Дело № 2-1313/2013 ~ М-1363/2013, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Октябрьский районный суд г. Томска (Томская область)
Дата поступления 08.05.2013
Дата решения 30.05.2013
Категория дела должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
Судья Бессонова М.В.
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID 033f87b7-fbc1-308f-964d-0f76aeee2be1
Стороны по делу
Истец
*********** ************** ******** * ********** ************* ************** ************* *.******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 



Дело № 2-1313/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2013 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Бессонова М.В.,

при секретаре Савчук Л.В.,

с участием представителя заявителя Каргопольцевой О.В.,

представителя заинтересованного лица Черноусовой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе в государственной регистрации,

установил:

Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г.Томска обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным, выраженный в сообщении от 01.03.2013 №01/264/2012-510 отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – управление Росреестра по Томской области) в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер 70:21:0200037:206, а также обязать Управление Росреестра по Томской области устранить препятствия муниципальному образованию «Город Томск» в реализации своих прав путем осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 4/16 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер 70:21:0200037:206 в течение семи дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему спору.

В обоснование заявленных требований указано, что в Управление Росреестра по Томской области 19.09.2012 было подано заявление о государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 4/16 долю в праве собственности на земельный участок по адресу: ..., на котором расположен жилой дом, который находится в долевой собственности у муниципального образования «город Томск» и физических лиц. Государственная регистрация права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. По результатам рассмотрения заявления государственным регистратором Е.В. принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности муниципального образования «Город Томск» на долю в праве собственности на земельный участок по адресу: ... Основанием для принятия решения об отказе указан вывод о несоответствии представленных на государственную регистрацию прав документов по содержанию требованиям действующего законодательства. И то, что в силу прямого указания закона № 137-ФЗ от 25.102001 исключается возможность возникновения права общей долевой собственности муниципального образования совместно с гражданами на единый неделимый участок в порядке разграничения государственной собственности. Отказ в государственной регистрации препятствует государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества и последующего распоряжения данным имуществом, поскольку распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые разграничена, возможно, только после государственной регистрации прав на них.

В судебном заседании представитель заявителя Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска – Каргопольцева О.В., действующий на основании доверенности № 9 от 01.02.2013 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Черноусова В.О., действующая на основании доверенности № 77 от 25.12.2012 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в отзыве. Согласно письменному отзыву, 19.09.2012 в Управление Росреестра обратилась О.В. от имени Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 4/16) на земельный участок, расположенный по адресу: ... ... В качестве основания возникновения права собственности были указаны свидетельство о праве наследования по закону от 13.10.2010 реестровый номер 4347 и абз.2 п.З ст.3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-Ф3 от 25.10.2001. Поскольку представленные на регистрацию документы противоречили абз. 2п.3 ст.3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2011 № 137-ФЗ, государственная регистрация прав была приостановлена на 1 месяц. Впоследствии, поскольку не были устранены причины, препятствующие проведению регистрации, Управлением Росреестра по Томской области было отказано в государственной регистрации.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 254, 256 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы в течение трех месяцев, когда стало известно о нарушении прав и свобод.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

С заявлением об оспаривании решения государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок от 01.03.2013 истец обратился 08.05.2013г., т.е. в установленный законом ( ст. 256 ГПК РФ) срок.

В соответствии ч.1 ст. 131, ч. 1 ст. 164 ГК РФ, ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации), права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и указанным Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона о регистрации, п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется положениями главы 3 Закона о регистрации.

Пунктом 1 статьи 13 названного Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).

Согласно п. 2 ст. 17, ст. 18 данного Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, соответствующие установленным законом требованиям.

Из вышеприведенной ст. 13 Закона о регистрации усматривается, что в компетенцию Управления Росреестра по Томской области входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на регистрацию.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.

Пунктом 1 ст. 28 Закона о регистрации предусмотрено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в п. 1 ст. 20 настоящего Федерального закона, в частности, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Судом установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13.10.2010 года реестровый номер № 4347, выданного нотариусом А.М. муниципальное образование «Город Томск» является правообладателем 4/16 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ... ... ... общей площадью 161 кв. м. Указанное обстоятельство подтверждается исследованными в судебном заседании свидетельством о государственной регистрации права от 02.11.2010, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.08.2012 № 00/023/2012-885.

Согласно п.1 ст.16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

19.09.2012 О.В. от имени муниципального образования «Город Томск» обратилась в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 4/16), по адресу: ... .... В качестве основания возникновения права собственности были указаны абз.2 п.З ст.3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-Ф3 от 25.10.2001, свидетельство о праве на наследство по закону от 13.10.2010 реестровый номер № 4347.

Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 19.09.2012 дата окончания срока регистрации – 08.10.2012.

В соответствии с уведомлением от 08.10.2012 № 01/264/2012-510 государственная регистрация была приостановлена на 1 месяц с 08.10.2012 по 08.11.2012, а затем сообщением от 01.03.2013 № 01/264/2012-510 государственным регистратором Е.В. отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 4/16) на земельный участок, расположенный по адресу: ... ..., поскольку представленные на регистрацию документы, противоречат смыслу абз. 2 п. 3 ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации указано, что документы, представляемые на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку в силу указанного закона исключается возможность возникновения права общей долевой собственности муниципального образования совместно с гражданами на единый неделимый участок в порядке разграничения государственной собственности.

В данном случае, суд считает, что оснований для удовлетворения требований Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска отсутствуют исходя из следующего.

В силу ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Согласно ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со ст. 3.1. Федерального закона от 25.01.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Согласно п. 3 ст. 3.1. в целях разграничения государственной собственности на землю к муниципальной собственности относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

Из положений статьи 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что государственная регистрация права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указывается основание возникновения права собственности соответствующего публичного образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404, в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию, для государственной регистрации необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из положений статей 16, 19 Земельного кодекса РФ, статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в совокупности следует, что разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права публичной (муниципальной) собственности и по данному основанию у публично-правового образования может возникнуть право собственности только как у единоличного субъекта собственности на земельный участок, являющийся объектом земельных отношений по смыслу статьи 6 Земельного кодекса РФ, а не право на долю в праве общей собственности, участниками которой, наряду с муниципальным образованием, являются граждане или юридические лица. Исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» нахождение в собственности муниципального образования нежилых помещений в доме, а не здания целиком не может служить основанием возникновения в результате разграничения государственной собственности на землю общей долевой собственности на соответствующий земельный участок у муниципального образования с другими собственниками помещений.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.

Таким образом, поскольку документы, свидетельствующие о существовании в отношении спорного земельного участка общей долевой собственности, возникшей по иным основаниям, на государственную регистрацию представлены не были, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области правомерно отказано в государственной регистрации права муниципального образования «Город Томск» на долю в праве общей собственности на земельный участок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе государственной регистрации отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий судья: М.В. Бессонова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Октябрьский районный суд г. Томска (Томская область) на 08.05.2013:
Дело № 9-559/2013 ~ М-1365/2013, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1279/2013 ~ М-1362/2013, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бессонова М.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 11-62/2013, апелляция
  • Дата решения: 23.05.2013
  • Решение: оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бессонова М.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-562/2013 ~ М-1367/2013, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1274/2013 ~ М-1366/2013, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Качесова Н.Н.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-569/2013 ~ М-1364/2013, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1246/2013 ~ М-1356/2013, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зезюн А.М.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1210/2013 ~ М-1361/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 21.06.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бессонова М.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 11-64/2013, апелляция
  • Дата решения: 05.06.2013
  • Решение: Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Зезюн А.М.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-194/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 30.05.2013
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья:  Борисов Д.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-188/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 08.05.2013
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья:  Дорохина И.М.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-195/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 22.05.2013
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья:  Салманова Т.Ф.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-187/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 08.05.2013
  • Решение: Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Качесова Н.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-227/2013, апелляция
  • Дата решения: 05.06.2013
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Качесова Н.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-228/2013, апелляция
  • Дата решения: 22.05.2013
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бессонова М.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-284/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 30.05.2013
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья:  Салманова Т.Ф.
  • Судебное решение: ЕСТЬ