Дело № 12-23/2022, апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Стрежевской городской суд (Томская область)
Дата поступления 18.04.2022
Дата решения 20.05.2022
Статьи кодексов ст.8.27 КоАП РФ
Судья Мисерев Владимир Николаевич
Результат Отменено с прекращением производства
Судебное решение Есть
ID 29aa03cc-8fc8-32de-86da-43d34d1f78b4
Стороны по делу
Ответчик
** "**********" ***
********** ****** ************
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

УИД 70RS0016-01-2021-000530-65

дело № 12–23/2022

РЕШЕНИЕ

г. Стрежевой Томской области 20 мая 2022 г.

Судья Стрежевского городского суда Томской области Мисерев В.Н.,

с участием

защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Стрежевом Томской области жалобу защитника АО «Томскнефть» ВНК М.А.Н. на постановление заместителя председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства <адрес> Л. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица – акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании (далее АО «Томскнефть» ВНК), <данные изъяты>, расположенного по адресу: 636780, <адрес>),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства <адрес> Л. от ДД.ММ.ГГГГ АО «Томскнефть» ВНК признано виновным по ст. 8.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Общества обратился в суд с жалобой. В обоснование жалобы приводит ряд доводов, указав, что в апреле 2021 года от Департамента лесного хозяйства <адрес> в адрес Общества поступила претензия от ДД.ММ.ГГГГ о невыполнении работ по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории <адрес> по договору арены лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ. Обществом был дан ответ, в котором оно уведомляло о планировании выполнении работ по лесовосстановлению в летне-осенний период 2021 года и также дало разъяснения объективных причин невыполнения лесовосстановления в установленные сроки в 2020 году. Однако в 2020 году на всей территории Российской Федерации установилась неблагополучная эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19). На основании распоряжения Администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ -ра на территории <адрес> был введен общеобязательный режим функционирования «Повышенная готовность». По договору аренды лесных участков в 2019 году была осуществлена вырубка лесных насаждений. У общества не было возможности осуществить выезды специалистов для выбора и подготовки участков под лесовосстановление, так как отменены командировки за пределы города и области работникам Общества. Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 303-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в статью 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Лесной кодекс РФ). В силу п.4 ст. 4 закона положения частей 3-5,7 и 8 ст. 63.1 Лесного кодекса РФ распространяются на правоотношения. Возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Учитывая ч. 2 ст. 17 КоАП РФ административная ответственность Общества по обеспечению лесовосстановления за вырубку лесных насаждений в 2019 году, назначенная постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, в случае их неисполнения в трехлетний срок, должна будет наступить только в 2023 году. Просит отменить оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Защитник АО «Томскнефть» ВНК в судебном заседании жалобу поддержал в полном объеме.

Представитель административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился.

Изучив доказательства по делу в их совокупности, заслушав участников производства по делу, изучив письменные возражения, оценив доводы жалобы защитников Общества, судья приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На момент события рассматриваемого административного правонарушения отношения в области воспроизводства лесов (лесовосстановления, лесоразведения) в связи с рубкой лесных насаждений регулировались нормами главы 4 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ) и подзаконными актами Правительства Российской Федерации, в частности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 566 Правилами по лесовосстановлению.

В соответствии с частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно лесной декларации ОА «Томскнефть» ВНК от ДД.ММ.ГГГГ и отчету 1-ИЛ за 2019 год, АО «Томскнефть» ВНК осуществило мероприятия связанные с использованием лесов на общей площади 0,0046 га, рубку лесных насаждений осуществило на общей площади 0,0046 га.

По договору аренды лесных участков в 2019 году была осуществлена вырубка лесных насаждений.

Исходя из данного факта и приведенной выше редакции части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, должностное лицо пришли к выводу о том, что у АО «Томскнефть» имелась обязанность в течение года после рубки лесных насаждений, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, произвести работы по воспроизводству лесов на соответствующей площади, которую Общество к указанному сроку не исполнило, в связи с чем усмотрели в бездействии юридического лица состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что рубка лесных насаждений была в 2019 году, поэтому начинающий течь с этой даты срок исполнения названным юридическим лицом обязанности по производству лесовосстановительных работ в виде посадки на соответствующей площади саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.

Вместе с тем Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 303-ФЗ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (за исключением отдельных его положений), статья 63.1 Лесного кодекса РФ изложена в новой редакции.

Так, согласно части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 303-ФЗ и с учетом положений статьи 43 того же Кодекса лица, использующие леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, обязаны обеспечить лесовосстановление (лесоразведение) на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

Частью 6 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 303-ФЗ) предусмотрено, что указанные выше лица не позднее чем через три года, если иное не установлено другими федеральными законами, после рубки лесных насаждений в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, или после перевода земель лесного фонда в земли иных категорий в случае, указанном в части 2 настоящей статьи, обеспечивают посадку саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках, и агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки.

В части 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 303-ФЗ оговорено, что положение части 6 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения проведения агротехнического ухода за растениями основных лесных древесных пород применяется в отношении случаев рубки лесных насаждений или перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, совершенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, по смыслу закона, положения части 6 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 303-ФЗ) применяются в отношении рубки лесных насаждений, совершенной после ДД.ММ.ГГГГ, в части агротехнического ухода за растениями основных лесных древесных пород. То есть в остальной части, касающейся лесовосстановительных работ в виде посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках, действие указанной нормы распространяется на отношения, возникшие в связи с рубкой лесных насаждений, до ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 5 Правил по лесовосстановлению в соответствие с новым законом не приводился и поэтому в части установленного срока выполнения лесовосстановительных работ применению не подлежит.

Таким образом, новая редакция закона обязывает лесопользователя произвести лесовосстановление путем посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках, не позднее чем через три года, если иное не установлено другими федеральными законами, после рубки лесных насаждений, а не через год, как это было предусмотрено частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). В этом смысле новый закон улучшает положение лесопользователя, так как увеличивает срок исполнения возложенной на него обязанности.

По правилу, предусмотренному частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О, положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.

Поскольку статья 8.27 КоАП РФ носит бланкетный характер, противоправность и наказуемость описанного в ней деяния определяется нарушением лесопользователем действующих правил и норм лесного законодательства, регулирующего воспроизводство лесов и лесоразведение. Следовательно, с учетом приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изменение этих правил и норм, улучшающее положение лесопользователя, имеет обратную силу, то есть распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов отраслевого законодательства.

На основании изложенного считаю, что к рассматриваемым по настоящему делу правоотношениям следует применить, как имеющую обратную силу, часть 6 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 303-ФЗ).

С учетом того, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания в законную силу не вступило, по настоящему делу подлежит применению правило, предусмотренное частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ.

Таким образом, признание утратившим силу закона или его положения, устанавливающего административную ответственность за содеянное, является основанием исключающим производство по делу об административном правонарушении и влечет его прекращение на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, с отменой оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьей п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства <адрес> Л. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица – АО «Томскнефть» ВНК, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня вручения его копии.

Судья (подписано) В.Н. Мисерев

Верно

Судья В.Н. Мисерев

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Стрежевской городской суд (Томская область) на 18.04.2022:
Дело № 2-328/2022 ~ М-288/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 13.10.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чуков Никита Сергеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 11-11/2022, апелляция
  • Дата решения: 13.05.2022
  • Решение: оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кураш Елена Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-320/2022 ~ М-284/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 26.05.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Родионова Нина Вениаминовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-378/2022 ~ М-287/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чуков Никита Сергеевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-323/2022 ~ М-286/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Родионова Нина Вениаминовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-321/2022 ~ М-285/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 24.05.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Родионова Нина Вениаминовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9а-96/2022 ~ М-289/2022, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чуков Никита Сергеевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-322/2022 ~ М-290/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 11.05.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Родионова Нина Вениаминовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-326/2022 ~ М-281/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 30.05.2022
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Родионова Нина Вениаминовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-380/2022 ~ М-283/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 08.06.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кураш Елена Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-172/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 19.04.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кириллова Юлия Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-170/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 18.04.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кириллова Юлия Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-171/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 18.04.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кириллова Юлия Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-22/2022, апелляция
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шойжун Анелла Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-119/2022, первая инстанция
  • Решение: Возвращено заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Родионова Нина Вениаминовна
  • Судебное решение: НЕТ