Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Томска (Томская область) |
Дата поступления | 25.04.2018 |
Дата решения | 02.08.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Лысых Е. Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f360c20e-ac01-3734-9636-c9bcca1d1ba2 |
Дело № 2-931/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2018 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Лысых Е.Н.,
при секретаре Сукач Е.В., с участием:
представителя истца Акимовой Ю.С.,
представителей ответчика Головниной Ю.С., Базаева К.М.,
третьего лица Кандыбы В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Томска, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области» и Администрации Томской области в лице Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Томска, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Областному государственному автономному учреждению «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области» (далее ОГАУ ЦСПСК) и Администрации Томской области в лице Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области о понуждении к совершению действий, в котором с учетом уточненных исковых требований просил суд обязать ответчиков:
1. произвести в здании изменения объемно-планировочных решений согласно разработанному и утвержденному в установленном порядке проектом - на 3 этаже в торцах коридора демонтировать перегородки, которыми выгорожены помещения, в соответствии с ч. 5 ст. 55.24 ГрК; ч. 1 ст. 5, ч, 10 ст. 15, ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; ч. 1 ст. 78, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 23 о), п. 33, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ 25.04.2012 № 390; п. 4.6 СП 2.13130.2012;
2. оборудовать выход на кровлю противопожарным люком 2-го типа в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 7.6 СП 4.13130.2013;
3. выделить помещения технического назначения (электрощитовая, серверная, кладовая) противопожарными перегородками не ниже 1-го типа в соответствии с требованиями ч. 2,3 ст. 87, ч. 1 ст. 88, табл. 23, 24 ФЗ-123; п. 5.5.7 СП 4.13130.2013; п. 22 ППР в РФ;
4. обеспечить ширину основного коридора на 2, 3 этажах в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 4.3.3, п.4.3.4 СП 1.13130.2009;
5. обеспечить расчетную ширину прохода в лестничной клетке в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 4.4.4 СП 1.13130.2009;
6. обеспечить наличие 2-ого эвакуационного выхода из подвального этажа здания в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 6.13* СНиП 21-01-97*;
7. обеспечить на путях эвакуации аварийное эвакуационное освещение в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 30 ФЗ-384, п. 43 ППР в РФ, п. 4.3.1. СП 1.13130.2009, п.п. 7.105-7.108 СП 52.13330.2011;
8. обеспечить подвальное помещение системами вытяжной противодымной вентиляции в соответствии с требованиями ст. 56, ст. 85 ФЗ-123, п.7.2 ж) СП 7.1330.2013;
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Томска по заданию прокуратуры Томской области с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Томской области проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации ОГАУ ЦСПСК по адресу г. Томск, ул. Смирнова д. 48Б, принадлежащего на праве собственности у Томской области и закрепленном на праве оперативного управления ОГАУ ЦСПСК.
Эксплуатация нежилого здания спортивного комплекса по ул. Смирнова, 48Б в г. Томске с изложенными в настоящем исковом заявлении нарушениями создают угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Их не устранение может привести к необратимым последствиям, чрезвычайным ситуациям и, как следствие, к человеческим жертвам.
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 21 июня 2018 года принят отказ истца от исковых требований к Областному государственному автономному учреждению «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области» и администрации Томской области в лице Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области исковых требований о запрете эксплуатации здания, производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Томска Акимова Ю.С. заявленные исковые требования с учетом уточнения требований и заявления об отказе от части исковых требований поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представители ответчика ОГАУ ЦСПСК Головнина Ю.С., действующая на основании доверенности от 10.05.2018 г., выданной на один год, и действующий на основании Устава директор ОГАУ ЦСПСК Базаев К.М., в судебном заседании с заявленными прокурором исковыми требованиями согласились частично, на оспаривая наличие нарушений правил пожарной безопасности заявили о принятии исчерпывающих мер по их устранению. Возражали против заявленного прокурором требования о понуждении обеспечить наличие 2-ого эвакуационного выхода из подвального этажа здания в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 6.13* СНиП 21-01-97*, указав обоснование своих возражений о том, что приказом ОГАУ ЦСПСК установлено одновременное нахождение в подвальном помещении на более пяти человек, что при наличии площади помещения тира, распложенного в цокольном этаже, не свидетельствует о нарушении ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 6.13* СНиП 21-01-97.
Представитель администрации Томской области в лице Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен в порядке, установленном главой 10 ГПК РФ (Судебные извещения и вызовы). Представитель ответчика Алакина Н.А., действующая на основании доверенности, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив письменный отзыв на исковое заявление.
Третье лицо Кандыба В.С. в судебном заседании полагал заявленные прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.
Заслушав представителя истца, представителей ответчика ОГАУ ЦСПСК, третье лицо, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 3 данного Федерального закона система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно - спасательных работ.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон №384-ФЗ) к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) установлены минимально необходимые требования, в том числе, пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что нежилое помещение по адресу г. Томск, ул. Смирнова д. 48Б, принадлежит на праве собственности Томской области и закреплено на праве оперативного управления за ОГАУ ЦСПСКЮ, имеет наименование «Спортивный комплекс «Юпитер», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 70-АВ 379837 от 08.02.20113 г., выпиской из ЕГРП от 03.03.2017 г.
В указанном здании на момент проверки осуществляется основная деятельность ОГАУ ЦСПСКЮ.
Эксплуатация Спортивного комплекса «Юпитер» адресу ул. Смирнова, д. 48Б в г. Томске с изложенными в настоящем исковом заявлении нарушениями создают угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Их не устранение может привести к необратимым последствиям, возникновению чрезвычайных ситуаций и, как следствие, к человеческим жертвам.
Прокуратурой Ленинского района г. Томска по заданию прокуратуры Томской области с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Томской области проводилась проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации Спортивного комплекса «Юпитер» адресу ул. Смирнова, д. 48Б в г. Томске.
В ходе повторной проверки (в период рассмотрения данного гражданского дела в суде) выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены прокурором Ленинского района г. Томска в уточненном исковом заявлении от 01.08.2018 г., которые ответчиками не оспариваются.
В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на собственников имущества, руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций, лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности, и должностных лиц в пределах их компетенции.
Согласно статье 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным законом, либо если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.
В целях защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий согласно статье 51 Федерального закона № 123-ФЗ создаются системы противопожарной защиты. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 52 Федерального закона № 123-ФЗ одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 61 Правил установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
В соответствии с указанным Федеральным законом здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: 1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; 2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; 3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения; 4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; 5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения; 6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; 7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Таким образом, выявленные в ходе проведенной проверки нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Понимание во внимание, что ответчиком указанные в исковом заявлении нарушения требований пожарной безопасности не оспариваются, оспаривается лишь вывод о необходимости в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 6.13* СНиП 21-01-97 обеспечить подвальное помещение нежилого здания Спортивного комплекса «Юпитер» адресу ул. Смирнова, д. 48Б в г. Томска вторым эвакуационным выходом из подвального этажа здания, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными, доказанными и подлежащим удовлетворению.
При этом, оценивая возражения ответчика, суд не находит оснований соглашаться с ним.
Так, в соответствии ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123 каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; 3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
В соответствии с п. 6.13* СНиП 21-01-97 требование о наличии второго эвакуационного выходе здания обуславливается наличием общей площади помещений, превышающей 300 кв.м., либо наличием предельного посетителей.
Как установлено судом площадь подвального этажа нежилого здания Спортивного комплекса «Юпитер» адресу ул. Смирнова, д. 48Б в г. Томска превышает 300 кв.м., о чем свидетельствует представленный ответчиком поэтажный план. Таким образом, установление приказом руководителя максимального количества пребывающих в цокольном этаже людей, не превышающего 6 человек, не имеет правового значения.
Указанный прокурором в исковом заявлении 6-месячный срок исполнения с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает разумным и обоснованным, достаточный для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области» и Администрации Томской области в лице Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Администрацию Томской области в лице Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области и ОГАУ «Центр спортивной подготовки сборных команд Томкой области» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, допущенные при эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, д.48Б (кадастровый номер 70:21:0100015:857), а именно:
1. произвести в здании изменения объемно-планировочных решений согласно разработанному и утвержденному в установленном порядке проектом - на 3 этаже в торцах коридора демонтировать перегородки, которыми выгорожены помещения, в соответствии с ч. 5 ст. 55.24 ГрК; ч. 1 ст. 5, ч, 10 ст. 15, ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; ч. 1 ст. 78, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 23 о), п. 33, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ 25.04.2012 № 390; п. 4.6 СП 2.13130.2012;
2. оборудовать выход на кровлю противопожарным люком 2-го типа в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 7.6 СП 4.13130.2013;
3. выделить помещения технического назначения (электрощитовая, серверная, кладовая) противопожарными перегородками не ниже 1-го типа в соответствии с требованиями ч. 2,3 ст. 87, ч. 1 ст. 88, табл. 23, 24 ФЗ-123; п. 5.5.7 СП 4.13130.2013; п. 22 ППР в РФ;
4. обеспечить ширину основного коридора на 2, 3 этажах в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 4.3.3, п.4.3.4 СП 1.13130.2009;
5. обеспечить расчетную ширину прохода в лестничной клетке в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 4.4.4 СП 1.13130.2009;
6. обеспечить наличие 2-ого эвакуационного выхода из подвального этажа здания в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 6.13* СНиП 21-01-97*;
7. обеспечить на путях эвакуации аварийное эвакуационное освещение в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 30 ФЗ-384, п. 43 ППР в РФ, п. 4.3.1. СП 1.13130.2009, п.п. 7.105-7.108 СП 52.13330.2011;
8. обеспечить подвальное помещение системами вытяжной противодымной вентиляции в соответствии с требованиями ст. 56, ст. 85 ФЗ-123, п.7.2 ж) СП 7.1330.2013;
Решением может быть обжаловано и опротестовано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Н. Лысых