Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Томский областной суд (Томская область) |
Дата поступления | 04.07.2019 |
Дата решения | 26.07.2019 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Цой Алексей Альбертович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 239d27c7-9bfb-3fe2-90f7-ebedf4326e6c |
Дело № 3а-44/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2019 г. г. Томск
Томский областной суд в составе
председательствующего Цоя А.А.
при секретаре Пензиной О.С.
с участием представителя административного истца Арбатского Дмитрия [СКРЫТО] Скуркова Дмитрия Михайловича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арбатского Дмитрия [СКРЫТО] к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, к администрации Города Томска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в лице своего представителя Гилёва Вадима Ильича, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 14.06.2019, обратился в Томский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/, общей площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости равной 5500 000 рублей по состоянию на 01.01.2014 для применения в целях налогообложения и иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В обоснование административного иска указано, что Арбатскому Д.Ю. на праве собственности принадлежит вышеуказанный земельный участок. Административный истец является плательщиком земельного налога, исчисляемого в соответствии с положениями ст. 389, 390 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением администрации Города Томска от 26.11.2014 № 1240 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск» по состоянию на 01.01.2014 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством. Кадастровая стоимость названного земельного участка определена в размере 13147 152 руб. 86 коп., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка от 01.07.2019.
Кадастровая стоимость данного объекта является завышенной, поскольку превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке ООО «Центра экономических консультаций и оценки» от 23.04.2019 № 679/19 по состоянию на 01.01.2014 в размере 5500000 рублей, что нарушает право административного истца на экономическую обоснованность налогообложения.
В судебном заседании представитель административного истца Скурков Д.М. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, администрации Города Томска в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области представил отзыв, согласно которому вопрос установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.
На основании ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, администрации Города Томска, поскольку их извещение о времени и месте судебного разбирательства признано надлежащим, об отложении судебного заседания последние не ходатайствовали, их явка обязательной признана не была.
Выслушав представителя административного истца Скуркова Д.М., изучив материалы дела, суд находит заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.04.2008 № /__/ земельный участок с кадастровым номером /__/, общей площадью /__/ кв.м, расположенный по адресу: /__/, поставлен на государственный кадастровый учет 20.11.2003, принадлежит на праве собственности Арбатскому Д.Ю.
Административный истец является плательщиком земельного налога в силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, размер которого исчисляется исходя из результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, что указывает на его заинтересованность в установлении размера кадастровой стоимости участка как налогооблагаемой базы.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка от 01.07.2017 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ по состоянию на 01.01.2014 составляет 13147 152 руб. 86 коп.
Указанная кадастровая стоимость установлена постановлением администрации Города Томска от 26.11.2014 № 1240 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск» по состоянию на 01.01.2014 по итогам государственной кадастровой оценки земель населённого пункта массовым методом.
При изложенных данных обращение административного истца в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2014 в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен отчет об оценке от 23.04.2019 № 679/19, подготовленный ООО «Центр экономических консультаций и оценки» об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: /__/, общей площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, /__/. Согласно названному отчету об оценке от 23.04.2019 № 679/19 рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 составляет 5 500 000 рублей.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 299, установлено, что отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Согласно пунктам 11, 24 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.
Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).
При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов (пункт 5 ФСО № 3).
Оценивая представленный отчет в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что при составлении данного отчета требования статей 15, 15.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соблюдены, поскольку указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, обладающим специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки (определение рыночной стоимости объекта оценки) не допускают их неоднозначного толкования.
Ответственность оценщика застрахована в установленном законом порядке и размере.
Как следует из представленного отчета, оценка проводилась по состоянию на 01.01.2014, то есть на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Оценщиком в соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, категории земель, виде разрешенного использования, которая документально подтверждена.
Оценщик произвел анализ рынка предложений земельных участков Томской области и г. Томска, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией и обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов.
Из предложений по продаже земельных участков оценщиком выбрано три объекта-аналога с наиболее подходящими характеристиками объекту оценки.
За единицу сравнения оценщиком принят 1 кв.м общей площади земельных участков как наиболее объективный показатель. При выборе объектов-аналогов оценщик использовал данные муниципального аукциона по продаже земельных участков на муниципальном аукционе. Все земельные участки идентифицированы на основе публичной кадастровой карты Управления Росреестра по Томской области.
В отчете присутствуют скриншоты данных, размещенных в сети Интернет, что позволяет делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки, что соответствует требованиям п. 11 ФСО № 3.
Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки, в том числе на торг, дату продажи, на местоположение земельных участков, на площадь, на расположение относительно автомагистралей, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость земельного участка, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками, вопреки положениям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
Возражений относительно формы отчета или его содержания представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области не привел, в письменных отзывах сообщил, что при разрешении настоящего дела полагается на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах указанная в отчете об оценке от 23.04.2019 №679/19 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: /__/, общей площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, /__/, по состоянию на 01.01.2014 в размере 5 500 000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Административное исковое заявление подано в Томский областной суд 04.07.2019.
Руководствуясь статьями 175–180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский областной суд
решил:
административное исковое заявление Арбатского Дмитрия [СКРЫТО] к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, к администрации Города Томска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости удовлетворить;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером /__/, общей площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости равной 5 500 000 (Пять миллионов пятьсот тысяч) рублей по состоянию на 01.01.2014; данная кадастровая стоимость объекта недвижимости является новой кадастровой стоимостью, подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости;
датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости считать 4 июля 2019 г.;
на решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Томского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий