Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тульский областной суд (Тульская область) |
Дата поступления | 05.06.2019 |
Дата решения | 27.06.2019 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Абросимова Юлия Юрьевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | d2234d66-01dd-3a30-b3d9-573b48f83bb4 |
Дело № 33-2298 Судья Ткаченко И.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2019 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Сенчуковой Е.В.,
при секретаре Жуковой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ – УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области на решение Киреевского районного суда Тульской области от 6 февраля 2019 года по иску [СКРЫТО] В.В. к государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области об установлении факта проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, признании права на пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] В.В. обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области об установлении факта проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, признании права на пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что с 23.09.1992 по 29.05.1998 он проживал в рабочем поселке Заречный Скопинского района Рязанской области. Указанный населенный пункт входит в перечень населенных пунктов, расположенных на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. С октября 2013 года и по настоящее время проживает в пос. Бородинском Киреевского района Тульской области, также подвергшемся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
08.10.2018 он обратился в ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст.10 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» с применением норм ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года, то есть по достижении 58 лет. Однако решением ответчика от 12.11.2018 ему было отказано в досрочном назначении пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом требуемого ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1.
Просил установить факт его постоянного проживания в период времени с 05.11.2013 по настоящее время по адресу: <адрес> признать за ним право на пенсию по старости; обязать ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области назначить ему пенсию по старости с 12.10.2018.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] В.В. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области по доверенности Виноградова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 06.02.2019 исковые требования [СКРЫТО] В.В. удовлетворены.
Суд установил факт постоянного проживания [СКРЫТО] В.В. в период времени с 05.11.2013 по настоящее время по адресу: <адрес>
Признал за [СКРЫТО] В.В. право на назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 7 п.1 ст.10 ФЗ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» с применением норм ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязал ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Киреевском районе Тульской области назначить [СКРЫТО] В.В. пенсию по старости на основании положений подпункта 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» с применением норм ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 12.10.2018.
В апелляционной жалобе представитель ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области по доверенности Виноградовой Е.Н., поддержавшей доводы жалобы, возражения [СКРЫТО] В.В., судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами действующего законодательства.
Как видно из материалов дела, 08.10.2018 [СКРЫТО] В.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении и выплате досрочной пенсии по старости в соответствии с нормами пп.7 п.1 ст.10 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» с применением норм ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года, то есть по достижении 58 лет.
Решением ответчика № 895 от 12.11.2018 [СКРЫТО] В.В. было отказано в назначении пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом требуемого ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Комиссия пришла к такому выводу, поскольку в период с 05.11.2013 по дату обращения за пенсией (08.10.2018) [СКРЫТО] В.В. зарегистрирован по месту пребывания, то есть временно в пос. Бородинский Киреевского района Тульской области (территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом).
Не согласившись с отказом в назначении пенсии [СКРЫТО] В.В. обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на государственную пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Частью первой ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
Ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец [СКРЫТО] В.В. с 23.09.1992 по 29.05.1998 проживал в рабочем поселке Заречный Скопинского района Рязанской области, с 20.11.1998 по 30.09.2011 проживал в г. Рязань, с 19.10.2011 по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
С 05.11.2013 по 05.11.2023 [СКРЫТО] В.В. состоит на регистрационном учете по месту пребывания по адресу: <адрес>
Согласно сообщению начальника ПП «Бородинский» ОМВД России по Киреевскому району Родинкова А.Н. от 01.02.2019 [СКРЫТО] В.В. действительно более трех лет проживает по адресу: <адрес>
В соответствии с Перечнями, населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденными распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-р, постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пос. Заречный Скопинского района Рязанской области и пос. Бородинский Киреевского района Тульской области отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Населенный пункт (пос. Бородинский Киреевского района) также поименован в постановлении Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1074 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно п.1 ст.20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
В силу положений ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (абз. 1).
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (абз. 2).
Из содержания приведенных выше норм права в их системном толковании следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
С учетом положений части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 1 статьи 20 ГК РФ, в силу которых федеральный законодатель рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства лишь как один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства пребывания или жительства; отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Оценивая собранные по делу письменные доказательства: удостоверение, выданное 23.09.1992, свидетельство о регистрации №259 по месту пребывания, выданным 05.11.2013, сообщение начальника ПП «Бородинский» ОМВД России по Киреевскому району от 01.02.2019, документы о регистрации транспортного средства, страховании транспортного средства, об обращении в медицинские учреждения, об оформлении и получении кредитных средств, о сервисном обслуживании домофонной связи за спорный период с отметками о проживании истца в п.Бородинский Тульской области, по правилам ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд счел доказанным факт проживания [СКРЫТО] В.В. в период с 05.11.2013 по настоящее время по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос. Бородинский, ул. Советская, д. 3, кв. 28, в связи с чем пришел к обоснованному выводу, что истец приобрел право на назначение пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» с применением норм ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года, то есть по достижении 58 лет.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку регистрация по месту пребывания подтверждает факт временного, а не постоянного пребывания гражданина, отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, так как совокупностью собранных по делу доказательств подтверждено, что в спорный период истец постоянно проживал в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Исключением возможности подтверждения места жительства гражданина иными документами и сведениями, чем регистрацией по месту жительства, бесспорно, создаются препятствия реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в том числе в сфере пенсионного законодательства.
По сути доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Киреевского районного суда Тульской области от 6 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ – УПФР в Киреевском районе Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи