Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 15.05.2017 |
Дата решения | 30.05.2017 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Епихина Ольга Михайловна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | a175bf10-9932-307b-be20-0f92221fe3b2 |
дело №33а-1737 судья Жигулина М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2017 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Башкирова А.А., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассматривала в открытом судебном заседании административное делопо апелляционной жалобе администрации города Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 13 марта 2017 года по делу по административному исковому заявлению [СКРЫТО] В.Г. к Главному управлению администрации г. Тулы по Центральному территориальному округу, начальнику главного управления администрации г. Тулы по Центральному территориальному округу, администрации г. Тулы о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, обязании оказать муниципальную услугу.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] В.Г. обратился в суд с административным иском к Главному управлению администрации г. Тулы по Центральному территориальному округу, администрации г. Тулы о признании незаконным отказа начальника Главного управления администрации г. Тулы по Центральному территориальному округу в предоставлении муниципальной услуги «Признание в муниципальном жилищном фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», выраженного в письме от 23.12.2016 года №. Обязать администрацию г. Тулы и Главное управление администрации г. Тулы по Центральному территориальному округу предоставить [СКРЫТО] В.Г. муниципальную услугу «Признание в муниципальном жилищном фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» путем проведения межведомственной комиссией оценки соответствия жилого дома, по адресу Тульская область, Ленинский район, сельское поселение Ильинское, СНТ «Мелиоратор», <адрес> требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, с предоставлением соответствующего заключения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельного участка и расположенного на нем садового домика от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, [СКРЫТО] В.Г. является собственником дома, назначение: жилой дом, площадь <данные изъяты>, количество этажей <данные изъяты>, в том числе подземных: <данные изъяты>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>
Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером: №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для коллективного садоводства, общая площадь <данные изъяты>.
С января 2016 года административный истец проживает в названном доме, иного места для проживания не имеет.
В регистрации по месту жительства в указанном доме ему было отказано со ссылкой на необходимость признания дома пригодным для проживания.
Однако оспариваемым письмом в ответ на его обращение о признании данного дома пригодным для проживания ему было отказано в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на необходимость выбора судебного порядка такого признания.
Ссылаясь на положения ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 года №7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан», Положение о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, административный истец указывает на нарушение его прав заявленными административными ответчиками.
В судебное заседание [СКРЫТО] В.Г. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Представитель административного истца по ордеру адвокат Щербакова А.В. в судебном заедании требования поддержала по основаниям указанным в заявлении.
Представитель административных ответчиков администрации г. Тулы, Главного управления администрации г. Тулы по Центральному территориальному округу по доверенностям Офицерова Т.Е. административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Административный ответчик начальник Главного управления администрации г. Тулы по Центральному территориальному округу Елкин А.Г., представитель заинтересованного лица – Отделения по обслуживанию Центрального округа по вопросам миграции УМВД России по г. Туле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Представитель заинтересованного лица СНТ «Мелиоратор» председатель Чибисов В.А. с административным иском согласился, просил его удовлетворить.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 13 марта 2017 года требования [СКРЫТО] В.Г. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация г. Тулы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное судом при неправильном применении материального закона и определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, [СКРЫТО] В.Г. является собственником земельного участка и дома, расположенного адресу: Тульская область, Ленинский район, сельское поселение Ильинское, СНТ «Мелиоратор».
Начальником Отделения по обслуживанию Центрального округа отдела по вопросам миграции УМВД России по Туле 16.01.2017 года [СКРЫТО] В.Г. отказано в регистрации по месту жительства в принадлежащем ему доме ввиду отсутствия документа, подтверждающего факт пригодности дома для постоянного проживания в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
[СКРЫТО] В.Г. также обратился с заявлением к начальнику Главного управления администрации г.Тулы по Центральному территориальному округу о признании дома пригодным для проживания.
23 декабря 2016 года указанное обращение [СКРЫТО] В.Г. начальником главного управления администрации города Тулы по Центральному территориальному округу оставлено без удовлетворения, о чем истцу направлено письмо № от 23.12.2016 года. В обоснование данного отказа ответчиком указано на Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П и необходимость обращения истца в суд общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Вопрос о признании жилого дома или квартиры пригодным либо непригодным для проживания законодательством отнесен к исключительной компетенции межведомственной комиссии в соответствии с п. 7 указанного Положения.
В соответствии с п. 3.4.3.1 Положения «О Главном управлении администрации г. Тулы по Центральному территориальному округу», утвержденного решением Тульской городской Думы 4-ого созыва от 24 ноября 2010 года № 12/252, Управление имеет полномочия и обязательства в установленном порядке и (или) по поручению администрации создавать и обеспечивать работу межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда, осуществлять подготовку проектов постановлений администрации г. Тулы с указанием о дальнейшем использовании помещения в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением главы администрации г. Тулы от 10 октября 2006 года № 2412 постановлено начальникам территориальных управлений создать для работы на подведомственных им территориях межведомственные комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Приказом начальника территориального управления № 1/51-п от 02 сентября 2015 года создана районная межведомственная комиссия по оценке жилых помещений (жилых домов) муниципального жилищного фонда.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности отказа в предоставлении [СКРЫТО] В.Г. муниципальной услуги по оценке межведомственной комиссией принадлежащего ему на праве собственности помещения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Из Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», (ранее «Признание в муниципальном жилищном фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»), утвержденного постановлением администрации г.Тулы от 30.12.2013 года № 4457, следует, что муниципальная услуга предоставляется администрацией г.Тулы с участием территориальных управлений администрации г.Тулы по районам и созданных межведомственных комиссий для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда (п.2.3), в ныне действующей редакции (Постановления администрации г. Тулы №485 от 21.01.2017 года) - муниципальная услуга предоставляется администрацией г.Тулы через уполномоченные территориальные органы – главные управления администрации г. Тулы по территориальным округам.
Действие названного Регламента распространяется на помещения и многоквартирные дома, расположенные на территории муниципального образования город Тула (п. 1.1).
Согласно административному регламенту за получением муниципальной услуги вправе обратиться граждане собственники частных жилых помещений (п. 1.3).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлен п. 2.12 Административного регламента, и не содержит указания на отсутствие соответствующего правового регулирования либо на необходимость учета целевого назначения земельного участка, на котором расположено жилое помещение.
При этом названный административный регламент не содержит ограничений проведения оценки помещений, связанных с видом разрешенного использования и (или) целевым назначением земельного участка, на котором такое помещение расположено.
Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что в своей деятельности при разрешении поставленного в заявлении о предоставлении муниципальной услуги вопроса межведомственная комиссия обязана руководствоваться «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47.
В соответствии с п.п. 7,8 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с п.п. 42, 47, 49 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения…
Таким образом, оценку соответствия жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям дает уполномоченный орган – межведомственная комиссия, создаваемая в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В данном случае решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным либо принадлежит гражданам на праве собственности.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из отсутствия иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями, в связи с чем судом первой инстанции верно указано, что иным способом установление данного обстоятельства невозможно.
Постановлением Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 27 часть 1 и 55 часть 3 абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
При этом указание в данном постановлении о том, что до принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК РФ), не изменяет объем полномочий при разрешении указанных вопросов.
В связи с изложенным, при рассмотрении обращения административного истца главным управлением администрации города Тулы по Центральному территориальному округу необоснованно отказано в удовлетворении указанного заявления.
Также судебная коллегия полагает, что доводы административного ответчика об отсутствии препятствий в регистрации истца по месту жительства в принадлежащем истцу спорном домовладении несмотря на отсутствие документа, подтверждающего факт пригодности строения для проживания, являются необоснованными, так как иное следует из представленного в материалах дела ответа начальника Отделения по обслуживанию Центрального округа отдела по вопросам миграции УМВД России по Туле от 16.01.2017 года [СКРЫТО] В.Г. об отказе в регистрации по месту жительства в спорном доме.
Как верно установлено судом, право истца на строение – дом, назначением – жилое, зарегистрировано по декларации, в предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» упрощенном порядке, а потому соответствие данного строения строительным нормам и правилам не проверялось, в связи с чем с целью реализации права [СКРЫТО] В.Г. на регистрацию в принадлежащем ему домовладении требуется установления факта пригодности его для постоянного проживания, что влечет необходимость проведения оценки его соответствия требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований [СКРЫТО] В.Г.
Доводы жалобы о том, что [СКРЫТО] В.Г. вправе обратиться за установлением факта пригодности строения для постоянного проживания в судебном порядке, не исключает обязанность органов местного самоуправления при обращении собственника такого строения с соответствующим заявлением разрешить указанный вопрос, отнесенный к компетенции данного органа, с соблюдением установленного законом порядка.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями закона, а также нормах материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке – отсутствуют.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 13 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации г. Тулы – без удовлетворения.
Председательствующий: