Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 21.03.2022 |
Дата решения | 19.04.2022 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Голомидова Ирина Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 5fd43415-8cdf-3af0-aef1-d6467c136b8c |
дело № 2а-183/2021 (№ 33а-1183/2021) судья Волков В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2022 г. город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
судей Голомидовой И.В., Семеновой Т.Е.,
при секретаре Хромовой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца [СКРЫТО] М.С. по доверенности Вишни А.О. на решение Ленинского районного суда Тульской области от 18 января 2022 г. по делу по административному иску [СКРЫТО] М.С. к Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа по начислению налога, возложении обязанности произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Голомидовой И.В., судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] М.С. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Тульской области о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа по начислению и перерасчету налога на имущество с кадастровыми номерами "...", "..." и "..." за 2018 год, обязании произвести перерасчет названного налога, указав в обоснование заявленных требований на то, что он является собственником вышеназванных объектов недвижимости.
В 2018 году суммарная кадастровая стоимость названных выше объектов недвижимости составила 41 180 539 рублей. В 2019 году суммарная кадастровая стоимость уменьшилась и составила 13 839 393 рубля.
Между тем 03.08.2020 [СКРЫТО] М.С. выставлено налоговое уведомление № "..." об уплате налога без учета уменьшения кадастровой стоимости объектов.
04.03.2021 административный истец обратился в налоговый орган с заявлением о разъяснении причин неперерасчета налога на имущество физических лиц за 2019 год в связи с уменьшением размера кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами "...", "..." и "...".
Однако в своем ответе № "..." Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области без каких-либо разъяснений сослалось на сумму задолженности по указанному выше налогу.
Полагая, что для начисления налога на имущество за 2019 год необходимо было применять кадастровую стоимость объектов с кадастровыми номерами "...", "..." и "...", составляющую суммарно 13 839 393 рублей, но с учетом трехлетнего предельного срока, установленного в п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, считает отказ налогового органа в перерасчете названного налога на имущество за 2019 год незаконным, нарушающим права и интересы налогоплательщика.
Решением Ленинского районного суда Тульской области от 18 января 2022 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное ввиду неправильного применения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства административного истца [СКРЫТО] М.С., представителей заинтересованных лиц Управления Росреестра по Тульской области, правительства Тульской области.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца [СКРЫТО] М.С. по доверенности Вишни А.О., представителя административного ответчика УФНС России по Тульской области по доверенности Гулидову И.И., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, [СКРЫТО] М.С. в 2019 году являлся собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами "...", "...", "...".
Как у собственника указанных объектов недвижимого имущества у [СКРЫТО] М.С. возникла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год.
Согласно ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ (ст. 400 Налогового кодекса РФ), к которому в том числе, относятся иное здание, строение, сооружение, помещение, расположенное в пределах муниципального образования (п. 1 ст. 400 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 Налогового кодекса РФ).
Из п. 1 и пп. 2 п.2 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Законом Тульской области от 20 ноября 2014 г. № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 г.
Решением Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц» с 01.01.2015 на территории муниципального образования г. Тула введен налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.
При этом, налоговые ставки установлены в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2,0 процента.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954 определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в который вошли принадлежащие [СКРЫТО] М.С. объекты недвижимости с кадастровыми номерами "...", "...", "...".
Налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление № "...", согласно которому налог на имущество за 2019 год был рассчитан исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных Постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 по состоянию на 15.07.2015; в отношении данных объектов применена налоговая ставка в размере 2%.
Налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц определена в соответствии с их кадастровой стоимостью, утвержденной Постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414, в отношении объекта недвижимости "..." в размере 2 396 618,54 рублей; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "..." – 27 119 187,70 рублей. В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "..." кадастровая стоимость, применяемая в налоговом периоде 2019 года, составила 11 664 734,89 рублей, была определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной названным выше Постановлением правительства Тульской области (35 628,39 рублей за кв.м).
04.03.2021 административный истец направил через Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщиков для физических лиц» в налоговый орган обращение, в котором просил рассмотреть возможность пересмотра начисленного налога за 2019 год в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами "...", "..." и "...", ссылаясь на то, что с 01.01.2020 года кадастровая стоимость таких объектов понизилась.
12.03.2021 Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области направило через личный кабинет административного истца ответ № "...", в котором разъяснен порядок расчета налога на имущество физических лиц за 2019 год в отношении принадлежащих [СКРЫТО] М.С. объектов недвижимости и подтверждена правильность произведенного налоговым органом расчета.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Проверяя полномочия должностного лица на принятие оспариваемого решения от 04.03.2021, судебная коллегия установила, что последнее принято уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями раздела VII Налогового кодекса Российской Федерации, приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)», приказом УФНС России по Тульской области от 30.12.2020 № 01-09/136@.
Судебная коллегия приходит к выводу, что обращение [СКРЫТО] М.С. рассмотрено в установленном законом порядке уполномоченным лицом по существу поставленных в нем вопросов, заявителю подготовлен и направлен мотивированный ответ.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Абзацем 5 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 сентября 2016 г. № 1837-О, при решении вопроса о порядке введения в действие для целей налогообложения нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков надлежит учитывать положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. При этом в зависимости от конкретного содержания нормативного акта общее правило – «по истечении одного месяца и не ранее 1-го числа очередного налогового периода» - подлежит применению с учетом специального регулирования в отношении актов, улучшающих положение налогоплательщиков: такие акты могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (абзацы первый и четвертый п. 1 ст. 5 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Постановления правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации http://npatula.ru - 14.09.2016).
Таким образом, для целей налогообложения результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области, утвержденные постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414, применяются с 01.01.2017.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "...", "..." и "..." была внесена в Единый государственный реестр недвижимости 27.12.2016.
Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области», вступившим в силу с 1 января 2020 года и опубликованным в Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации http://npatula.ru, 13.11.2019, кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "...", "..." и "..." определена по состоянию на 01.01.2019 в размерах соответственно 4 931 256,96 рублей, 858 944,41 рублей, 8 049 192,37 рублей.
Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 21.01.2020.
Учитывая вышеприведенные положения Налогового кодекса Российской Федерации, результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области, утвержденные Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540, для целей налогообложения применяются с 01.01.2020.
При таких данных налог на имущество в отношении принадлежащих [СКРЫТО] М.С. объектов недвижимости за налоговый период 2019 года правомерно рассчитан налоговым органом исходя из кадастровой стоимости таких объектов недвижимости, актуальной на 1 января 2019 года.
Доводы стороны административного истца о том, что кадастровая стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости уменьшилась с 01.01.2020 и подлежит применению для налогообложения за 2019 год, являются необоснованными, поскольку в силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Постановление правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 вступило в силу с 1 января 2020 года и не содержит сведений о распространении своего действия на ранее возникшие правоотношения, действует во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что решением Ленинского районного суда Тульской области от 09 декабря 2021 г., вступившим в законную силу 1 марта 2022 г., с [СКРЫТО] М.С. в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 824 915 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 869,81 рублей.
Данным судебным актом проверен, в том числе расчет налога на имущество [СКРЫТО] М.С. исходя из действующих налоговой базы, налоговых ставок и сведений о регистрации недвижимого имущества на имя административного ответчика, и признан верным.
Ссылка административного истца на пункт 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации судебной коллегией не может быть принята во внимание, поскольку положения данной нормы регламентируют особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков.
Положения утративших силу с 01.01.2021 абзаца 4 пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации также не могут быть применены, поскольку кадастровая стоимость объектов налогообложения с кадастровыми номерами "...", "..." и "..." не изменялась по основаниям, перечисленным в поименованной выше правовой норме. Доказательств обратного ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции административным истцом не представлено, на их наличие последний не ссылался.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Тульской области от 18 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца [СКРЫТО] М.С. по доверенности Вишни А.О. – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи