Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 28.08.2018 |
Дата решения | 13.09.2018 |
Категория дела | лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф |
Судья | Алдошина Валерия Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 8eb99b97-6243-3db2-a511-0d2131ccedab |
Дело №33-3177 Судья Илларионова А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2018 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Селищева В.В.,
судей Алдошиной В.В., Алексеевой Т.В.,
при секретаре Гусевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.А. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 27 июня 2018 года по делу по иску [СКРЫТО] А.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», Министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании выдать удостоверение, как гражданину подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», Министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании выдать удостоверение, как гражданину подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование исковых требований указал, что в период с 3 мая 1979 года по 23 октября 1989 года проживал на территории зоны радиоактивного загрязнения в г. Тула-50 (д.Прилепы Стрикинского с/о Арсеньевского района Тульской области, а в дальнейшем п.г.т.Славный), связи с чем имеет право на замену удостоверения старого образца, как гражданину подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С целью реализации своих прав обратился к ответчику с заявлением о замене ранее выданного ему удостоверения, однако решением органа социальной защиты в выдаче удостоверения ему было отказано, ввиду отсутствия в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС населенного пункта Тула-50 (п.г.т.Славный) Арсеньевского района Тульской области.
Просил суд обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» заменить ранее выданное удостоверение и выдать удостоверение единого образца, как гражданину подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] А.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Московский М.В. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности Илюшечкина Е.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Центральным районным судом г. Тулы 27 июня 2018года постановлено решение, которым [СКРЫТО] А.А. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] А.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку при установленных судом обстоятельствах отсутствие в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС населенного пункта Тула-50 Арсеньевского района Тульской области (п.г.т.Славный) не может служить основанием для ущемления его прав.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения [СКРЫТО] А.А., его представителя согласно устного заявления [СКРЫТО] Е.Б., возражения представителя государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», согласно доверенности Московского М.В., просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно ст.7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года зона проживания с правом на отселение определяется как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км.
Согласно ст. 11 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года зона проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 24 Закона № 1244-1 предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Совместными приказом МЧС России № 228, Минздравсоцразвития России № 271, Минфина России № 63н от 11.04.2006 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, который устанавливает единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Порядка удостоверение выдается: гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы; гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.
Как следует из п. 3 Порядка удостоверение по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган, указанный в пункте 3 настоящего Порядка, по месту жительства с письменным заявлением, в котором указывается информация о проживании и (или) прохождении военной службы (службы) в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (населенный пункт, адрес, сроки проживания и (или) прохождения военной службы (службы).
Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения гражданам принимается уполномоченным органом в течение месяца со дня подачи гражданином заявления (п. 5 Порядка).
В соответствии с подпунктом «а» п. 1 постановления Правительства РФ от 21.12.2004 № 818 (ред. от 25.03.2013) «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1 - 4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с положением о Департаменте социального развития Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 20.11.2006 года № 579 (в редакции Постановления от 25.03.2009 № 157), департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет оформление и выдачу специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.34).
Обращаясь с исковыми требованиями в суд, [СКРЫТО] А.А. ссылался на то обстоятельство, что в период с 3 мая 1979 года по 23 октября 1989 года он проживал по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, п.г.т Славный (Тула-50), ул.Центральная, д. 1, кв. 2, в связи с чем имеет право на замену ранее выданного удостоверения и выдачу удостоверения единого образца, как гражданину подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Проверяя доводы [СКРЫТО] А.А., суд первой инстанции установил, что территория административно-территориального образования Тула-50 являлась до 1998 года территорией закрытого военного гарнизона, где дислоцировалась войсковая часть №25851.
После ее расформирования на данной территории было создано административно-территориальное образование Тула-50, входящее в состав Тульской области, но не включенное в перечень объектов административно-территориальных образований Тульской области.
Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991, до 1 февраля 1998 года территория населенного пункта д.Прилепы муниципального образования Стрикинского Арсеньевского района Тульской области относилась к зоне проживания с правом на отселение.
Населению, проживающему на территории закрытого военного городка Тула-50 до 1998 года выплачивались компенсации и льготы согласно Закону Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, а с 1998 года по декабрь 2002 года органом социальной защиты на основании замеров радиоактивной загрязненности и справок администрации МО Арсеньевский район Тульской области о проживании в зоне радиоактивного загрязнения с указанием ближайшего населенного пункта д.Прилепы Арсеньевского района Тульской области.
С 1 января 2003 года управление федерального казначейства по Тульской области перестало выплачивать экологические выплаты и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» проживающим и работающим в административно территориальном образовании Тула-50 до решения вопроса по внесению изменений в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582.
В силу положения о временной администрации административно-территориального образования Тула-50 Арсеньевского района Тульской области, утвержденного Постановлением Губернатора Тульской области от 20.04.1998 №165, временная администрация административно-территориального образования «Тула-50» являлась структурным подразделением администрации Тульской области и действовала на территории бывшего военного гарнизона Тула-50 в существующих границах, с последующим развитием до организации в установленном законом порядке органов местного самоуправления на данной территории.
В соответствии с законами Тульской области от 09.06.2008 №1012-ЗТО, от 26.11.2008 №1128-ЗТО, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 №923 административно-территориальное образование Тула-50 преобразовано в поселок городского типа Славный с территориальным статусом – городской округ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074 утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в котором населенный пункт поселок городского типа Славный Арсеньевского района Тульской области не включен.
Не был включен данный населенный пункт и административно-территориальное образование Тула-50, находящиеся на территории закрытого военного городка Тула-50, в перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582, действующий с 01.02.1998 и утративший силу в связи с утверждением нового перечня (постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074).
Поскольку в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС удостоверения выдаются гражданам эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы; гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, а территория, на которой проживал истец [СКРЫТО] А.А. – г.Тула-50 (п.г.т Славный), не включена в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то оснований для возложения обязанности на ответчика заменить ранее выданное и выдать специальное удостоверение единого образца, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с предоставлением льгот, у суда не имеется.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что действия управления федерального казначейства, органа социальной защиты населения по прекращению предоставления льгот и выплаты компенсации согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.01.2003 ни истцом, ни населением, проживающим на территории Тула-50 не оспаривались. А удостоверение, имеющееся у [СКРЫТО] А.А. выдано с указанием его проживания в населенном пункте д.Прилепы, что не соответствовало его фактическому проживанию.
Следовательно, при отсутствии допустимых доказательств, проживания истца на территории радиоактивного загрязнения, у него отсутствует право на получение удостоверения о проживании в зоне радиоактивного загрязнения и получения мер
Доводы апелляционной жалобы относительно ошибочности выводов суда о проживании [СКРЫТО] А.А. на территории подвергшейся радиоактивному загрязнению (АТО Тула-50), которая по объективным причинам не могла быть включена в Общероссийский классификатор объектов административно-территориальных образований Тульской области и в перечень территорий, подвергшихся радиоактивному заражению, а указанная территория является именно такой, о чем свидетельствуют, представленные [СКРЫТО] А.А. доказательства в суд первой инстанции, судебная коллегия также не может признать обоснованными, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.1992 №113 «О мерах по реализации Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» организация и обеспечение наблюдения за состоянием окружающей природной среды, в том числе за радиационной обстановкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложена на Росгидромет, по результатам обследования населенных пунктов, с учетом экспертной оценки, составляется банк данных загрязненных территорий, на основании которого утверждаются перечни территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а представленные истцом результаты исследований уровня радиоактивного загрязнения почвы, многочисленная переписка о возможности решения вопроса произведены не уполномоченным на это органом.
Ссылка в апелляционной жалобе на имеющееся удостоверение на имя истца от 25 марта 1997 года о проживании в зоне радиоактивного загрязнения и в связи с этим право на меры социальной поддержки, по мнению судебной коллегии, не могут являться бесспорным доказательством обоснованности требований [СКРЫТО] А.А., поскольку, как видно из удостоверение (л.д.169), местом жительства была указана д.Прилепы Арсеньевского района Тульской области, в то время как фактически истец проживал в ином населенном пункте Тула-50, позднее п.г.т.Славный.
Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований к их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 27 июня 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] А.А – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи