Дело № 12-201/2019, апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Советский районный суд г. Томска (Томская область)
Дата поступления 30.04.2019
Дата решения 08.07.2019
Статьи кодексов КоАП: ст. 8.2
Судья Зайнулин Р.А.
Результат Отменено с прекращением производства
Судебное решение Есть
ID 37d8b993-179a-308d-8ae6-0eed0ca54ca2
Стороны по делу
Ответчик
** "***** *****" * **** ************** *. ******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

№ 12-201/2019

РЕШЕНИЕ

г. Томск 8 июля 2019 года

Судья Советского районного суда г. Томска Зайнулин Р.А.,

рассмотрев жалобу защитника администрации г. Томска Урусова Д.Б. на постановление по делу об административном правонарушении от 19.04.2019 по делу о привлечении Муниципального образования «Город Томск» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

По постановлению государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее - Росприроднадзора по ТО) от 19.04.2019 № Т-138 муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации города Томска (далее - администрация г. Томска) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления), и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей в связи с тем, что 27.02.2019 в ходе планового (рейдового) осмотра территории по адресу: <адрес>, на территории между указанным домом и трамвайными путями выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), на площади 20 квадратных метров.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Администрации г. Томска – Урусов Д.Б. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указав, что оно незаконно, необоснованно. Так в постановлении указано на неустановленный круг лиц, разместивших ТКО, указанный земельный участок является общедоступной территорией, к которому невозможно ограничить доступ или препятствовать перемещению граждан по нему. Администрация г. Томска не является источником этих ТКО, кроме того, после получения сведений о выявлении свалки, последняя была устранена. Необоснованно вменено нарушение всех положений ст. 13.4 Закона об отходах производства и потребления, а также всех положений ст. 42 ЗК РФ. Не указано в чем заключается ненадлежащая организация работы по своевременному соблюдению требований природоохранного законодательства и отсутствие контроля. В связи с чем, также считает необоснованным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, неисполнимым и нарушающим права, и законные интересы администрации г. Томска.

Защитник администрации г. Томска – Урусов Д.Б. доводы жалобы в судебном заседании поддержал в полном объеме.

Потерпевшая Т. возражала против удовлетворения жалобы, считая, что администрация г. Томска должна отвечать за данное нарушение.

Проверив доводы жалобы, выслушав Урусова Д.Б., Т., изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из ст. 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Делая вывод о виновности администрации в совершении данного административного правонарушения, должностное лицо исходило из того, что в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований администрация г. Томска несанкционированно разместила ТКО по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0000000:241 с категорией земель: земли населенных пунктов, и видов разрешенного использования - для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства.

Вместе с тем согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим ФЗ; твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В силу п. 4 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 06.02.2019 № 132) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.

В силу ч.ч. 1, 3, 4, 6 ст. 13.4 указанного закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. При этом места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, указанным в п. 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, в результате которой несанкционированно разместила ТКО на указанном земельном участке. При этом должностным лицом прямо указано, что несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов совершено неустановленным кругом лиц. Положения ст. 26.1 КоАП РФ содержат требования о том, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в частности наличие события административного правонарушения. Вместе с тем обжалуемое постановление в части вмененных администрации противоправных действий (бездействия) является противоречивым, так как указано, что правонарушение выразилось в несанкционированном размещении МО «город Томск» в лице администрации г. Томска ТКО по указанному адресу (12 страница постановления), между тем отмечено, что вина МО «город Томск» заключается в ненадлежащей организации работы по соблюдению требований природоохранного законодательства (10 страница постановления), что является недопустимым при вынесении постановлений о привлечении лиц к административной ответственности, так как не позволяет однозначно установить, в чем именно признано привлекаемое лицо виновным, в совершении каких противоправных действий (бездействия).

При этом полномочия администрации в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях соответствующих муниципальных образований являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст. 8.2 КоАП РФ.

Следовательно, администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Изложенное исключает наличие в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой. Ссылки должностного лица на нормы ГК при разграничении полномочий собственников земельных участков, не могут быть приняты во внимание, так как гражданско – правовая ответственность субъектов права собственности в данном случае не имеет юридического значения для оценки действий привлекаемого лица по ст. 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области Росприроднадзора по ТО о привлечении муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене.

Таким образом, производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях администрации г. Томска состава административного правонарушения.

Так как, в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие в действиях администрации г. Томска состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, то и вынесенное представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное на основании обстоятельств, отраженных в указанном постановлении по делу об административном правонарушении, также подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области от 19.04.2019 о привлечении муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации города Томска к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием в действиях администрации г. Томска состава административного правонарушения.

Представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области от 19.04.2019 № Т-138 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, отменить.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня вручения либо получения его копии.

Судья: подпись

Решение не вступило в законную силу. Опубликовать 16.07.2019 судья Р.А. Зайнулин

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Советский районный суд г. Томска (Томская область) на 30.04.2019:
Дело № 2-1755/2019 ~ М-1469/2019, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шукшина Л.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1725/2019 ~ М-1461/2019, первая инстанция
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Титов Т.Н.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1704/2019 ~ М-1462/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 07.06.2019
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ткаченко И.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1739/2019 ~ М-1466/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 13.06.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Глинская Я.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1690/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 18.10.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Титов Т.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1715/2019 ~ М-1464/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 06.06.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мелентьева Т.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1705/2019 ~ М-1459/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 24.06.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ткаченко И.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1724/2019 ~ М-1465/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 17.06.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Титов Т.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9а-341/2019 ~ М-1470/2019, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ткаченко И.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1937/2019 ~ М-1468/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 15.08.2019
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Лобанова Н.Ю.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-270/2019, первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Окунев Д.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-271/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 10.12.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хабаров Н. В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-267/2019, первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнулин Р.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-265/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнулин Р.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-274/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 08.08.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Окунев Д.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-273/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 07.06.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Окунев Д.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-272/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 23.08.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнулин Р.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-269/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 14.08.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Окунев Д.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-268/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 24.06.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнулин Р.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-266/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 10.06.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнулин Р.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3/10-23/2019, первая инстанция
  • Решение: Отказано в принятии к производству
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хабаров Н. В.
  • Судебное решение: НЕТ