Дело № 2-1704/2019 ~ М-1462/2019, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Советский районный суд г. Томска (Томская область)
Дата поступления 30.04.2019
Дата решения 07.06.2019
Категория дела Другие социальные споры
Судья Ткаченко И.А.
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID 7f3d451b-5d00-338f-b82c-7eec08a8105c
Стороны по делу
Истец
Ответчик
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

2-1704/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2019 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Буриловой А.Н.,

с участием:

истца Бронниковой Е.К.,

представителя третьего лица департамента образования администрации Города Томска Раковой С.Л., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Бронниковой Е.К. к администрации Города Томска о возложении обязанности сформировать и предоставить Б. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня на территории района <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Бронникова Е.К. обратилась в суд с иском к администрации Города Томска о возложении обязанности в течение одного месяца сформировать и предоставить её сыну Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня на территории района <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что в целях реализации сыном Б. права на образование истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент образования администрации Города Томска (далее по тексту – Департамент) с заявлением о предоставлении места в детском муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности, а именно в районе проживания – мкр. <адрес>, в котором расположены 5 корпусов дошкольных учреждений. ДД.ММ.ГГГГ Бронниковой Е.К. получен ответ начальника Департамента об отказе в предоставлении места в детском саду в мкр. <адрес> по причине отсутствия мест, и предложено рассмотреть возможность получения направления для ребенка в МАДОУ (<адрес>) и МАДОУ (<адрес>). Однако данные дошкольные учреждения находятся более чем в 7 км от места проживания ребенка, в связи с чем довезти ребенка в сад в периоды часа-пик (утром и вечером) будет занимать значительное время, что является неприемлемым в силу его возраста. Между тем, возраст Б. позволяет ему быть принятым в дошкольное образовательное учреждение. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. Отсутствие свободных мест в детском саду в мкр. <адрес>, а также существующая очередность предоставления мест в дошкольное учреждение, не может являться основанием для отказа в предоставлении места, поскольку администрация муниципального образования обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности – расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования администрации Города Томска (л.д. 1).

Истец Бронникова Е.К. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что на территории мкр. <адрес> имеется 5 детских дошколных образовательных учреждений – детские сады , , и два детских сада на <адрес>. Имеются ли во всех этих детских садах возрастные группы, соответствующие возрасту ее сына, ей неизвестно. В качестве альтернативного варианта ей было предложено три детских сада - на <адрес>, на <адрес> на <адрес>, однако все эти сады находятся далеко от места жительства ребенка. Оснований привязывать детское дошкольное учреждение, которое посещает ребенок, к месту работы родителей, нет, поскольку досягаемость образовательного учреждения должна быть не только транспортной, но и физически безопасной. В виду безвыходной ситуации ее ребенок посещал частный детский, однако этот сад очень плохой, там разные возрасты, дети редко ходят гулять, за ними плохо присматривают. В настоящее время ребенок в детский сад не ходит, так как ему необходимо сделать все прививки. Полагает, что нужно создать дополнительную группу, в которой предоставить место ее сыну.

Ответчик администрация г. Томска, получивший извещение о времени и месте рассмотрения дела посредством курьерской доставки ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ответчик считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Суть возражений ответчика состоит в том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку требования истца по своей сути выражают несогласие с определенными действиями (бездействием) и решениями администрации г. Томска как органа местного самоуправления, которые рассматриваются в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Однако требований о признании незаконными действий (бездействия) и решений администрации г. Томска в рамках данного дела в порядке предусмотренном КАС РФ истцом не предъявлено. Кроме того, общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и предусматривают, что прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1). При этом в силу ч. 4 ст. 67 названного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 (особенности реализации основных общеобразовательных программ в загpанучреждениях Министерства иностранных дел РФ) настоящего Федерального закона. Комплектование детьми муниципальных ДОУ г. Томска осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и выдача направлений в целях зачисления детей в муниципальные образовательные учреждения Города Томска, реализующие образовательные программы дошкольного образования», утвержденным постановлением администрации г.Томска от 29.06.2012 № 741, и Положением о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений Города Томска, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденным постановлением администрации г. Томска от 28.08.2009 № 786. В соответствии с п.2.7., п.2.8 Положения комплектование дошкольных образовательных учреждений детьми осуществляется в порядке очередности. На основании п.2.l4.3.6 Регламента направления в МДОУ г. Томска выдаются в порядке очередности по дате рождения ребенка, при этом направления в конкретное ДОУ выдаются с учетом места регистрации ребенка, при наличии в данном МДОУ и в данной группе свободных мест. Количество групп в Учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости. Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения. Реализация истцом конституционных прав на получение ее ребенком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо

имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении сына истца. Кроме того, Департаментом образования администрации г. Томска истцу было предложено устроить ребенка в МАДОУ , МАДОУ .

Представитель третьего лица Департамента образования администрации Города Томска Ракова С.Л, в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме, поддержала доводы письменного отзыва на исковое заявления. Пояснила, что Департамент образования администрации Города Томска не строит детские сады и не создает места дошкольного образования, а в рамках предоставленных полномочий занимается организацией предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, а именно принимает заявления, осуществляет постановку на учет и выдачу направлений в муниципальные ДОУ. Также Департамент не занимается вопросами комплектования групп в ДОУ, поскольку в силу ч.9 ст.55 Федерального закона № 273-ФЗ правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей названную деятельность, самостоятельно. Все вопросы, находящиеся в компетенции Департамента образования, решаются на основании информации, предоставленной заведующей детского сада. Комплектование осуществляется по месту проживания, а если мест нет, то предлагаются иные ДОУ. Предоставить место ребенку истца в ДОУ мкр. <адрес> не представляется возможным ввиду отсутствия мест в соответствующих возрастных группах, однако истцу предлагалось рассмотреть альтернативные варианты, а именно предлагались места в МАДОУ , , , , . Таким образом, у истца имеются возможности по реализации прав ее ребенка на образование предложенными ответчиком способами. Прокуратурой проводилась проверка детских садов на предмет соблюдения законодательства при комплектовании групп в ДОУ, но результаты проверки до настоящего времени не представлены.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав объяснения истца и представителя третьего лица, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Б.К. приходится отцом, а Бронникова Е.К. - матерью Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 11). По этому же адресу зарегистрирована Бронникова Е.К. (истец по делу), что подтверждается отместкой о регистрации в ее паспорте (л.д. 10).

Из уведомления Департамента образования администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Б. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет для зачисления в дошкольное образовательное учреждение, текущий номер в общегородской очереди – .

ДД.ММ.ГГГГ Бронникова Е.К. обралась в Департамент образования администрации Города Томска с заявлением о предоставлении места в детском саду по адресу: <адрес> по месту проживания (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ Департамента в лице начальника В., датированный ДД.ММ.ГГГГ, с разъяснением о том, что на комплектование детьми муниципальных ДОУ г. Томска осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и выдача направлений в целях зачисления детей в муниципальные образовательные учреждения Города Томска, реализующие образовательные программы дошкольного воспитания», утвержденным постановлением администрации г. Томска от 29.06.2012 № 741, и Положением о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений Города Томска, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденным постановлением администрации г. Томска от 28.08.2009 № 786. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами комплектование МДОУ г. Томска осуществляется в порядке очередности, в соответствии с п.2.8 Положения ДОУ комплектуются детьми в первую очередь (либо вне очереди – в соответствии с нормой правового акта) на основании федеральных законов (законов Российской Федерации), актов Президента РФ либо актов Правительства РФ, устанавливающих льготы по предоставлению мест в ДОУ отдельным категориям граждан. На основании п.2.14.3.6 Регламента направления в МДОУ г.Томска выдаются в порядке очередности по дате рождения ребенка. Комплектование МДОУ микрорайона <адрес> ... района на 2018-2019 учебный год проводилось в соответствии с количеством освобождающихся мест в дошкольных образовательных учреждениях на 1 сентября в связи с достижением детьми школьного возраста. Направления в МДОУ микрорайона <адрес> ... района в комплектование 2018-2019 учебного года получили дети, проживающие на закрепленной территории, рожденные по ДД.ММ.ГГГГ. Детям, проживающим в микрорайоне <адрес> ... района, рожденным с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и Б., предлагаются варианты устройства в МДОУ Октябрьского, Советского, Кировского и Ленинского районов. Бронниковой Е.К. указано, что направление в МДОУ микрорайона <адрес> ... района Б. получит в порядке очередности, предложено рассмотреть возможность устройства ее ребенка в МАДОУ (<адрес>), МАДОУ (<адрес>) (л.д. 8).

Как следует из содержания указанного письма, в нем дан ответ по сути обращения и в установленные ч.1 ст.12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сроки.

Оценивая доводы истца о нарушении администрацией г. Томска норм действующего законодательства при непредоставлении места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных в мкр. Зеленые горки города Томска, и ее бездействии, выразившемся в непринятии мер для организации и расширения сети детских дошкольных образовательных учреждений, суд исходит из того, что законодательство Российской Федерации в области образования основано на Конституции Российской Федерации и включает федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование образовательных правоотношений.

В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Правила приема граждан Российской Федерации в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования определены Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № 293 (далее - Порядок).

Пунктом 7 Порядка установлено, что прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

Согласно пункту 5 Порядка в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Как указано в п. 14 Порядка, группы дошкольного учреждения могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 - 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.

Нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, являются составной частью законодательства Российской Федерации в области образования в той части, в какой они наделены государственными полномочиями действующим федеральным законом. Уставы, регламенты и иные нормативные документы, подготовленные и принятые подведомственными субъектами образовательной деятельности, становятся составной частью законодательства Российской Федерации в области образования после соответствующего утверждения их в установленном порядке уполномоченными органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования «Город Томск» осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и выдача направлений в целях зачисления детей в муниципальные образовательные учреждения Города Томска, реализующие образовательные программы дошкольного образования» (далее – Регламент), утвержденным постановлением администрации Города Томска от 29.06.2012 № 741, а так же Положением о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных организаций Города Томска, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования (далее – Положение), утвержденным постановлением администрации г. Томска от 28.08.2009 № 786.

Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.7, 2.8 Положения № 786 предусмотрено, что комплектование ДОУ осуществляется департаментом образования администрации города Томска с учетом места проживания ребенка в порядке очередности. ДОО комплектуются детьми в первую очередь (либо вне очереди - в соответствии с нормой правового акта) на основании федеральных законов (законов Российской Федерации), актов Президента Российской Федерации либо актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих льготы по предоставлению мест в ДОО отдельным категориям граждан. В ДОО принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Согласно п. 3.1 Положения № 786 под учетом детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОО (далее - учет) понимается муниципальная услуга регистрации детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОО, на едином общедоступном портале, специально созданном в сети Интернет, - Автоматизированная информационная система «Комплектование», фиксирующая дату рождения ребенка, желаемую дату предоставления ребенку места в организации. Результатом постановки детей на учет является формирование «электронной очереди» - поименного списка детей, нуждающихся в дошкольном образовании и присмотре и уходе в ДОО.

Под очередностью в ДОО понимается список детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольной организации в текущем учебном году, но таким местом не обеспеченных на дату начала учебного года (1 сентября текущего учебного года). Показатели очередности - это численность детей, входящих в указанный список (п. 3.2 Положения № 786).

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами комплектование МДОУ г. Томска осуществляется в порядке очередности, в соответствии с п.2.8. Положения дошкольные образовательные учреждения комплектуются детьми в первую очередь (либо вне очереди - в соответствии с нормой правового акта) на основании федеральных законов (законов Российской Федерации), актов Президента Российской Федерации либо актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих льготы по предоставлению мест в ДОУ отдельным категориям граждан.

На основании п.2.14.3.6. Регламента направления в МДОУ г. Томска выдаются с учетом места проживания ребенка при наличии свободных мест в порядке очередности по дате рождения ребенка. Принцип очередности в комплектования МДОУ не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, а характеризует порядок комплектования МДОУ, единый для всех лиц, не имеющих права на внеочередной или первоочередной прием в учреждение.

Внеочередное (первоочередное) право на место в МДОУ предусмотрено Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др.

В целях приема детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования в соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в РФ», во исполнение Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 года № 293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного

образования» распоряжением департамента образования администрации Города Томска от 16.07.2014 № р-316 закреплены территории муниципального образования «Город Томск» за муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы дошкольного образования», и родителям (законным представителям) направления в конкретное ДОУ выдаются с учётом места регистрации ребенка, при наличии в данном МДОУ и в данной группе свободных мест.

В соответствии с распоряжением Департамента образования администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ за территорией проживания семьи Б. закреплены, МАДОУ (<адрес>), МАДОУ (<адрес>, <адрес>), МАДОУ (<адрес>), МАДОУ (<адрес>).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Бронникова Е.К. не обладает правом первоочередного или внеочередного приема в дошкольное образовательное учреждение; ее очередь на момент комплектации дошкольных групп на 2018-2019 и 2019-2020 учебный год еще не наступила.

Как следует из представленных в материалы дела списков на комплектование МАДОУ , , , на 2018-2019 и на 2019-2020 учебный год, содержащие информацию обо всех воспитанниках детского сада с указанием даты рождения и оснований зачисления в образовательное учреждение, комплектование МДОУ ... района г. Томска на 2018-2019 и 2019-2020 учебный год производилось в соответствии с количеством освобождающихся мест в дошкольных образовательных учреждениях на 1 сентября в связи с достижением детьми школьного возраста.

Так, комплектование на 2019-2020 учебный год производилось следующим образом:

- в МАДОУ (<адрес>) направлены 80 детей, из них 30 детей (...,...,... года рождения), родители которых имеют льготы по предоставлению мест в ДОУ. Срок завершения комплектования ДД.ММ.ГГГГ. В корпус МАДОУ по <адрес> набор не осуществлялся по причине отсутствия выпускных групп;

- в МАДОУ (<адрес>) направлены 64 ребенка, из них 28 детей (... года рождения), родители которых имеют льготы по предоставлению мест в ДОУ. Срок завершения комплектования ДД.ММ.ГГГГ;

- в МАДОУ (<адрес>) направлены 75 детей, из них 28 детей (...,... года рождения), родители которых имеют льготы по предоставлению мест в ДОУ. Срок завершения комплектования ДД.ММ.ГГГГ;

-в МАДОУ (<адрес>) направлены 58 детей, из них 28 детей (...,...,... года рождения), родители которых имеют льготы по предоставлению мест в ДОУ. Срок завершения комплектования ДД.ММ.ГГГГ.

Комплектование на 2019-2020 учебный год производилось следующим образом:

- в МАДОУ (<адрес>) направлены 80 детей, из них 30 детей (...,...,... года рождения), родители которых имеют льготы по предоставлению мест в ДОУ. Срок завершения комплектования ДД.ММ.ГГГГ.р.. В корпус МАДОУ по <адрес> набор не осуществлялся по причине отсутствия выпускных групп;

- в МАДОУ (<адрес>) направлены 64 ребенка, из них 28 детей (... года рождения), родители которых имеют льготы по предоставлению мест в ДОУ. Срок завершения комплектования ДД.ММ.ГГГГ.р.

- в МАДОУ (<адрес>) направлены 75 детей, из них 28 детей (...,... года рождения), родители которых имеют льготы по предоставлению мест в ДОУ. Срок завершения комплектования ДД.ММ.ГГГГ.р.

- в МАДОУ (<адрес>) направлены 58 детей, из них 28 детей (...,...,... года рождения), родители которых имеют льготы по предоставлению мест в ДОУ. Срок завершения комплектования ДД.ММ.ГГГГр.

Кроме того, судом установлено, что из четырех детских садов микрорайона <адрес> лишь в двух имеются группы, соответствующие возрасту Б. – в МАДОУ и , требуемые возрастные группы в МАДОУ и отсутствуют.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией Города Томска не допущены нарушения норм действующего законодательства при непредоставлении места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных в мкр. <адрес> города Томска, ребенку истца в 2018-2019, 2019-2020 учебном году, ввиду отсутствия мест в указанных детских образовательных учреждениях.

Все гарантированные Конституцией Российской Федерацией права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В этой связи реализация конституционных прав на получение ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, в частности, такая реализация права не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее Б., либо имеющих в соответствии с законом право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.

При таких обстоятельствах, суд исходит из того, что, учитывая требование Бронниковой Е.К. о предоставлении места в детском саду, создание любого свободного места именно для его ребенка будет означать предоставление места вне очереди, что повлечет за собой нарушение прав иных лиц.

Принцип очередности в комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, данный принцип характеризует порядок комплектования дошкольных учреждений, единый для всех лиц, не имеющих права на внеочередной и первоочередной прием в учреждение, порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования неразрывно связан с порядком комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений.

Наличие очереди на получение мест в выбранном истцом конкретном дошкольном образовательном учреждении не может быть расценено как бездействие по выполнению органом местного самоуправления обязанности по обеспечению доступного бесплатного дошкольного образования ребенку истца.

Кроме того, суд учитывает и тот факт, что, как следует из материалов дела и пояснений обеих сторон, истцу предлагались варианты размещения Б. в иных дошкольных образовательных учреждениях, имеющих свободные места, в частности, в группах полного дня в МАДОУ , , однако, она от данных предложений отказалась.

Помимо этого, в ходе судебного заседания представителем ответчика Департамента образования администрации Города Томска указано на наличие возможности предоставления Б. места в группах полного дня в МБДОУ , , . Вместе с тем, предоставление места носит заявительный характер, однако, истец с соответствующим заявлением не обращалась, более того, в ходе судебного заседания отметила, что указанные ДОУ ее не устраивают ввиду их удаленности.

Довод истца о том, что устройство ребенка в вышеуказанные предложенные образовательные учреждения идет вразрез с требованием действующего законодательства о территориальной доступности образовательных учреждений и нарушит ее права, основан на неверном толковании норм права.

Доказательства наличия объективных индивидуальных препятствий к посещению иного дошкольного образовательного учреждения истцом не представлено.

Кроме того, как следует из вышеприведенных норм права, право на дошкольное образование может быть реализовано в различных формах, в том числе, в форме устройства ребенка в группу кратковременного пребывания, либо в частный детский сад с выплатой соответствующей компенсации.

Дополнительно оценивая довод истца о необходимости создания нового места в одном из детских садов микрорайона <адрес> , , или и предоставление его Б., суд учитывает, что на территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных 2.4.1.3049-13, которыми определено допустимое количество детей в группах.

Более того, создание нового места повлечет за собою его предоставление соответствующему очереднику.

Само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях нельзя расценивать как неисполнение ответчиком обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.

Довод истца о бездействии администрации г. Томска, выразившемся в непринятии мер для организации и расширения сети детских дошкольных образовательных учреждений, также не нашел подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Из информации, предоставленной ответчиком, следует, что в рамках реализации предоставленных органу местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования, к каковым в силу п.13 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, администрацией г. Томска в период 2014-2018 г.г. приняты следующие меры по расширению сети дошкольных учреждений.

Так, в 2014 году было создано 1 379 дополнительных мест дошкольного образования, в 2015 году создано 2 617 мест в муниципальных образовательных учреждениях и дополнительно 1 256 мест в негосударственных образовательных учреждениях, всего 3 873 места по следующим направлениям:

- строительство 5-и ДОУ на 800 мест в рамках государственно-частного партнерства (ДОУ № 21, 27, 38,40,62);

- приобретение 3-х новых ДОУ на 370 мест (ДОУ № 35, 53, 82);

- строительство пристроек к зданиям действующих ОУ - 400 мест (ДОУ № 69, 76, СОШ № 30, 36,40);

- создание дополнительных 451 места в 11-и действующих детских садах в результате рационального использования площадей (ДОУ № 2, 13, 33, 45, 48, 51, 57, 73, 79, 82, 96);

- перепрофилирование здания отделения психиатрической больницы путем комплексного капитального ремонта - 220 мест (ДОУ № 104);

- создание дополнительных групп на 180 мест за счет рационального использования площадей во вновь вводимых объектах (ДОУ № 21, 35, 38, 62);

- увеличение числа мест в ДОУ путем увеличения наполняемости действующих групп - 196 мест (ДОУ № 21, 27, 35, 38, 40, 62, 69, 76, МАОУ СОШ № 11, 30, 36, 40);

- создание дополнительных мест в частных дошкольных образовательных учреждениях, имеющих лицензию, для детей старше 3-х лет - 1256 мест.

В 2016 году в муниципальном образовании «Город Томск» создано 228

дополнительных дошкольных места: за счет создания дополнительных групп 25 мест (ДОУ № 6); 203 места создано в негосударственных дошкольных образовательных организациях.

В 2017 году дополнительно создано 336 мест: 314 мест в негосударственных дошкольных образовательных организациях и 22 места в муниципальном ДОУ № 8 г. Томска.

В 2018 году в муниципальном образовании «Город Томск» создано 109 мест в негосударственных дошкольных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Кроме того, в декабре 2018 года выкуплен детский сад на 145 мест в микрорайоне

«Радонежский» г. Томска по адресу: ул. Береговая, 10, построенный Томской

домостроительной компанией. Также принят в муниципальную собственность имущественный комплекс ЧДОО «Детский сад № 167 ОАО «РЖД» по адресу: г. Томск, ул. Рабочая, 27 на 80 мест, который передан МАДОУ № 8.

Оценив совокупность представленных по делу доказательств, суд с учетом фактических обстоятельств дела приходит к выводу о том, что администрацией Города Томска не допущены нарушения норм действующего законодательства при непредоставлении места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных в мкр. <адрес> города Томска, ребенку истца в 2018-2019 2019-2020 учебном году, истцу не было отказано в реализации права ее ребенка на общедоступное дошкольное образование, препятствий к осуществлению его права на дошкольное образование не создано, ребенок истца поставлен на учет по предоставлению места в МДОУ, ребенок истца имеет возможность реализовать свое право на дошкольное образование в иных МДОУ.

При таких обстоятельствах оснований для возложения на администрацию Города Томска обязанности по формированию места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня на территории района <адрес> г. Томска и предоставления его сыну истца суд не усматривает, доводы истца об обратном, положенные в основу исковых требований, основаны на неверном понимании действующего законодательства. С учетом изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бронниковой Е.К. к администрации Города Томска о возложении обязанности сформировать и предоставить Б. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня на территории района <адрес> г. Томска - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Советский районный суд г. Томска (Томская область) на 30.04.2019:
Дело № 2-1755/2019 ~ М-1469/2019, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шукшина Л.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1725/2019 ~ М-1461/2019, первая инстанция
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Титов Т.Н.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1739/2019 ~ М-1466/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 13.06.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Глинская Я.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1690/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 18.10.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Титов Т.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1715/2019 ~ М-1464/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 06.06.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мелентьева Т.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1705/2019 ~ М-1459/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 24.06.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ткаченко И.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1724/2019 ~ М-1465/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 17.06.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Титов Т.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9а-341/2019 ~ М-1470/2019, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ткаченко И.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1937/2019 ~ М-1468/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 15.08.2019
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Лобанова Н.Ю.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-201/2019, апелляция
  • Дата решения: 08.07.2019
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Зайнулин Р.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-270/2019, первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Окунев Д.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-271/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 10.12.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хабаров Н. В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-267/2019, первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнулин Р.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-265/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнулин Р.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-274/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 08.08.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Окунев Д.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-273/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 07.06.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Окунев Д.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-272/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 23.08.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнулин Р.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-269/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 14.08.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Окунев Д.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-268/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 24.06.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнулин Р.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-266/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 10.06.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнулин Р.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3/10-23/2019, первая инстанция
  • Решение: Отказано в принятии к производству
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хабаров Н. В.
  • Судебное решение: НЕТ