Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 15.09.2021 |
Дата решения | 29.09.2021 |
Категория дела | в иных случаях об оплате труда |
Судья | Сенчукова Елена Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 9f1fe2ad-c850-334e-b113-dd1310c4419c |
Дело № 33-3223 судья Шемчук О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2021 г. г.Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.,
судей Сенчуковой Е.В., Полосухиной Н.А.,
при секретаре Руденко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области на решение Щекинского районного суда Тульской области от 22 июня 2021 г. по делу № 2-949/2021 по иску [СКРЫТО] Н.А. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Тульской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Сенчуковой Е.В., судебная коллегия
установила:
истец [СКРЫТО] Н.А. обратилась в суд с иском к ответчику Межрайонной инспекции № 5 Федеральной налоговой службы России по Тульской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что работала в должности старшего специалиста 2 разряда общего обеспечения в Межрайонной ИФНС России № 5 по Тульской области.
На основании приказа № от 24 декабря 2020 г. служебный контракт с [СКРЫТО] Н.А. расторгнут, и она уволена на основании п.8.1 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.
При получении выплат истцу стало известно о неполном их исчислении при расчете отпускных, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку в расчет денежного содержания не включались суммы полученных в период работы средств материального стимулирования и иных премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий.
Истец полагает, что не включение вышеуказанных средств и премий в расчет денежного содержания является незаконным и полагала, что для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде премий и средств материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, истец [СКРЫТО] Н.А. просила суд взыскать с ответчика: 6 579 руб. 53 коп. - задолженность по денежному содержанию в период нахождения в оплачиваемых отпусках в 2020 г.; 7 807 руб. 67 коп. - задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении; 52 621 руб. 27 коп. - задолженность по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении; денежную компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
Определением суда от 18 мая 2021 г. произведена замена ответчика Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тульской области на правопреемника - Управление ФНС России по Тульской области.
В судебное заседание истец [СКРЫТО] Н.А. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Управления ФНС России по Тульской области по доверенности Креховец В.В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать ввиду его необоснованности.
Представитель третьего лица Федеральной налоговой службы в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не представлено.
В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Решением Щекинского районного суда Тульской области от 22 июня 2021 г. исковые требования [СКРЫТО] Н.А. удовлетворены частично.
Суд решил: взыскать с Управления ФНС России по Тульской области в пользу [СКРЫТО] 5 468 руб. 23 коп. - задолженность по денежному содержанию в период нахождения в оплачиваемых отпусках в 2020 г.; 7 807 руб. 67 коп. - задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении; 52 621 руб. 27 коп. - задолженность по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении; денежную компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб.,
в остальной части в удовлетворении иска отказать,
обязать Управление ФНС России по Тульской области удержать в соответствии с законодательством о налогах и сборах налоги (сборы) с взыскиваемых в их пользу на основании настоящего решения суда денежных сумм и перечислить их в бюджетную систему Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УФНС России по Тульской области просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, полагая, что с [СКРЫТО] Н.А. при увольнении произведен полный расчет, так как премии и иные выплаты, на которые ссылается истец, не входят в состав её денежного содержания, их выплата произведена сверх фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы. Выражает несогласие с выводом суда о том, что материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Закона о государственной гражданской службе, в связи с чем должно учитываться при расчете. Полагает, что истцом не доказан факт причинения ей морального вреда.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика УФНС России по Тульской области по доверенности Бобковой А.С., поддержавшей апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Н.А. Этот вывод подробно мотивирован судом в принятом по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, с 22 августа 2019 г. [СКРЫТО] Н.А. работала в должности старшего специалиста 2 разряда общего обеспечения в Межрайонной ИФНС России № 5 по Тульской области.
Условиями служебного контракта [СКРЫТО] Н.А. установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью; иных надбавок - надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами РФ.
Приказом № от 24 декабря 2020 г. [СКРЫТО] Н.А. уволена с 10 января 2021 г. на основании п.8.1 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.
На основании данного приказа истцу подлежали выплате компенсация за неиспользованные ежегодный основной оплачиваемый отпуск за период с 22 августа 2020 г. по 10 января 2021 г., ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет за период работы с 22 августа 2020 г. по 10 января 2021 г. и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день за период с 22 августа 2020 г. по 10 января 2021 г., единовременная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с п.3.1 ч.3 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четырехмесячное денежное содержание, компенсация за неиспользованный отпуск.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 16 сентября 2020 г. Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Тульской области реорганизована с 11 января 2021 г. путем присоединения к УФНС России по Тульской области.
Ссылаясь на то, что ответчиком не в полном объеме выплачены компенсации при увольнении, а также выплаты за ежегодные оплачиваемые отпуска, а именно без учета средств материального стимулирования и премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, истица [СКРЫТО] Н.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Проверяя данные доводы, суд правомерно установил следующее.
Руководителем ФНС России в период 2019-2020 г.г. издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России поквартально, приказами руководителя ФНС России истцу ежемесячно выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС.
В письменных возражения представитель ответчика, не оспаривая данного обстоятельства, исковые требования [СКРЫТО] Н.А. не признал, ссылаясь на то, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых ФНС на основании постановлений Правительства РФ, а потому не подлежат учету при расчете денежного содержания для исчисления отпускных и компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562, Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763, Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601, ст.ст. 237,394 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 151,1099,1101 Гражданского кодекса РФ, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением штата, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные истцу средства материального стимулирования, указанные в иске, ответчиком не учтены.
Судебная коллегия находит выводы суда в указанной части правильными, а доводы ответчика о том, что указанное истцом материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Согласно ч.ч. 1,7 ст. 11 Трудового кодекса РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.
Согласно положений данного Закона, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом (п.4 ч.1 ст.14);
оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1 ст.50);
денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты) (ч.2 ст.50);
к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50);
гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч.10 ст.50).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562.
В соответствии с положениями указанных Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск (абз.1 п.6);
в случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз.1 п.8);
месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (аб.2 п.8).
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклад за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премии за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячное денежное поощрение - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; 7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч.3 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ (ч.6 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В силу п.8 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется, в том числе, и за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства Финансов РФ от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п.6,8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованность учета судом позиции, изложенной в вышеупомянутом письме Министерства финансов РФ, не имеющем нормативной силы, судебной коллегией отклоняется, ввиду следующего.
Указанное письмо Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
Также в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 апреля 2010 г. № 5905-17 средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС РФ от 10 июля 2008 г. № 02-08/07-2248П.
Ссылки апеллянта на письмо Минфина России от 27 апреля 2021 г. № 14-03-03/32289, в котором даны иные разъяснения, не может повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку такие разъяснения даны уже после увольнения истца.
Согласно служебному контракту, заключенным работодателем с [СКРЫТО] Н.А., гражданскому служащему производятся выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.
[СКРЫТО] Н.А. на основании приказов Межрайонной ИФНС России №1 по Тульской области являлась получателем материального стимулирования, также ей выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Иных оснований для получения средств материального стимулирования ответчиком не предоставлено.
Ссылки ответчика на Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № не могут свидетельствовать о незаконности принятого судом решения и не являются основанием для вывода об иной природе полученного истцом материального стимулирования, не включенного ответчиком в расчет четырехмесячного денежного содержания при увольнении и отпускных выплат.
Природа полученных истцом в 2019-2020 г.г. средств материального стимулирования и их источник следуют непосредственно из содержания приказов руководителя ФНС о таких выплатах.
Кроме того, в поступившем в суд первой инстанции ответе на запрос суда относительно природы и источника спорных средств материального стимулирования - письме Министерства финансов Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. № 14-07-16/26759 приведена ссылка на подпункт "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
ФНС России по Тульской области является получателем средств бюджетных ассигнований для материального стимулирования государственных гражданских служащих территориальных органов в виде премий. Руководителем ФНС России по Тульской области издавались приказы о премировании сотрудников и производились выплаты премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы ФНС России, а также в виде ежеквартальных премий за счет бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Между тем, как отмечено в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2019 г. № 34-КГ19-2, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности,
Следовательно, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете отпускных, компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, правильно руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, районный суд пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу [СКРЫТО] Н.А. задолженности по оплате ежегодного отпуска, неиспользованного отпуска и компенсации при увольнении.
Расчет произведен судом верно и стороной ответчика не опровергнут.
Довод апеллянта о необоснованном взыскании в пользу истца компенсации морального вреда ввиду отсутствия доказательств физических и нравственных страданий также не являются основанием для отмены решения суда, поскольку неправомерность действий ответчика, обусловленная выплатой отпускных и соответствующих компенсаций, причитающихся истцу, не в полном объеме, установлена в ходе разбирательства по делу.
На основании ст. 21 ТК Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда.
Статья 237 ТК РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу ст. ст. 21 (абз.14 ч.1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Установив факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания в объеме, установленном законодательством, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 237 ТК Российской Федерации, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой определен судом исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, иных заслуживающих внимания обстоятельств. Оснований для его уменьшения по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Выводы суда подробно мотивированы в принятом по делу решении, судебная коллегия находит их правильными.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела, связанные с государственной тайной, в качестве суда первой инстанции рассматривают областные и равные им суды.
Однако, поскольку в материалах настоящего дела не имеется документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, то оснований для передачи настоящего дела в Тульский областной суд для рассмотрения в качестве суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы УФНС России по Тульской области о том, что дополнительное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, а следовательно, не должно учитываться при расчете вышеуказанных выплат, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права и, как не опровергающие правильности выводов суда первой инстанции, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 22 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи