Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Томска (Томская область) |
Дата поступления | 22.03.2022 |
Дата решения | 22.04.2022 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Порохнюк Е.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f95888f9-1ec8-354b-bea9-aa038ca9cac2 |
Дело 70RS0001-01-2022-001216-79
Производство № 2а-991/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Порохнюк Е.Н.,
при секретаре Назиной Е.В.,
помощник судьи Сафиулина И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-991/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №7 по Томской области к [СКРЫТО] ВВ о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России №7 по Томской области обратилась в Кировский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением к [СКРЫТО] В.В., в котором просит взыскать с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета задолженности в размере 41235,72 руб., в том числе:
- пени по НДФЛ в размере 135,89 руб. за период с 30.01.2019 по 15.11.2020,
- в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы за 2020 год в размере 32 448 руб., пени на страховые взносы в размере 179,28 руб. за период с 01.01.2021 по 08.02.2021,
- в Федеральный фонд ОМС страховые взносы за 2020 год в сумме 8 426 руб., пени на страховые взносы в размере 46,55 руб. за период с 01.01.2021 по 08.02.2021.
В обоснование административного иска указано, что [СКРЫТО] В.В. 10.03.2010 поставлен на учет в налоговых органах в качестве адвоката. Также [СКРЫТО] В.В. является плательщиком налога на доходы физических лиц. В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислены пени по НДФЛ в сумме 212,45 руб. за период с 30.01.2019 по 15.11.2020 по требованию /________/ от 16.11.2020. Срок уплаты пени по данному требованию - до 13.01.2021, который в установленный срок не были уплачены. Согласно карточке расчета с бюджетом сумма пени частично уменьшена и составляет 135,89 руб. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате за расчетный период 2020 года, в фиксированном размере составила 32 448 руб. Сумма страховых взносов в Федеральный фонд ОМС, подлежащая уплате за расчетный период 2020 года, в фиксированном размере составила 8 426 руб. Указанные суммы страховых взносов не оплачены в установленный срок, в связи с чем начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Сумма пени в размере 179,28 руб. начислена по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 01.01.2021 по 08.02.2021. Сумма пени в размере 46,55 руб. начислена по страховым взносам в Федеральный фонд ОМС за расчетный период с 01.01.2021 по 08.02.2021. Инспекцией направлено требование /________/ от 09.02.2021 с предложением уплатить страховые взносы до 23.03.2021 и пени по ним на общую сумму 41 099,83 руб., которое в срок не исполнено. 01.09.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с [СКРЫТО] В.В. задолженности в размере 46804,98 руб., который 21.09.2021 отменен в связи с поступлением возражений должника. Сумма недоимки по судебному приказу частично оплачена и составляет 41235,72 руб.
Административный истец Межрайонная ИФНС России №7 по Томской области представителя в суд не направила, Инспекция извещена надлежащим образом, в административном иске содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик [СКРЫТО] В.В. в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также признает требования в полном объеме.
С учетом положений ст. 150 КАС Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность государства носит публично-правовой характер.
Согласно ст. 2 НК Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу ст. 3 НК Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно ч. 1, 3, 4 ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
[СКРЫТО] В.В. направлено требование /________/ от 16.11.2020 об уплате недоимки и пени в срок до 13.01.2021.
Факт получения данного требования административным ответчиком не оспорен.
Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе, в Постановлениях от 17.12.1996 №20-П, 15.07.1999 №11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.
Каких-либо доказательств уплаты налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическим лицом, зарегистрированным в качестве адвоката, за спорный период (2019 год) в требуемой сумме не представлено.
В связи с вступлением с 01.07.2017 в силу Федерального закона №243-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», администрирование страховых взносов осуществляется налоговым органом.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность государства носит публично-правовой характер.
Согласно ст. 23 НК Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пп. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ).
Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ).
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются, в том числе, адвокаты.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе, адвокаты.
В соответствии со ст. 430 НК Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам (далее – плательщики), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Как следует из ч. 1 ст.430 НК Российской Федерации, плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно ч. 2 ст. 432 НК Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Судом установлено, следует из распечатки сведений о постановке на учет, что [СКРЫТО] В.В. 10.03.2010 поставлен на учет в качестве адвоката.
В соответствии с положениями ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При этом, согласно п. 8 ст. 69, п. 3 ст. 70 НК Российской Федерации правила, предусмотренные указанными статьями, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
Частью 1 ст. 70 НК Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По смыслу ч. 1 ст. 48 НК Российской Федерации и ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации для обращения налогового органа в суд о взыскании с физического лица обязательных платежей обязательно необходимо направление налогоплательщику требования об уплате налога.
Инспекцией 09.02.2021 направлено [СКРЫТО] В.В. посредством Почты России требование /________/ от 09.02.2021 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в размере 32 448 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), 8 426 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в сумме 179,28 руб., пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, в сумме 46,55 руб., о чём в материалах дела имеется таблица выгрузки. Установлен срок уплаты страховых взносов, пени - до 23.03.2021.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование об уплате страховых взносов, пеней направлено административным истцом [СКРЫТО] В.В. в надлежащей форме и в установленные законом сроки.
В соответствии со ст. 286 КАС Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Процедура и сроки взимания задолженности по уплате налогов в судебном порядке регламентированы гл. 8 НК РФ и гл. 32 КАС РФ, при этом их содержание свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафа.
Согласно требованию /________/ от 09.02.2021 уплата недоимки должна была быть произведена в срок до 23.03.2021.
Из материалов дела следует, что к мировому судье судебного участка №5 Кировского судебного района г. Томска, исполняющему обязанности мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г. Томска, МИФНС России №7 по Томской области обратилась в конце августа 2021 года, то есть в пределах 6-месячного срока, исчисляемого с 24.03.2021.
Мировым судьей вынесен судебный приказ от 01.09.2021 по делу №2а-2642/21 о взыскании с [СКРЫТО] В.В. задолженности по налогам, страховым взносам, пени.
Определением мирового судьи судебного участка №5 Кировского судебного района г.Томска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г. Томска, от 21.09.2021 указанный судебный приказ от 01.09.2021 в связи с возражениями административного ответчика отменен.
В Кировский районный суд г. Томска настоящее административное исковое заявление направлено 21.03.2022, то есть в установленный законом срок.
Таким образом, срок на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по пени по НДФЛ, по страховым взносам и пени за указанный расчетный период не пропущен.
Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие доказательств со стороны административного ответчика оплаты задолженности, требование МИФНС России №7 по Томской области о взыскании с [СКРЫТО] В.В. задолженности в размере 41235,72 руб., в том числе: пени по НДФЛ в размере 135,89 руб. за период с 30.01.2019 по 15.11.2020, страховые взносы на ОПС за 2020 год в фиксированном размере в сумме 32 448 руб. и пени на ОПС в сумме 179,28 руб. за период с 01.01.2021 по 08.02.2021, страховые взносы на ОМС за 2020 год в фиксированном размере в сумме 8 426 руб. и пени на ОМС в сумме 46,55 руб. за период с 01.01.2021 по 08.02.2021, подлежат удовлетворению.
На основании ч.1 ст. 114 КАС Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, принимая решение о взыскании государственной пошлины в доход федерального бюджета, суд учитывает положения абз. 10 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае имеет приоритетное значение, что отражено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в котором прямо разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.
В связи с удовлетворением административных исковых требований с административного ответчика [СКРЫТО] В.В. в бюджет Муниципального образования «Город Кемерово» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 1 437,07 руб. (п.1 ч.1 ст. 333.19 НК Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст.177–180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Межрайонной ИФНС России №7 по Томской области к [СКРЫТО] ВВ о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать в пользу соответствующего бюджета с [СКРЫТО] ВВ сумму задолженности в размере 41235 (сорок одна двести тридцать пять) рублей 72 копейки, в том числе:
- пени по НДФЛ в размере 135,89 руб. за период с 30.01.2019 по 15.11.2020,
- в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы за 2020 год в размере 32 448 руб., пени на страховые взносы в размере 179,28 руб. за период с 01.01.2021 по 08.02.2021,
- в Федеральный фонд ОМС страховые взносы за 2020 год в сумме 8 426 руб., пени на страховые взносы в размере 46,55 руб. за период с 01.01.2021 по 08.02.2021.
Реквизиты получателя:
УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску), ИНН /________/, КПП /________/, Банк получателя – Отделение Томск Банка России // УФК по Томской области г. Томск, Расчетный счет: /________/, корсчет /________/, БИК /________/, Код ОКТМО /________/, КБК /________/ – уплата пени п НДФЛ, КБК /________/ – уплата страх. взносов на обязат. пенс. страх в ПФ, КБК /________/ – уплата пени страх. взносов на обязат. пенс. страх. в ПФ, КБК /________/ – уплата страх. взносов на обязат. пенс. страх. в фед. фонд ОМС, КБК /________/ – уплата пени страх. взносов на обязат. пенс. страх. в фед. Фонд ОМС.
Взыскать с [СКРЫТО] ВВ в бюджет муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 1 437 (одна тысяча четыреста тридцать семь) рублей 07 копеек.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Порохнюк
Решение в окончательной форме изготовлено 06.05.2022.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Порохнюк
Копия верна.
Председательствующий Е.Н. Порохнюк
Секретарь Е.В. Назина