Тип дела | Административные |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Пролетарский районный суд г. Твери (Тверская область) |
Дата поступления | 11.09.2019 |
Дата решения | 09.10.2019 |
Статьи кодексов | ст.7.13 ч.3 КоАП РФ |
Судья | Петрова Н.А |
Результат | Вынесено постановление о назначении административного наказания |
Судебное решение | Есть |
ID | 20aada71-71cc-33ec-8126-fe1d374ee0c8 |
№ 5-370/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 октября 2019 года г. Тверь
Пролетарский районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Петровой Н.А.,
с участием представителя ООО «Квадрат» Садкова Д.В.,
при секретаре Жуковой Л.В.,
рассмотрев материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.13 ч.3 КоАП РФ в отношении
Общества с ограниченной ответственностью Квадрат (ООО «Квадрат»), <данные изъяты>, адрес регистрации: г. Москва, ул. Бутлерова, д.2, корп.1,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Квадрат» допустило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия, в отношении выявленного объекта культурного наследия и на его территории, при следующих обстоятельствах.
20.05.2019 года в результате проведения контрольного мероприятия на момент осмотра указанного объекта археологического наследия (памятника археологии) установлено, что на территории выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой г. Твери, XV - XIX вв.» в границе земельного участка расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Спартака, д. 40 с кадастровым номером 69:40:0300223:284 ведется строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и с подземной автостоянкой. Заказчик строительства - Общество с ограниченной ответственностью «Квадрат».
До начала строительства здания на площади его застройки были проведены археологические раскопки. По завершении спасательных археологических полевых работ были составлены акты о проведении данных работ с графическим приложением, отражающим площади и границы исследованных участков на плане. Данные планы были согласованы Главным управлением с указанием условия: «производство земляных и строительных работ строго в границах археологически исследованного участка. За границами археологически исследованного участка производство работ запрещено».
Для продолжения строительства заказчиком (ООО «Квадрат») ранее были представлены в Главное управление на согласование проекты строительства подземного гаража и второй очереди строительства многоквартирного жилого дома. Проект строительства подземного гаража был согласован Главным управлением 04.07.2018 за № 72/03-07, проект 2-ой очереди строительства согласован Главным управлением 26.09.2018 за № 113/03-07. При этом оба проекта согласованы при условии предварительного обеспечения и выполнения археологических исследований единой площадью под все пятно строительства в соответствии с разработанным в составе проектной документации планом проведения спасательных археологических полевых работ. Коммуникации, отсутствующие в составе проектной документации, требовалось согласовать дополнительно.
В то же время, на момент осмотра был установлен факт производства земляных работ по отрытию траншеи для инженерных коммуникаций на земельных участках по адресам: г. Тверь, ул. Спартака, д. 40 с кадастровым номером 69:40:0300223:284, ул. Спартака, д. 40а с кадастровым номером 69:40:0300223:12 и ул. Спартака, д. 416 с кадастровым номером 69:40:0300223:13. Отрытие траншеи произведено за границами ранее археологически исследованных раскопов без предварительного согласования проекта прокладки инженерных коммуникаций с планом проведения спасательных археологических полевых работ с Главным управлением, без предварительного обеспечения и выполнения необходимых спасательных археологических полевых работ на участке разрытия.
Отрытая траншея пересекает вышеуказанные участки и соединяет возведенное здание первой очереди строительства с трансформаторной подстанцией, расположенной на прилегающем земельном участке с кадастровым номером 69:40:0300223:400. Глубина траншеи на момент осмотра составляет в среднем 1,5 метра, ширина траншеи в среднем 1,5 метра. Длина траншеи более 90 метров. Площадь разрытия составляет более 135 квадратных метров. На дне траншеи на песчаной подсыпке уложен ряд электрических кабелей. В стенках траншеи визуально фиксируется черный и темно-серый гумусированный культурный слой, являющийся составной частью выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой г. Твери, XV - XIX вв.».
В судебном заседании представитель ООО «Квадрат» Садков Д.В. вину Общества в совершенном правонарушении признал. Вместе с тем просил учесть, что факт проведения земляных работ зафиксирован административным органом без определения конкретного участка местности, в том числе, без использования специальных технических средств. Выводы должностного лица сделаны лишь на основании визуального осмотра. По адресу: г. Тверь, ул. Спартака, д. 40 ведется строительство многоквартирного жилого дома, на указанном земельном участке проведены полевые спасательные и научно археологические исследования, что подтверждается соответствующим актом от 26.03.2019. Проведение коммуникаций имело место, но при этом вскрывались ранее проложенные траншеи.
В случае установления в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.13 ч.3 КоАП РФ, просил учесть, что в настоящее время ООО «Квадрат» находится в тяжелом финансовом положении. Денежные средства на расчетных счетах Общества отсутствуют, вместе с тем имеются задолженности по налогам, а также по арендной плате за арендуемые земельные участки в г. Твери, что подтверждается приобщенными документами.
Главный специалист-эксперт отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Рыков Ю.С. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания. В предыдущем судебном заседании пояснил, что акт проверки составлялся опытным работником - главным консультантом отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности ФИО4, факт нарушения подтверждается имеющимися фотоматериалами, более того после проверки Обществом направлены письма на согласование. Полагал привлечение к административной ответственности законным и обоснованным.
Допрошенный в судебном заседании главный консультант отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности ФИО4 пояснил, что на площадке по ул. Спартака, 40 в течение ряда лет ведется строительство первой и второй очереди жилого дома и автостоянка. До начала строительства здания на площади его застройки были проведены археологические раскопки. По завершении указанных работ были составлены акты о проведении данных работ с графическим приложением, отражающим площади и границы исследованных участков на плане. Данные планы были согласованы Главным управлением с указанием условия: «производство земляных и строительных работ строго в границах археологически исследованного участка. За границами археологически исследованного участка производство работ запрещено». Проведение коммуникаций следовало согласовывать дополнительно. В мае 2019 года в связи с поступающими звонками о производстве работ на строительном объекте за пределами сделанных раскопок, по заданию руководства 20.05.2019 он вышел на данный объект. На объекте шло строительство, находилась техника, в том числе и экскаватор, имелась траншея, по виду откопанная несколько дней назад, на дне которой был уложен песок и электрокабель. Подошедший мастер или прораб пояснил, что осуществляются работы по электроснабжению строящегося дома, что никакого разрешения на это не имеется, показал план работ, также сказал, что директор находится в отпуске. Исходя из графического приложения к акту проведения полевых спасательных и научных археологических исследований, было очевидно, что траншея вырыта за границей археологически исследованного участка без согласования с Главным управлением. Вырытая траншея шла от строящегося дома до подстанции, длиной примерно 90 метров. В стенках траншеи визуально отмечался черный и темно-серый гумусированный культурный слой, являющийся составной частью выявленного объекта археологического наследия. Было видно, что там же проходила и старая трасса, но в соответствии с действующим законодательством, в частности п. 2, 3 ст. 36, п. 5 ст. 5.1, п. 2 ст. 40 73-ФЗ на это все равно требовался план археологических работ, требовалось согласование для решения вопроса будет ли иметь место повреждение памятника или нет. При этом на переотложенных грунтах, поврежденных участках законом предусмотрено проведение археологического наблюдения в соответствии со ст. 45 п. 7 п.п. 2, 3. В данном случае из-за ширины и глубины вырытой траншеи имелась реальная угроза разрушения памятника. Таким образом, была нарушена процедура производства работ, чем создана угроза сохранности памятника.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к нижеследующему.
Частью 3 ст. 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, совершенное в отношении выявленного объекта культурного наследия.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст. 5.1 названного Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Согласно ч.ч.2,3 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия. Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (ч. 1 ст. 47.3 названного Федерального закона).
Из материалов дела усматривается, что в границах земельного участка
расположенного в границах земельных участков по адресам: г. Тверь, ул. Спартака, д. 40, 40а, 41б кадастровые номера земельных участков 69:40:0300223:284, 69:40:0300223:12, 69:40:0300223:13 соответственно, располагается выявленный объект культурного наследия «Культурный слой г. Твери, XV – XIX в.в.».
В границе земельного участка расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Спартака, д. 40 с кадастровым номером 69:40:0300223:284 ведется строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и с подземной автостоянкой. Заказчик строительства - ООО «Квадрат».
Актом мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия подтверждается факт производства работ по разрытию траншеи для прокладки коммуникаций за пределами ранее исследованного участка, сотступлением от условий производства работ, указанных Главным управлением, чем нарушило нормы права, регулирующие отношения в сфере сохранения объектов культурного наследия, а именно: пункт 5 ст. 5.1, пункты 2, 3, 7 статьи 36, пункт 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Факт совершения ООО «Квадрат» административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 23.07.2019 года, в котором изложен факт совершения Обществом административного правонарушения;
- актом о проведении полевых спасательных и научных археологических исследований на территории объекта археологического наследия «Загородский посад г. Твери» с графическим приложением;
- заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическим наблюдением в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального наследия, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия № 93 от 20.05.2019 года;
- актом осмотра объекта культурного наследия от 20.05.2019 года;
- письмом генерального директора ООО «Квадрат» Сергеева В.И. от 21.05.2019 года;
- дополнением к письму генерального директора ООО «Квадрат» Сергеева В.И. от 23.05.2019 года;
- выпиской из ЕГРЮЛ и иными документами.
Факт совершения инкриминируемого правонарушения и виновность ООО «Квадрат» подтверждается собранными по делу доказательствами. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.
Предусмотренная административным законом процедура возбуждения дела об административном правонарушении соблюдена.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Во исполнение требований указанной статьи директору ООО «Квадрат» Сергееву В.И. были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации, что подтверждено подписью последнего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19 февраля 1990 года N 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28 февраля 1990 года N 3 и президиума Центрального совета ВООПИК от 16 февраля 1990 года N 12(162) «Об утверждении нового Списка исторических населенных мест РСФСР» город Калинин (в настоящее время - город Тверь) отнесен к числу исторических населенных мест, которые требуют к себе особого внимания и бережного отношения при застройке и реконструкции.
Учитывая, что объект археологического наследия «Культурный слой г. Твери, XV – XIX в.в.» в г. Твери поставлен на государственную охрану в соответствии с приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 15 августа 2002 года №56, директор ООО «Квадрат» Сергеев В.И. как собственник земельного участка, входящего в границы объекта культурного наследия «Культурный слой г. Твери, XV – XIX в.в.», обязан был знать и соблюдать режим его использования.
При этом суд обращает внимание, что границы территории вышеуказанного объекта археологического наследия и особый режим использования земель в границах территории объекта археологического наследия установлены Правилами землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года №71. Так, раздел III указанных Правил «Карта градостроительного зонирования города Твери» содержит, в том числе границы зон охраны памятников истории и культуры, объектов культурного наследия. Указанная информация является общедоступной, размещена на сайте администрации города Твери.
Вместе с тем в материалах дела (л.д.9) имеется отметка о согласовании между генеральным директором ООО «Квадрат» и представителем Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, производства земляных и строительных работ строго в границах археологически исследованного участка, за границами которого производство работ запрещено.
Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, а именно по истечении двух месяцев с даты проведения осмотра объекта культурного наследия, не носят существенного характера, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Действия ООО «Квадрат» подлежат квалификации по ст.7.13 ч.3 КоАП РФ, поскольку Общество допустило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия, совершенные в отношении выявленного объекта культурного наследия и на его территории.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, признание им своей вины, привлечение к административной ответственности впервые, что суд относит к обстоятельствам смягчающим административную ответственность, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Учитывая характер совершенного ООО «Квадрат» правонарушения, конкретные обстоятельства дела, с целью соблюдения баланса публичного и частного интересов, принципов справедливости и соразмерности назначенного административного наказания, суд считает указанные обстоятельства исключительными, позволяющими назначить наказание в виде штрафа ниже минимального размера, предусмотренного санкцией статьи с учетом положений ч. 3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в судебном заседании не установлено, поскольку административное правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 7.13 ч.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ судья
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Квадрат» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, производится принудительное взыскание штрафа, а кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ судья принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф в месячный срок, к наказанию в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Получатель административного штрафа: наименование получателя платежа – Управление федерального казначейства по Тверской области (Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области), Банк получателя – ГРКЦ ГУ банка России по Тверской области г. Тверь, ИНН 6905044326, КПП 695001001, р/счет 40101810600000010005, ОКТМО 28701000, БИК 042809001, л/счет 04362000620, КБК 02411690040040000140, УИН – 0.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Тверской областной суд, путем подачи жалобы через Пролетарский районный суд г. Твери.
Судья Н.А. Петрова