Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Томска (Томская область) |
Дата поступления | 11.03.2013 |
Дата решения | 22.05.2013 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Судья | Кошелева Н. В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 4a316fdb-6734-3a20-a908-04034247e6a6 |
Дело № 2-656/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.05.2013 г. Ленинский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего: Кошелевой Н.В.,
при секретаре Егоровой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску [СКРЫТО] А.Л. к ГУ МЧС России по Томской области, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании состоящим на учете в списках нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, понуждении внести в список нуждающихся,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, указывая, что в <дата обезличена> он был принят на работу в ГУ МЧС России, с <дата обезличена> по настоящее время проходит службу в ГПС МЧС России по Томской области. В связи с трудоустройством на территории г. Томска в ГУ МЧС истцу было предоставлено служебное жилое помещение – комната в общежитии общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес обезличен>. Общежитие находилось на балансе <данные изъяты>. Состав семьи истца состоял из трех человек: истец, его супруга и сын. <дата обезличена> истцом было подано заявление в жилищно-бытовую комиссию <данные изъяты> с просьбой о постановке его на учет на получение жилой площади. <дата обезличена> был составлен акт проверки жилищных условий по адресу: <адрес обезличен>. На момент составления акта проверки истец проживал в общежитии по вышеуказанному адресу. Полагает, что его заявление должно было быть рассмотрено положительно, он должен был быть поставлен на учет, поскольку для этого имелись все основания. Для сотрудников, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, сохраняется возможность обеспечения жилыми помещениями из фонда социального использования по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда, закрепленного за МЧС России, либо получение ГЖС. В <дата обезличена> истцу стало известно о том, что его заявление было утеряно <данные изъяты> и обнаружено совместно с актом обследования в <дата обезличена>. Считает, что заявление соответствовало установленным требованиям, следовательно, имелись основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, он должен был быть поставлен на учет в <дата обезличена>. Факт утраты заявления не лишает его права состоять на учете с <дата обезличена>. Факт отсутствие истца в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с <дата обезличена> нарушает права истца, препятствует в получении государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. Просит суд в окончательном варианте исковых требований признать истца состоящим на учете в списках нуждающихся в получении жилья по договору социального найма сотрудников ГУ МЧС России по Томской области с <дата обезличена>; обязать ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Сибирский филиал внести истца в список нуждающихся в получении жилья по договору социального найма сотрудников ГУ МЧС России по Томской области с <дата обезличена>.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении дела не просил. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дав аналогичные пояснения, дополнив, что истец написал заявление в <дата обезличена>, а принято оно было в <дата обезличена>, о чем свидетельствует отметка на заявлении, в связи с чем он просит признать его состоящим на учете нуждающихся в получении жилья по договору социального найма сотрудников ГУ МЧС России по Томской области с <дата обезличена>. Поскольку брак у истца расторгнут, как бывший член семьи супруга утратила право состоять на учете нуждающихся, сын совершеннолетний, он обратился с иском только в отношении себя. В настоящее время истец жилья не имеет, проживает на условиях найма по договору, регистрацию имеет по месту жительства матери. Истец имеет право на получение ГЖС, однако отсутствие сведений о том, что он был поставлен на учет в <дата обезличена> нарушает его права на получение жилья или ГЖС. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Томской области, действующий на основании доверенности, представил суду отзыв, доводы которого поддержал, дав суду аналогичные пояснения. Дополнительно пояснил, что истец был постановлен на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма сотрудников ГУ МЧС России по Томской области <дата обезличена> на основании решения жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты>, которые оформлялись протоколами. Решение о снятии его с учета не принималось, истец значится в списках граждан, поставленных на учет для получения социального жилья в <данные изъяты>, однако учетное дело истца не сохранилось. В настоящее время в полномочия ГУ МЧС России Томской области не входит постановка на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма сотрудников ГУ МЧС России по Томской области, в связи с чем ГУ не может в настоящий момент устранить нарушение прав истца.
Представитель ответчика ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, в суд не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика.
Из отзыва ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» следует, что согласно приказу МЧС России от 25.07.2011 № 398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» функции по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований возложены на ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» с 01.12.2011. При передаче учетных дел военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Томской области учетное дело [СКРЫТО] по акту приема-передачи не передавалось. В реестре учетных дел сотрудников, состоящих на учете лиц, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), предаваемых в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» сотрудник ФПС МЧС России [СКРЫТО] отсутствует. В Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору соцнайма истец не обращался. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 5 названного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. Статья 6 указанного Закона устанавливает следующий порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений: граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Согласно вышеуказанным законодательным нормам, граждане, уволенные в отставку из службы в органах внутренних дел и сотрудники противопожарной службы, ставшие на учет нуждающихся получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) до 01 марта 2005 г. продолжают сохранять право состоять на таком учете. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Порядок обеспечения жильем сотрудников ФПС ГПС МЧС России определен Указом Президента РФ № 825 от 28 июня 1999 г. и Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 г. Кроме того, в соответствии со ст. 41 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предусматривающая предоставление личному составу Государственной противопожарной службы жилой площади в виде отдельной квартиры или дома в первоочередном порядке территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, утратила силу с 01.01.2005 года. Иных нормативно правовых актов, регламентирующих принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, именно сотрудников ФПС как категории граждан, не издано. Кроме того, в настоящее время в системе МЧС России действует приказ МЧС от 12.01.2012 г. № 5, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации (№ 23449 от 12.03.2012 г.) «Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений», в котором прописан учет сотрудников федеральной противопожарной службы МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление им жилых помещений по договорам социального найма, а именно сотрудники федеральной противопожарной службы МЧС России, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Истцом предоставлена копия рапорта от <дата обезличена>, в котором он якобы просил принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях. Рапорт не зарегистрирован в установленном законом порядке, не стоит резолюция о принятие, входящий номер. Также отсутствует протокол заседания жилищной комиссии о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях вышеуказанного сотрудника. Более того, отсутствуют списки, подтверждающие нахождение истца на учете с <дата обезличена>. Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» считает, что право истца Главное управление МЧС России по Томской области на жилище не нарушило и не могло нарушить, поскольку у ответчика отсутствует установленная законом обязанность предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма, а также служебного жилого помещения на период прохождения службы. С учетом указанных обстоятельств, Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» считает, что заявленные исковые требования являются нормативно необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства - участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.
В силу ч.1,2 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В момент написания заявления истцом и решении вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма действовал ЖК РСФСР.
Статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР (далее по тексту - ЖК РСФСР) было определено право граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилого помещения в пользование.
Исходя из ст. 30 ЖК РСФСР было установлено, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР (далее по тексту - Правила).
Положениями указанных Правил, принятыми в развитие норм ЖК РСФСР, был определен порядок и основания принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 29 ЖК РСФСР были определены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, аналогичные основания предусмотрены п. 7 Правил.
Так к основаниям признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были отнесены обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня, а также проживание в общежитии. На учет для получения жилых помещений принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (п. 2 Правил).
Пунктом 10 Правил было установлено, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, учреждениях, имеющих жилищный фонд... осуществляется по месту работы (ст. 30 ЖК РСФСР). Из ст. 32 ЖК РСФСР, п. 20 Правил следует, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения.
Исходя из части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" (с последующими изменениями) в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Пунктом 3 названного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, своим Постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты".
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
В возражениях представитель ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» указывает, что часть 2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предусматривающая предоставление личному составу Государственной противопожарной службы жилой площади в виде отдельной квартиры или дома в первоочередном порядке территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, утратила силу с 01.01.2005 года.
Действительно, часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусматривающая возможность обеспечения в первоочередном порядке личного состава Государственной противопожарной службы жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы была признана утратившей силу Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ данный Закон принимался в целях решения задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Кроме того, в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указывалось, что его нормы должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Более того, указанная норма права действовала в спорный период времени (<дата обезличена>).
Согласно ст. 8 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (с последующими изменениями), гарантией правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы является то, что сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
В ч.1 ст. 4 и ч.1 ст.6 ФЗ РФ от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (с последующими изменениями) определено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата), кроме того, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма.
Предусмотренная статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ единовременная социальная выплата, предоставляемая в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, является одной из форм обеспечения сотрудников внутренних дел, а следовательно и сотрудников Государственной противопожарной службы (в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности") жилыми помещениями.
Таким образом, довод возражений о том, что законодательством, действующим в настоящее время на территории Российской Федерации, не предусмотрена возможность обеспечения жилыми помещениями сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России за счет средств федерального бюджета, нельзя признать правильным.
Из материалов дела следует, что истец проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России Томской области с <дата обезличена>, с <дата обезличена> по настоящее время в должности <данные изъяты>. По месту работы ему было предоставлено служебное помещение- комната в общежитии на семью из трех человек по адресу: <адрес обезличен>. Из заявления [СКРЫТО] от <дата обезличена> с отметкой <данные изъяты> следует, что [СКРЫТО] просит вынести на обсуждение жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> просьбу о принятии его и членов его семьи на учет для получения жилой площади. В соответствии с актом проверки жилищных условий заявителя от <дата обезличена> произведена проверка жилищных условий истца по адресу: <адрес обезличен>. Истец <дата обезличена> поставлен на учет нуждающихся в получении жилой площади в <данные изъяты>. Однако решение жилищной комиссии о постановке истца на учет, как и все учетное дело истца не сохранились. Истцом заявление о снятии его с учета нуждающихся не подавалось, решение ГУ МЧС России по Томской области о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях не принималось. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца, материалами дела, в том числе, представленным списком граждан, поставленных на очередь для получения жилой площади в <данные изъяты>, утвержденным начальником <данные изъяты>, и не отрицались представителем ответчика ГУ МЧС России по Томской области, который подтвердил в суде, что истец находится на учете нуждающихся в жилых помещениях, однако в подтверждение данного факта истец не может представить документы, так как его учетное дело работодателем утрачено. Сведения о том, что истец снимался с учета нуждающихся в жилом помещении в деле отсутствуют. Доказательств обратному ответчиком ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» суду не представлено.
Решением исполнительного комитета Томского городского совета народных депутатов от <дата обезличена> разрешено Октябрьскому райисполкому заселение в квартиры и комнаты гостиничного типа в здании пожарного депо по <адрес обезличен>. Факт проживания истца и членов его семьи в момент подачи заявления в служебном помещении по <адрес обезличен> подтверждается материалами дела. В настоящее время истец проживает по адресу: <адрес обезличен> на основании договора найма жилого помещения от <дата обезличена>, состоит на регистрационном учете по месту жительства матери по адресу: <адрес обезличен>. Брак между истцом и ФИО1 расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 Томского судебного района Томской области от 02.03.2007. Истец не имеет иного жилого помещения.
В соответствии с п.п. 1,2 Указа Президента N 1309 от 9 ноября 2001 года, с 1 января 2002 года в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является правопреемником ГПС МВД РФ.
Статьей 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1,3 - 6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части, что также отражено в п.14 Приказа МЧС РФ от 12.01.2012 №5 «Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений», из которого следует, что сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма
В соответствии с приказом МЧС РФ от 12.01.2012 №5 «Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений» учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территории Центрального федерального округа, осуществляется федеральным казенным учреждением «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», а сотрудников ФПС, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территориях других федеральных округов РФ, осуществляется территориальными подразделениями уполномоченного органа (п. 2.).
Согласно информационному письму ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Сибирский филиал №12 от 05.11.2011, с 01.12.2011 на Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» возложены функции, в том числе, постановка на учет и ведение учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы…, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством порядке.
ГУ МЧС России по ТО не обладает полномочиями по восстановлению в списках нуждающихся на получение социального жилья, по постановке на учет нуждающихся, что следует из Положения о Главном управлении МЧС России. В соответствии с пп.11 ч.12 Положения о ГУ МЧС России оно лишь участвует в работе по учету сотрудников ФПС, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и обеспечению их жилыми помещениями в установленном порядке во взаимодействии с уполномоченным органом МЧС России по жилищному обеспечению.
Доводы, изложенные в отзыве ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Сибирский филиал, о том, что истец имел право только на обеспечение служебным жилым помещением, суд считает необоснованными, поскольку установлено, что истец был поставлен на учет нуждающихся на получение жилого помещения по договору социального найма еще в <дата обезличена> и сохранил право состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма.
Утверждения ответчика ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Сибирский филиал об отсутствии нормативной базы, регулирующей порядок реализации прав очередников на получение жилого помещения по договору социального найма, суд считает необоснованными, так как они опровергаются приведенными судом нормативными актами. Кроме того, возможность получения жилья сотрудником противопожарной службы может быть реализована посредством получения единовременной социальной выплаты, предоставления государственного жилищного сертификата.
Т.о., со стороны ответчиков в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что истец не находится на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма с <дата обезличена>, что истец исключен из списка на получение жилья на условиях социального найма. Денежных средств от МЧС России на приобретение жилья истец не получал, заявление о снятии с учета нуждающегося в получении социального жилья не подавал.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствием документов, подтверждающих факт постановки истца на учет нуждающихся в получении жилья, нарушены права истца, в том числе, на возможность дальнейшего получения ГЖС в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, поскольку право на получение сертификата ГЖС может быть реализовано только, если сотрудник стоит в очереди на получение социального жилья.
Оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец в период службы в ГПС МЧС России по Томской области был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен в <дата обезличена> на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск [СКРЫТО] А.Л. к ГУ МЧС России по Томской области, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании состоящим на учете в списках нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, понуждении внести в список нуждающихся удовлетворить.
Признать [СКРЫТО] А.Л. состоящим на учете в списках нуждающихся в получении жилья по договору социального найма сотрудников ГУ МЧС России по Томской области с <дата обезличена>.
Обязать ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Сибирский филиал внести с учетом очередности [СКРЫТО] А.Л. в список нуждающихся в получении жилья по договору социального найма сотрудников ГУ МЧС России по Томской области с <дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна: Судья Кошелева Н.В.
Секретарь судебного заседания: Егорова К.В.