Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 09.01.2020 |
Дата решения | 28.01.2020 |
Категория дела | 0б оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации |
Судья | Щербакова Наталья Владимировна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 9cea1f7c-9c90-39df-8778-3ebe7be863ed |
дело №33а-268 судья Баранова Е.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2020 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе: председательствующего Щербаковой Н.В.,
судей Башкирова А.А, Дорохина О.М.,
при секретаре Павловой Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Советского районного суда г. Тулы от 25 сентября 2019 года по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Н.Г. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] Н.Г. обратилась в суд с административным иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным и отмене отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, обязании устранить допущенные нарушения. В обосновании заявленных требований истец указала, что она является многодетной матерью, принята на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В целях реализации своего права 5.06.2019 она обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 15000 кв.м для индивидуального жилищного строительства, к которому приложила схему земельного участка на кадастровом плане территории и иные документы, подтверждающие ее статус многодетной семьи.
Со ссылкой на пп.2 п.8 ст.39.15, п.2 ст.39.16, п.п.2 п.1 ст.39.18 ЗК РФ 03.07.2019 ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка указывая на тот факт, что испрашиваемый земельный участок является территорией двух земельных участков, один из которых на основании решения Привокзального райисполкома от 13.12.1990 №21-32 был предоставлен иному гражданину, а также выдан государственный акт <...> №<...> от <...>, другой - решением Привокзального райисполкома от 27.12.1990 №21-29 был предоставлен иному гражданину, а также выдан государственный акт <...> №<...> от <...>.
Последовавший отказ считает незаконным, вынесенным без достаточных к тому правовых оснований.
Просит признать незаконными и отменить отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, выраженный в письме №29-01-11/10349 от 03.06.2019 и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, повторно рассмотрев ее заявление от 05.06.2019.
Определениями суда от 15.08.2019, 11.09.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Тульской области, Романова Т.Г., Хромоножкин А.П.
Административный истец [СКРЫТО] Н.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца [СКРЫТО] Н.Г. по доверенности Дорошенко Я.А. доводы административного искового заявления поддержал по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаева А.И. в судебном заседании доводы административного искового заявления не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Представители заинтересованных лиц Правительства Тульской области, администрации г.Тула, Управление Росреестра по Тульской области, заинтересованные лица Романова Т.Г. и Хромоножкин А.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 25 сентября 2019 года постановлено:
административное исковое заявление [СКРЫТО] Н.Г. удовлетворить.
Признать незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 3 июля 2019 года №29-01-11/10349 в предварительном согласовании предоставления [СКРЫТО] Н.Г. в собственность бесплатно земельного участка, площадью 15000 кв.м, расположенного по адресу: Тульская область, г.Тула, Привокзальный район, пер.Колхозный, по заявлению от 6 июня 2019 года.
Возложить на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанность устранить допущенные нарушения, повторно рассмотрев в установленные законом порядке и сроки заявление [СКРЫТО] Н.Г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно по ее заявлению от 6 июня 2019 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик министерство имущественных и земельных отношений Тульской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца [СКРЫТО] Н.Г., ее представителя по доверенности Дорошенко Я.А., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаевой А.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец [СКРЫТО] Н.Г. отнесена к категории многодетных граждан, так как воспитывает трех несовершеннолетних детей: <...>., <...> года рождения, <...>., <...> года рождения, <...>., <...> года рождения.
06.06.2019 [СКРЫТО] Н.Г. обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 15000 кв.м, расположенного рядом с земельным участком с кадастровым номером <...> по адресу: <...>.
При этом к заявлению приложены документы, подтверждающие статус многодетной семьи, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Рассмотрев заявления [СКРЫТО] Н.Г., министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в письме от 03.07.2019 №29-01-11/10349 сообщило административному истцу об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка со ссылкой на п.п.2 п.8 ст.39.15, п.2 ст.39.16, пп.2 п.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что указанный в заявлении земельный участок является территорией двух земельных участков, один из которых на основании решения Привокзального райисполкома от 13.12.1990 №21-32, был предоставлен иному гражданину, а также выдан государственный акт <...> №<...> от 13.04.1992, другой – решением Привокзального райисполкома от 27.12.1990 №21-29, был предоставлен иному гражданину, а также выдан государственный акт <...> №<...> от 10.11.1992.
Проверяя законность и обоснованность принятого уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что, по существу, ни одно из конкретных, установленных пп. 2 п.8, п.17 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ оснований, министерством имущественных и земельных отношений Тульской области в обжалуемом отказе от 3 июля 2019 года не приведено, а изложенные в оспариваемом решении обстоятельства не имеют своего объективного подтверждения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют содержанию оспариваемого отказа и постановлены с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пп.1); утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пп.3).
Согласно ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка (п.1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).
Исходя из п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, в том числе, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Закона Тульской области от 26.10.2015 № 2362-ЗТО (ред. от 01.06.2016) «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» гражданину, состоящему на учете, земельный участок может быть предоставлен следующими способами:
1) гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно.
2) гражданин самостоятельно обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в правительство области или орган местного самоуправления, которое подлежит рассмотрению в соответствии с земельным законодательством.
3) гражданин обращается в правительство области или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка. В случае, если образование земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, возможно в соответствии с требованиями земельного законодательства, правительство области или орган местного самоуправления обеспечивает подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
По смыслу приведенных норм материального права предоставление земельного участка для граждан, имеющих право на его бесплатное предоставление, осуществляется только за счет земельных участков, сформированных исключительно для целей бесплатного предоставления.
В соответствии со статьей 2 Закона Тульской области от 21.12.2011 №1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющих трех и более детей» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории области предоставляются в собственность бесплатно многодетным гражданам в следующих случаях: 1) для индивидуального жилищного строительства; 2) для личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома). Многодетные граждане могут использовать право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность однократно.
Как усматривается из текста ответа, подготовленного министерством имущественных и земельных отношений Тульской области по результатам рассмотрения заявления [СКРЫТО] Н.Г., отказывая в удовлетворении заявления, административный ответчик, указал, что в соответствии с информацией представленной администрацией г.Тулы, испрашиваемый земельный участок является территорией двух земельных участков, один из которых на основании решения Привокзального райисполкома от 13.12.1990 №21-32, был предоставлен иному гражданину, а также выдан государственный акт <...> №<...> от <...>, другой – решением Привокзального райисполкома от 27.12.1990 №21-29, был предоставлен иному гражданину, а также выдан государственный акт <...> №<...> от <...>.
Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, данный перечень является исчерпывающим.
В частности, в соответствии с пп.2 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение о таком отказе принимается в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13,15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего кодекса.
В силу пп.2 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случаях, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Привокзального районного совета народных депутатов №21-32 от 13.12.1990 земельный участок площадью 900 кв.м, расположенный в <...>, №<...>, выделен Романовой Т.Г. для строительства индивидуального жилого дома с надворными хозяйственными постройками на праве личной собственности.
Кроме того, решением Привокзального районного совета народных депутатов №22-29 от 27.12.1990 земельный участок площадью 900 кв.м, расположенный в <...>, №<...>, выделен Хромоножкину А.П. для строительства индивидуального жилого дома с надворными хозяйственными постройками на праве личной собственности.
Согласно данным постановлениям, Романова Т.Г. и Хромоножкин А.П. обязаны разработать проект жилого дома и застроек и согласовать с городскими инженерными службами, Привокзальной районной СЭС, СВПЧ-5, архитектором района, после согласования проектной документации в хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро Тулоблисполкома оформит государственный акт на право пользования землей, оформить акт об отводе земельного участка с разбивкой осей всех строений согласно утвержденному плану застройки земельного участка в натуре, с жилищно-коммунальным отделом райисполкома заключить договор о возведении индивидуального жилого дома на отведенном земельном участке. Указанные граждане предупреждены о том, что в случае неиспользования в течение 2 лет земельного участка или использования его не по назначению право пользования землей прекращается, постановления подлежат отмене.
К представленному ГУ «ГАТО» решению Привокзального районного совета народных депутатов №22-29 от 27.12.1990 приложена схема отвода земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по <...>, на схеме отражено расположение участков №<...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.
Между тем, доказательств, подтверждающих факт реализации указанных постановлений, факт принятия государственных актов о предоставлении в пользовании земельных участков (регистрационный номер <...> №<...> от <...>; <...> №<...> от <...>), на которые министерство имущественных и земельных отношений Тульской области ссылается в оспариваемом решении, административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Приняв во внимание положения ст.ст.62,226 КАС РФ с учетом распределения бремени доказывания, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о невыполнении министерством имущественных и земельных отношений Тульской области обязанности доказать обоснованность последовавшего отказа.
Так, согласно ответу Управления Росреестра по Тульской области от 25.09.2019 в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства Управления храниться книга записей государственных актов на право пользования землей Ленинского района Тульской области, в которой отсутствует запись о подготовке государственных актов <...> №<...> от <...> и <...> №<...> от <...>.
Данные о том, что испрашиваемые административным истцом земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, либо о том, что сведения о них вносились в Единый государственный реестр прав, также отсутствуют.
Суд первой инстанции установлено, что доказательств возникновения права собственности у иных лиц в отношении испрашиваемого административным истцом земельного участка отсутствуют.
Вывод административного ответчика о том, что границы испрашиваемого административным истцом земельного участка имеют пересечения (наложения) с земельными участками, которые ранее были предоставлены иным гражданам, основан на ответе администрации г.Тулы. Вместе с тем сведений о пересечении границ испрашиваемого истцом земельного участка c границами тех земельных участков, которые ранее отводились иным гражданам, не представлено.
При сопоставлении представленного представителем истца топографического плана со схемой расположения земельных участком, запроектированной в 1990 году, усматривается несоответствие фактических границ земельных участков схеме 1990 года.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств принадлежности испрашиваемого земельного участка иным лицам либо пересечений (наложений) их границ с земельными участками, принадлежащими иным лицам. Надлежащих и достоверных доказательств предоставления спорного земельного участка иным лицам на каком-либо праве суду не представлено.
Сведений о фактическом использовании данного земельного участка какими-либо лицами также суду не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что земля в данной местности не обрабатывается.
При этом суд правильно в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 62 КАС РФ установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора.
Поскольку рассмотрение поставленного в заявлении [СКРЫТО] Н.Г. вопроса отнесено к компетенции министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, судом также правильно указано в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца на обязанность административного ответчика повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Н.Г., что соответствует положениям ст. 227 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: