Дело № 33а-1466/2020, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Томский областной суд (Томская область)
Дата поступления 14.05.2020
Дата решения 19.06.2020
Категория дела прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления
Судья Кущ Наталья Геннадьевна
Результат определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Судебное решение Есть
ID aa9b1e4f-0a3f-39ad-81d7-fc6afe52bf35
Стороны по делу
Истец
******* *********** *************** ******** (*)
Ответчик
*********** ********* ******** * ****** ********** ***** **-*********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Шмаленюк Я.С. Дело № 33а-1466/2020

УИД 70RS0001-01-2017-001772-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июня 2020 года

Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе судьи Кущ Н.Г. (помощник судьи О.), рассмотрев представление Томского межрайонного природоохранного [СКРЫТО] Борзенко И.Г. на определение Кировского районного суда г.Томска от 18 февраля 2020 года (материал № 13а-143/2020 по административному делу 2а-568/2017) о предоставлении отсрочки исполнения решения Кировского районного суда г. Томска от 21 апреля 2017 года по административному иску Томского межрайонного природоохранного [СКРЫТО] к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области об обязании совершить действия,

установила:

вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Томска от 21 апреля 2017 года на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области возложена обязанность не позднее 15 ноября 2018 года обеспечить установление границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта - р.Тугояковки, направить в уполномоченные органы документы для внесения в государственный водный реестр и Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы указанного водного объекта, обеспечить установление таких границ непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Определением Кировского районного суда г. Томска от 26 декабря 2018 года Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 21 апреля 2017 года до 1 декабря 2019 года.

22 января 2020 г. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 1 декабря 2021 г. В обоснование указал, что в порядке исполнения решения суда от 21 апреля 2017 г. в ГВР внесены сведения по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) р.Тугояковка; о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р.Тугояковка.

Вместе с тем в оставшейся части решение суда не исполнено по независящим от Департамента причинам. В связи с многочисленными отклонениями ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области от внесения сведений о границах водоохранной зоны и прибрежных защитных полос в ЕГРН, а также в связи с тем, что законодательство, касающееся порядка установления зон с особыми условиями использования территорий, требования к необходимым документам, которые обязательны при направлении сведений о зонах с особыми условиями в ЕГРН, претерпевает постоянные изменения, что порождает правовую неопределенность, 23.01.2020 ФГБУ «ФКП Росреестра» организована рабочая встреча по вопросам направления в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе р.Тугояковка, для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости. Также указано, что исполнение решения суда в части установления границ на местности возможно только после внесения сведений в ЕГРН. В случае внесения сведений в ЕГРН в 2020 году по водному объекту р.Тугояковка, обеспечить установление информационных знаков в течение 2020 года будет невозможно из-за отсутствия финансирования, кроме того необходимо время, необходимое для проведения конкурсных процедур, подготовки подрядчика к работам, совокупность природных факторов для проведения работ. В связи с изложенным Департамент просил предоставить отсрочку исполнения решения Кировского районного суда г.Томска от 21.04.2017 до 1 декабря 2021 года.

В судебном заседании представитель заявителя Фирсова Т.В. указанные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Заместитель Томского межрайонного природоохранного [СКРЫТО] Бирюлин Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Стрельчунова А.В., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении заявления в её отсутствие.

Определением Кировского районного суда г.Томска от 18 февраля 2020 года заявление Департамента удовлетворено. Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области предоставлена отсрочка исполнения решения Кировского районного суда г.Томска от 21.04.2017 по делу №2а-568/2017 до 01 декабря 2021 года.

В представлении [СКРЫТО] Борзенко И.Г. просит определение суда отменить, указав в обоснование, что Департаментом не доказано наличие объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, не основаны на имеющихся в деле доказательствах. Доводы должника, принятые судом, о неисполнении решения суда в срок в связи с изменением нормативных требований к документации, не являются обоснованными. Из уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 12 ноября 2019 г. №КУВД-001/2019-13166487 следует, в частности, что при подготовке документации нарушены требования пункта 4 приказа Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. № 650, а именно в сведениях о местоположении границ объекта неверно указан номер зоны картографической проекции МСК-70, при этом требование о наличии в сведениях о местоположении границ объекта номеров соответствующих зон картографической проекции содержится и в ранее действовавшем приказе. Не связано с изменениями законодательства и имеющееся в вышеуказанном уведомлении указание на недействительность электронной подписи кадастрового инженера. По мнению апеллянта не являются непреодолимым препятствием для исполнения решения суда разногласия, возникшие между Департаментом и Федеральным агентством водных ресурсов (его территориальным органом) по вопросу о порядке направления материалов для внесения в ЕГРН сведений о местоположении береговых линий, сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта. В материалах дела отсутствуют сведения о том, какие действия и в какой срок (с обоснованием срока со ссылкой на нормативные правовые акты и иные обстоятельства) поэтапно будут выполняться должником для исполнения судебного решения.

В возражениях на представление Томского межрайонного природоохранного [СКРЫТО] представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Фирсова Т.В. просит оставить определение Кировского районного суда г.Томска от 18 февраля 2020 года без изменения, полагая его законным и обоснованным.

На основании частей 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции единолично по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, доводы представления и возражений на него, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В силу статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, пунктах 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, которые на основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации, государство обязано обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты.

Основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, а вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1 и 2 статьи 19, частей 1 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же рассрочка (отсрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что Федеральным агентством водных ресурсов в нарушение пункта 22 Правил № 152, пункта 5 Правил № 17 (в редакции от 29 апреля 2016 г.) не направлены материалы о границах водоохранных зон и прибрежных полос р.Тугояковки для внесения в ЕГРН, в результате чего в ФГБУ «ФКП Реестра» 17 октября 2019 г. № 5000 соответствующие материалы направлены Департаментом; ФГБУ «ФКП Росреестра» уведомило о невозможности внесения сведений в ЕГРН в связи с выявленными несоответствиями документов, а также по причине того, что обязанность по предоставлению документов в орган регистрации прав возникает у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего ведение государственного реестра. Данные обстоятельства суд первой инстанции расценил как препятствующие исполнению должником решения суда по объективным причинам.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов административного дела, решением Кировского районного суда г. Томска от 21 апреля 2017 г. на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области возложена обязанность не позднее 15 ноября 2018 г. обеспечить установление границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта - р.Тугояковки, направить в уполномоченные органы документы для внесения в государственный водный реестр и Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы указанного водного объекта, обеспечить установление таких границ непосредственно на местности.

Определением Кировского районного суда г. Томска Департаменту предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 21 апреля 2017 г. до 1 декабря 2019 г.

В установленный решением суда срок в ГBP внесены сведения о местоположении береговых линий (границ водных объектов) р.Тугояковка, внесены сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р.Тугояковка. На момент подачи заявления в уполномоченные органы документы для внесения в государственный водный реестр и Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы указанного водного объекта не направлены; не обеспечены границы на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

В обоснование доводов о невозможности исполнения решения суда в части направления в уполномоченные органы документов для внесения соответствующих сведений в ЕГРН заявителем указано, что законодательство, регламентирующее установление зон с особыми условиями территорий, требования к необходимым документам, которые обязательны при направлении сведений о зонах с особыми условиями территории в ЕГРН, претерпевают постоянные изменения, а ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области не внесены в ЕГРН сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в связи с тем, что документы подписаны электронной подписью неуполномоченного лица, то есть Департамента.

Вместе с тем, в Уведомлении о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 12.11.2019 №КУВД-001/2019-13166487, представленном заявителем в подтверждение своих доводов, указано, что поступившие документы о водоохранной зоне на р.Тугояковка в границах Томской области не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, а именно: наименование зоны не соответствует наименованию, указанному в приказе №64 от 20.04.2018г., не указан перечень ограничений использования объектов недвижимости в пределах данной зоны согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации; файлы подписаны электронной подписью не уполномоченного лица, электронная подпись кадастрового инженера недействительна, что нарушает требования нормативных правовых актов, согласно которым документы, представляемые в орган регистрации прав в электронном виде, должны быть заверены усиленной электронной подписью подготовившего и направившего их органа; отсутствует текстовое описание местоположения границ зоны; в сведениях о местоположении границ объекта неверно указан номер зоны картографической проекции МСК-70; на плане границ отсутствуют наименование объекта, дата, подпись и печать исполнителя (т.2, л.д.135-136).

Анализ содержания указанного документа не подтверждает довод Департамента о том, что ему было отказано во внесении сведений в ЕГРН в связи с подачей неуполномоченным лицом – Департаментом, а не Федеральным агентством водных ресурсов.

Указанные в уведомлении недостатки представленных Департаментом документов свидетельствуют о недостатках их оформления.

Кроме того, 30.11.2019 в постановление Правительства российской Федерации от 10.01.2009 №17 «Об установлении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» внесены изменения, в соответствии с которыми сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в ЕГРН направляются, в том числе, и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, устанавливавшим соответствующие границы.

Представленные заявителем в суд документы свидетельствуют о длительности неисполнения решения суда, но не подтверждают наличие исключительных причин и серьезных препятствий к совершению действий по исполнению решения суда.

Так же довод Департамента о недостаточности финансирования не может быть принят во внимание, поскольку не предоставлено доказательств использовании иных способов получения дополнительного финансирования согласно положениям действующего законодательства.

Отсутствие денежных средств у административного ответчика, достаточных для исполнения судебного акта, само по себе не является основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного решения, не свидетельствует об исключительности и уважительности причин неисполнения решения суд, с учетом которых суд может предоставить отсрочку исполнения решения суда.

Представленные суду документы не подтверждают того обстоятельства, что в испрашиваемый срок – до 01 декабря 2021 года, решение суда будет исполнено в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что изначально действия, которые являлись предметом спора, не исполнялись Департаментом добровольно, в соответствии с требованиями закона, в связи с чем [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в суд с административным иском.

Как следует из решения Кировского районного суда г.Томска от 21 апреля 2017 года оно постановлено на основании признания Департаментом административного иска. Следовательно, признавая заявленные требования, Департамент соглашался и со сроком, в который было необходимо совершить указанные в решении действия.

Впоследствии Департаменту была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 декабря 2019 года.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на момент рассмотрения настоящего заявления о предоставлении отсрочки имеет место факт длительного неисполнения судебного решения.

С учетом того, что отсрочка исполнения решения суда при указанных заявителем обстоятельствах без достаточных оснований отдаляет исполнение вступившего в законную решения суда и, соответственно, реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, основания для предоставления отсрочки отсутствуют.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое определение подлежит отмене. Отменяя обжалуемое определение суда, в порядке пункта 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает необходимым разрешить вопрос по существу и в связи с отсутствием правовых оснований и объективных причин, затрудняющих исполнение решения суда, отказать Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Кировского районного суда г.Томска от 21.04.2017.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 316, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

определение Кировского районного суда г.Томска от 18 февраля 2020 года отменить, разрешить вопрос по существу, отказав Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Кировского районного суда г.Томска от 21.04.2017.

Судья

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Томский областной суд (Томская область) на 14.05.2020:
Дело № 33-1463/2020, апелляция
  • Дата решения: 26.05.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Вотина Виктория Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-56/2020 ~ М-40/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 24.07.2020
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бондарева Наталия Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1462/2020, апелляция
  • Дата решения: 23.06.2020
  • Решение: другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фомина Елена Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-1468/2020, апелляция
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Петровский Максим Васильевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1465/2020, апелляция
  • Дата решения: 19.05.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Нечепуренко Денис Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1478/2020, апелляция
  • Дата решения: 22.05.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Величко Михаил Борисович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1472/2020, апелляция
  • Дата решения: 26.05.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кребель Максим Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1473/2020, апелляция
  • Дата решения: 19.05.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Нечепуренко Денис Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1474/2020, апелляция
  • Дата решения: 14.07.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Залевская Елена Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-158/2020, апелляция
  • Дата решения: 22.05.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Клименко Александр Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-175/2020, апелляция
  • Дата решения: 26.05.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Клименко Александр Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 77-56/2020, апелляция
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Школяр Лариса Геннадьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 77-55/2020, апелляция
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гончаров Андрей Иванович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-912/2020, апелляция
  • Дата решения: 08.06.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кривошеин Юрий Гаврилович
  • Судебное решение: ЕСТЬ