Дело № 33а-1997/2019, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Тульский областной суд (Тульская область)
Дата поступления 21.05.2019
Дата решения 02.07.2019
Категория дела прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления
Судья Епихина Ольга Михайловна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 52c6ee77-f4bd-3f63-be23-26f3bdf3ebbe
Стороны по делу
Истец
******* ***** *********
Ответчик
************* *.****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело №-33а-1997 судья Свинцова С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июля 2019 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного судав составе председательствующего Епихиной О.М.,

судей Башкирова А.А., Юрковой Т.А.,

при секретаре Карловой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации города Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 12 февраля 2019 года по делу по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Игоря [СКРЫТО] к администрации города Тулы о признании недействующим в части постановления администрации города Тулы от 20.01.2017 года № 98 «Об утверждении проектов межевания территорий»

Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия

установила:

постановлением администрации г. Тулы от 20.01.2017 года № 98 «Об утверждении проектов межевания территорий» (далее- Постановление №98 от 20.01.2017) в соответствии со ст.ст. 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании постановления администрации города Тулы от 29.12.2015 №6538 «Об организации работ по формированию земельных участков под многоквартирными домами в городе Туле в 2016 и 2017 годах» утверждены проекты межевания территорий по адресам:

- г. Тула, Красноармейский пр., д. 48;

- г. Тула, пр. Ленина, д. 121;

- г. Тула, ул. Пионерская, д. 35а;

- г. Тула, пос. Скуратовский, пос. Льва Толстого, ул. Овражная, д. 20;

- г. Тула, ул. Привокзальная, д. 20, ул. Привокзальная, д. 26;

- г. Тула, ул. Шухова, д. 22, ул. Шухова, д. 22а, ул. Шухова, д. 24 к.2, ул. Шухова, д."2ба, ул. Шухова, д. 28, ул. Шухова, д. 28а, ул. Кутузова, д. 16, ул. Кутузова; д. 16а, ул. Кутузова, д. 20, ул. Кутузова, д. 20а, ул. Кутузова, д. 206, ул. Кутузова, д. 22, ул. Кутузова/ул. Р.Зорге, д. 24/25, ул. Р.Зорге, д. 19, ул. Р.Зорге, д. 21, д. 23, ул. Немцова, д. 15, ул. Немцова, д. 15а, ул. Немцова, д. 17, ул. Немцова, д. 17а, ул. Немцова, д. 19;

- г. Тула, ул. Марата, д. 32;

- г. Тула, ул. Кутузова, д. 28, ул. Кутузова, д. 30, ул. Р.Зорге, д. 306, ул. Кутузова/ул. Р. Зорге, д. 26/32, ул. Р.Зорге, д. 20, ул. Р.Зорге, д. 20а, ул. Р.Зорге, д. 22, ул. Р.Зорге, д. 22а, ул. Р.Зорге, д. 226, ул. Р.Зорге, д. 24, ул. Р.Зорге, д. 24а, ул. Р.Зорге, д. 26, ул. Р.Зорге, д. 26а, ул. Р.Зорге, д. 28а, ул. Р.Зорге, д. 286, ул. Дементьева, д. 13, ул. Немцова/ул. Р.Зорге, д. 23/18.

Постановление принято с учетом итогов (рекомендаций) публичных слушаний, проведенных Тульской городской Думой 02.12.2016 года, и опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула http://www.npacitv.tula.ru в сети Интернет 23.01.2017 года.

[СКРЫТО] И.Б., считая свои права нарушенными Постановлением №98 от 20.01.2017 в его части, предусматривающей включение в состав земельного участка площадью 4500 кв.м, на котором располагается многоквартирный дом по адресу: <адрес> территории занятой принадлежащим ему гаражом обратился в суд с административным исковым заявлением, к администрации города Тулы о признании недействующим со дня принятия указанного постановления в части земельного участка по адресу: г. Тула, ул. Шухова, д. 24 корп. 2 в составе проекта межевания территории по адресу: г. Тула, ул. Шухова, д. 22; ул. Шухова, д. 22а; ул. Шухова д. 24 корп. 2; ул. Шухова, д. 26а; ул. Шухова, д. 28; ул. Шухова, д. 28а; ул. Кутузова, д. 16; ул. Кутузова, д. 16а; ул. Кутузова, д. 20; ул. Кутузова, д. 20а; ул. Кутузова, д. 20б; ул. Кутузова, д. 22; ул. Кутузова/ул. Р.Зорге, д. 24/25; ул. Р.Зорге, д. 19; ул.Р.Зорге, д. 21; ул. Немцова, д. 15; ул. Немцова, д. 17; ул. Немцова, д. 17а; ул. Немцова, д. 19. По мнению административного истца, указанный проект планировки противоречит статьям 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), статье 11.9 Земельного кодекса РФ.( далее ЗК РФ)

В судебное заседание административный истец [СКРЫТО] И.Б. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители административного истца [СКРЫТО] И.Б. по доверенностям [СКРЫТО] Н.Н. и Дорошенко Я.В. в судебном заседании поддержали требования административного истца.

Представитель административного ответчика администрации г. Тулы, заинтересованного лица Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенностям Львова М.С. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, указав, что [СКРЫТО] И.Б. не лишен права обратиться в суд исковым заявлением об оспаривании границ сформированного земельного участка.

Привлеченные судом в качестве заинтересованных лиц Николаева Л.Б., Просветова О.В., Занина Л.А., Мартошенко В.А., Успенский В.А., Писарева Н.А., Куракова Н.Н., Цыганаш И.А., Казакова С.Г., Булгакова А.А., Хрипков В.А., Судаков А.Ю., Кожевникова Е.А., Мийлиев М.В., Денисова Л.В., представители заинтересованных лиц филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 12 февраля 2019 года требования административного истца удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация г. Тулы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права. Указывает, что данный спор не подлежит разрешению по правилам административного судопроизводства, поскольку имеет место спор о границах земельного участка и признании отсутствующим права собственности всех собственников многоквартирного дома на него, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского процессуального закона с соблюдением правил об исключительной подсудности по месту нахождения имущества. Оспариваемое постановление не является нормативным актом. Кроме того, административный ответчик считает, что административный истец, не являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, не может оспаривать действия администрации города Тулы по формированию земельного участка под многоквартирным домом.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства участников судопроизводства.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца по доверенностям [СКРЫТО] Н.Н. и Дорошенко Я.В., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенностям Львовой М.С., заключение прокурора, полагавшего постановленное по административному делу судебное решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ далее ГрК РФ).

Проект межевания территории наряду с проектом планировки территории является видом документации по планировке территории.( ст. 41 ГрК РФ)

В соответствии с частью 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

В соответствии с ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфрастуктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с п. 9 ст. 43 ГрК РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

Согласно п.п. 4, 6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, [СКРЫТО] И.Б. является собственником гаража, расположенного по адресу: город Тула, улица Шухова, дом 20б.

На основании оспариваемого постановления по заказу Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы выполнен межевой план земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Шухова, д. 24, корп. 2. земельный участок с целевым назначением – многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Шухова, д. 24, корп. 2, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера: 71:30:030113:597.

Из схемы проекта межевания следует, что принадлежащий истцу гараж находится на территории сформированного земельного участка площадью 4500 кв.м, на котором располагается многоквартирный жилой дом по адресу: г. Тула, ул. Шухова, д. 24, корп. 2.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частями 1 и 19 которого решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление представляет собой нормативный правовой акт органа местного самоуправления - администрации города Тулы, поскольку содержит в себе правовые нормы (правила поведения) – установление планировки территории с указанием границ участков и зон с особыми условия использования территории, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере градостроительной деятельности и земельных отношений.

С учетом изложенных обстоятельств, положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ, [СКРЫТО] И.Б. вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 7 и п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Администрация муниципального образования города Тулы в соответствии с Уставом муниципального образования город Тула (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области. Администрацией муниципального образования город Тула руководит глава администрации муниципального образования город Тула на принципах единоначалия.

В соответствии со ст. 46 (части 5, 6) Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что порядок поведения публичных слушаний и принятия оспариваемого постановления соблюдены.

Постановление №68 от 20 января 2017 года принято надлежащим лицом в пределах полномочий и с соблюдением порядка принятия.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ).

Решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 N 33/839 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, включающие карту градостроительного зонирования.

В соответствии с пунктами 1-5 ст.5 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; подготовка документации по планировке территории города осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий с учетом положений, установленных в статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации; виды и состав документации по планировке территории устанавливаются в соответствии со статьями 42, 43, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из карты градостроительного зонирования следует, что территория, занятая гаражом, принадлежащим административному истцу, а также прилегающая к гаражу, расположена в территориальной зоне О-1 (многофункциональная общественно-деловая зона), а территория, на которой расположен жилой дом по адресу: г. Тула, ул.Шухова,д.24,корп. 2, расположена в территориальной зоне Ж-4 зона застройки многоэтажными жилыми домами).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон (п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ).

Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Проанализировав указанные положения действующего законодательства, суд обосновано указал, что в нарушение приведенных норм законодательства в оспариваемой части проект межевания территории устанавливает нахождение земельного участка в двух территориальных зонах и в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима.

При изложенных обстоятельствах, с учетом пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50, судебная коллегия полагает, что в оспариваемой части постановление правильно признано недействующим со дня принятия.

Доводы апелляционной жалобы о том, настоящие требования не подлежат разрешению по правилам административного судопроизводства, поскольку имеет место спор о границах земельного участка и признании отсутствующим права собственности всех собственников многоквартирного дома на него, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского процессуального закона с соблюдением правил об исключительной подсудности по месту нахождения имущества, нельзя согласиться. Данные требования правильно разрешены судом в порядке главы 21 КАС РФ.

Приведенные в апелляционной жалобе суждения относительно того, что административный истец, не являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, не может оспаривать действия администрации города Тулы по формированию земельного участка под многоквартирным домом, несостоятельны, и не влияют на правильность выводов суда при разрешении требований о признании недействующим в части постановления об утверждении проекта межевания территории.

Оснований для отмены постановленного по делу судебного решения судебная коллегия не усматривает. В порядке ст. 215 КАС РФ надлежит дополнить резолютивную часть решения указанием на обязанность администрации г. Тулы опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления

Руководствуясь статьями 308, 309Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 12 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации муниципального образования город Тула – без удовлетворения, дополнив резолютивную часть решения указанием на обязанность администрации г. Тулы опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в установленном законом порядке.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Тульский областной суд (Тульская область) на 21.05.2019:
Дело № 33-1993/2019, апелляция
  • Дата решения: 06.06.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дмитренко Марина Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2005/2019, апелляция
  • Дата решения: 06.06.2019
  • Решение: снято с рассмотрения - прочие основания
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Алексеева Татьяна Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1992/2019, апелляция
  • Дата решения: 06.06.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Крылова Элеонора Юрьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1996/2019, апелляция
  • Дата решения: 06.06.2019
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бобкова Светлана Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1995/2019, апелляция
  • Дата решения: 06.06.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Черенков Александр Владиславович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-469/2019 ~ М-305/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 25.07.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Щербакова Наталья Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2003/2019, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Быкова Наталья Вацлавовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-625/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Га-623/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-624/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-215/2019, надзор
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-671/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-1497/2019, апелляция
  • Дата решения: 10.06.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кондакова Елена Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ