями о предоставлении водохранилищ в пользование.
Согласно п. 19 Типовых правил с целью предупреждения зарастания акватории водохранилища и цветения воды уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются следующие мероприятия: высадка тростника; заселение водохранилища гидрофитами с обязательной уборкой (осенью) образующейся растительной массы; локальное изъятие иловых отложений; механическое изъятие избыточной биомассы водорослей из водохранилищ в местах их массовых скоплений; санитарная обработка после сработки водохранилища до отметки уровня мертвого объема.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, дана надлежащая оценка представленным в ходе рассмотрения дела акту обследования реки Воронка и пруда-охладителя на р. Воронка от ДД.ММ.ГГГГ, сообщению заведующей кафедрой биологии Тульского государственного университета Волковой по результатам обследования экологического состояния водохранилища на р. Воронка, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, акту комиссионного обследования водного объекта, проведенного ДД.ММ.ГГГГ с участием представителей ФГБУ «Центррегионводхоз», ООО «Межрегионразвития», департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, ПАО «КМЗ». Указанные доказательства исследованы судом с участием специалиста.
Приведенные в апелляционной жалобе суждения относительно отсутствия доказательств о необходимости и целесообразности проведения мероприятий в отношении водного объекта, несостоятельны, основанием к отмене постановленного по делу судебного решения быть не могут. Указанные доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции о незаконном бездействии административного ответчика в сфере реализации необходимых мероприятий в отношении указанного объекта.
Вместе с тем, учитывая, что в данном случае имеет место незаконное бездействие административного ответчика по надлежащему исполнению переданных полномочий реализуемых за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в части избранного судом способа устранения допущенных нарушений, обязав административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по проведению мероприятий в целях реализации п. 19 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на водном объекте – водохранилище на р. Воронка.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с оценкой имеющимся в деле доказательствами, юридической квалификацией установленных обстоятельств, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены постановленного по административному делу судебного решения, как об этом поставлен вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части возложенных на Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области обязанностей по проведению защитных мероприятий.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по проведению мероприятий в целях реализации п. 19 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от 24.08.2010 №330, на водном объекте – водохранилище на р. Воронка.
В остальной части решение Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области – без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи