Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 22.05.2018 |
Дата решения | 19.06.2018 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Епихина Ольга Михайловна |
Результат | ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 35714cd6-159d-34d9-a299-fb9b69fed8f8 |
Дело №33а-1891 судья Старцева Т.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2018 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Епихиной О.М., Юрковой Т.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Епихиной О.М. административное дело по частной жалобе правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] на определение Тульского областного суда от 14 марта 2018 года о взыскании судебных расходов по делу по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Виктора Николаевича к правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Исследовав доказательства в письменной форме, судебная коллегия
установила:
Решением Тульского областного суда от 14 марта 2018 года по вышеуказанному административному делу административное исковое заявление [СКРЫТО] В.Н. удовлетворено, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, <данные изъяты>, в размере, равном его рыночной стоимости – 12 610 000 рублей.
Административный истец [СКРЫТО] В.Н. обратился в суд с заявлением о возмещении судебных расходов по административному делу за оказание оценочных услуг по определению рыночной стоимости земельного участка оценщиком <данные изъяты> в сумме 20000 рублей.
В судебное заседание [СКРЫТО] В.Н. и его представитель по доверенности [СКРЫТО] И.В. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие
Представитель административного ответчика правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по доверенности Трухтанов С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменные возражения относительно заявления о возмещении судебных расходов, ссылаясь на соблюдение при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости установленной методики расчета кадастровой стоимости.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Определением Тульского областного суда заявление [СКРЫТО] В.Н. о взыскании судебных расходов удовлетворено, с правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] за счет казны субъекта Российской Федерации – [СКРЫТО] [СКРЫТО], в пользу [СКРЫТО] В.Н. в возмещение судебных расходов взыскано 20000 рублей.
В частной жалобе правительство [СКРЫТО] [СКРЫТО] просит указанное определение суда отменить как незаконное и необоснованное, ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для разрешения поставленного перед судом вопроса.
В соответствии с ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы и возражений административного истца на частную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статьей 106 КАС РФ определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Положениями ст. 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.
Статьей 112 КАС РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 10 и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Факт несения административным истцом заявленных ко взысканию судебных расходов подтвержден представленными в материалах дела доказательствами и не оспаривался в ходе рассмотрения заявления.
Также, руководствуясь положениями п. 4 и 5 ч. 2 ст. 246 и п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, с учетом разъяснений п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебная коллегия полагает, что судом правомерно указано на обоснованность судебных расходов по подготовке отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, поскольку указанные расходы являлись необходимыми в целях соблюдения порядка обращения с административным иском в суд.
Обоснованность и относимость данных судебных расходов в размере 20000 рублей, исходя из положений ст.ст. 106, 129 КАС РФ, у судебной коллегии сомнений не вызывают.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для удовлетворения заявленных требований послужил факт установления в отношении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером №, того обстоятельства, что его кадастровая стоимость в размере 67472203,12 рублей превышает его рыночную стоимость в размере 12 610 000 рублей, что приводит к нарушению прав административного истца.
При этом, расхождение кадастровой стоимости спорного объекта с его рыночной стоимостью более, чем в пять, раз не укладывается в приемлемые с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, подтверждает то обстоятельство, что установление в отношении спорного объекта его рыночной стоимости явилось для административного истца способом защиты прав, реальная угроза нарушения которых связана с намерением выкупить земельный участок, на котором расположены принадлежащие административному истцу объекты капитального строительства, без проведения торгов, по цене, не превышающей кадастровую стоимость (п. 1 ст. 39.20, подп. 6 п. 2 ст. 29.3, п. 3 ст. 39.4).
Указание в обжалуемом определении на нарушение установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере, существенно превышающим его рыночную стоимость, прав административного истца как налогоплательщика судебная коллегия полагает опиской, которая не свидетельствует о недостоверности выводов суда первой инстанции о необходимости удовлетворения требований о взыскании судебных расходов.
Доводы правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] о том, что оспариваемая кадастровая стоимость определена в соответствии с выполненным на основании с государственного контракта отчетом <данные изъяты> от 26 августа 2016 года, подтвержденным положительным заключением <данные изъяты>, не подтверждены письменными материалами дела.
Напротив, упомянутый в частной жалобе правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] отчет <данные изъяты> и заключение <данные изъяты> не являлись предметом исследования судом первой инстанции, и в нарушение положений ч. 1 ст. 62 КАС РФ не представлены ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции, в то время как сведения об отсутствии объективной возможности предоставления суду данного отчета и заключения частная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах нельзя судить об относимости указанных отчета и заключения к рассмотренному судом первой инстанции вопросу.
Вместе с тем, доводы частной жалобы о том, что в результате массовой оценки составлен отчет <данные изъяты>, с учетом установленных обстоятельств, не имеют существенного правового значения, поскольку данные доводы не свидетельствуют о корректности указанного отчета применительно к спорным правоотношениям, не исключают достоверность отчета при имеющихся у оценщика данных, однако не позволяют судить о том, что причиной расхождения указанных данных не явилось, в том числе, непредоставление оценщику достаточных сведений об объекте недвижимости.
Подтверждение заключения, составленного в результате массовой оценки недвижимости, соответствующей экспертной организацией не свидетельствует об отсутствии нарушений (реальной угрозы нарушения) прав административного истца, послуживших основанием для обращения с настоящим административным иском.
Доводы апелляционной жалобы об имеющейся подтверждающей позицию административного ответчика судебной практике также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные в апелляционной жалобе судебные постановления приняты по конкретным делам и не имеют законодательной либо преюдициальной силы применительно к настоящему административному делу.
Поскольку обращение истца с административным иском явилось формой реализации им права на судебную защиту, суд верно указал на то, что понесенные при рассмотрении настоящего административного дела судебные расходы подлежат возмещению с надлежащего административного ответчика.
Разрешая вопрос о распределении по делу между сторонами судебных расходов, суд руководствовался подлежащими применению положениями КАС РФ, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 № 20-П, согласно которой Кодекс административного судопроизводств РФ не содержит исключений из общих правил распределения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Из материалов дела следует, что оспоренная в настоящем административном дела кадастровая стоимость земельного участка в связи с его образованием утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 05 апреля 2017 года по состоянию на 05 апреля 2017 года путем умножения удельного показателя, утвержденного постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30 ноября 2016 года №546 на площадь земельного участка.
Определяя лицо, на которое следует возложить указанные расходы, суд пришел к правильному выводу об их взыскании с правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], поскольку данный орган исполнительной власти субъекта РФ в силу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года №945 «О государственной кадастровой оценке земель», постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», на основании ст. 48 Устава (Основного Закона) [СКРЫТО] [СКРЫТО] является органом, к полномочиям которого отнесено утверждение результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также утверждение удельных показателей, на основании которых филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] произведен расчет оспоренной кадастровой стоимости.
Приходя к выводу об обоснованности взыскания судебных расходов с правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], судебная коллегия также принимает во внимание, что в отсутствие сведений о допущенной при умножении удельного показателя на площадь земельного участка ошибке, судебные расходы не подлежат взысканию с ФГБУ «ФКП Росреестра», уполномоченного, приказом Росреестра от 12 мая 2015 года №П/210 на определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что расходы подлежат взысканию с правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], поскольку данным административным ответчиком утверждены средние значения удельных показателей, на основании которых рассчитывалась оспариваемая кадастровая стоимость.
Данные выводы соответствуют разъяснениям, изложенным в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с которыми судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости; если кадастровая стоимость была пересмотрена в связи с технической ошибкой в сведениях об объекте оценки, судебные расходы относятся на орган, допустивший такую ошибку.
При таких обстоятельствах, установив, что названные расходы относятся к судебным издержкам, а также что административным истцом представлены надлежащие доказательства несения указанных расходов, суд пришел к верному выводу, о взыскании с административного ответчика правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], в пользу административного истца [СКРЫТО] В.Н. судебных расходов в сумме 20000 рублей.
Выводы о взыскании данных денежных сумм за счет за счет казны субъекта РФ обусловлены взаимосвязанными положениями ст. 1071 Гражданского кодекса РФ и ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ.
Приведенное в частной жалобе правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] иное толкование норм процессуального права основано на неправильном понимании закона, не опровергает выводы суда об обоснованности заявленных требований о взыскании судебных расходов в их удовлетворенной части и о том, что данные расходы подлежат возмещению правительством [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения определения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение Тульского областного суда от 14 марта 2018 года оставить без изменения, частную жалобу правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: