Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Заволжский районный суд г. Твери (Тверская область) |
Дата поступления | 25.03.2016 |
Дата решения | 20.05.2016 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Никифорова А.Ю. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e8f254b5-b2fb-38ed-938b-bd347de8de56 |
Дело № 2а-1615/2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2016 года г. Тверь
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Никифоровой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Папикян А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к [СКРЫТО] В.П. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России №12 по Тверской области обратилась в суд с указанным выше иском, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 69126, 55 руб., в том числе налог 63962 руб., пени 5164, 55 руб.
В обоснование заявленного административного иска указано, что на ответчика зарегистрированы транспортные средства:
<данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 81.60 л.с.;
-<данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 125 л.с.;
-<данные изъяты>, государственный регистрационный знак, №, с мощностью двигателя 82. л.с.;
-<данные изъяты> государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 72.2 л.с.;
-<данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 260 л.с.;
-<данные изъяты>, 150, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя100 л.с.;
-Моторная лодка, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 140 л.с.;
-<данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 211 л.с.;
- <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 156 л.с.;
- <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 250 л.с. и, в соответствии со ст. 357 НК РФ он признается плательщиком транспортного налога.
Согласно ст. 361 НК РФ и ст. 1 Закона Тверской области от 06.11.2002 года № 75-ЗО« О транспортном налоге в Тверской области» Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области административному ответчику исчислило на основании сведений, которые представлены в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации сумму транспортного налога и направило соответствующее налоговое уведомление на уплату вышеперечисленных налогов, однакосвоевременно ответчиком налоги не уплачены.В адрес налогоплательщика было направлено требование № 4888 по состоянию на 10.10.2015 года об уплате налогов с предложением погаситьналогоплательщику числящую задолженность, однако до настоящего времени ответчиком задолженность по вышеназванным налогам не перечислена в бюджет.В связи с неисполнением в добровольном порядке налогоплательщиком требования об уплате налогов и пени по налогам, истец обратился в суд с административным искоми просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 69126, 55 рублей, в том числе налог в размере 63962 руб., пени 5164.55 руб., с обращением на ответчика уплаты судебных расходов и с направлением в адрес административного истца исполнительного листа.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области,будучи извещенным о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом не явился, представил письменное ходатайство, в котором просил прекратить производство по делу в части взыскания недоимки по транспортному налогу в размере 722.00 руб. за автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 72.2л.с.
Административный ответчик [СКРЫТО] В.П., не явился, будучи извещенными о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств и возражений не представили.
На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При указанных обстоятельствах судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Определением суда от 20 мая 2016 года производство по делу прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных требований в части начислении налога за транспортное средство-<данные изъяты>, 1997 г.в., государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 72.2 л.с.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями ст. 19 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, моторные лодки зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом Тверской области от 06 ноября 2002 года № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» с 1 января 2003 года на территории Тверской области введен транспортный налог, который определяет ставки, порядок и сроки уплаты налога.
Подпункт 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ определяет налоговую базу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как установлено судом, по сведениям автоматизированной базы данных УГИБДД ГУВД по Тверской области в 2014 году на имя административного ответчика были зарегистрированы следующие транспортные средств:
-<данные изъяты>, 1994 г.в., государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 81.60 л.с., код типа 3 грузовой фургон, дата регистрации 25.06.2003;
-<данные изъяты>, 1995 г.в., государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 125 л.с., код типа 3 грузовой фургон, дата регистрации 05.10.2004;
-<данные изъяты>, 1994 г.в, государственныйрегистрационный знак, №, с мощностью двигателя 82л.с., код типа 3 грузовой фургон, дата регистрации 26.04.2010;
-<данные изъяты>, 1997 г.в., государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 260 (191 кВт)л.с., категория С, владелец с 13.02.2015 Азаров М.А.;
-<данные изъяты>, 150, 1999 г.в., государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя100 л.с., код типа 3 грузовой фургон, дата регистрации 08.09.2006;
-<данные изъяты>, 2005 г.в., государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 211 л.с., автомобиль легковой, категория В;
- <данные изъяты>, 2001 г.в., государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 156 л.с., автомобиль легковой, категория В;
-<данные изъяты>, 2004 г.в., государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 250 л.с.( 184 кВт), легковой автомобиль, категории В.
По сведениям ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Тверской области» от 04.05.2016 за ответчиком зарегистрирована в 2014 году моторная лодка«<данные изъяты>», государственный (бортовой) номер №, с мощностью двигателя 140 л.с., дата регистрации 05.06.2007.
В связи с чем, а также в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком транспортного налога.
Согласно ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
23.06.2015 инспекцией в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № 486062 об уплате транспортного налога за 2014 г. на общую сумму 63962.00 руб. за автомобили и моторную лодку, в котором срок уплаты налога был установлен до 01.10.2015 г.
В силу пункта 4 статьи 57 названного Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Доказательств, свидетельствующих об уплате транспортного налога в добровольном порядке в установленное законом сроки в материалах дела не имеется.
Поскольку налогоплательщиком транспортный налог в установленный срок до 01 октября 2015 года уплачен не был, то налоговым органом выставлено и направлено [СКРЫТО] В.П. требование №4888 на уплату транспортного налога за 2014 год, по сроку уплаты до 02 декабря 2015 года, в соответствии с требованиями ст.ст. 69,70 НК РФ, что подтверждается реестром списка №1902694 на отправку заказных писем с отметкой отделения почтовой связи о принятии почтовой корреспонденции 20 октября 2015 г.
Таким образом, истец выполнил возложенную на него законом обязанность по направлению ответчику уведомления и требования об уплате налогов – в целях предупреждения о наличии задолженности по уплате налогов. Неполучение административным ответчиком в срок налогового уведомления или требования не отменяет обязанность уплатить правильно начисленные налоги.
Административным ответчиком не было представлено доказательств, подтверждающих уплату налога в установленном законом сроки предусмотренные законодательством, равно как и доказательств наличия оснований, освобождающих его от уплаты налогов.
Согласно под. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Административным истцом представлен расчет транспортного налога за 2014 год, с которым суд соглашается за исключением требования о начислении налога за транспортное средство- <данные изъяты>, 1997 г.в., государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 72.2 л.с., то есть в размере 63240.00 руб. (63962.00 рублей. за минусом 722 руб.)
Предоставленный административным истцом расчет транспортного налога является арифметически правильным и административным ответчиком не оспорен.
Принимая во внимание, что задолженность по транспортному налогу административным ответчиком в установленные законом сроки не оплачена, при этом инспекцией правомерно начислен транспортный налог, досудебный порядок направления уведомления и требования соблюден, суд считает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части взыскании транспортного налога за 2014 год.
При этом суд отмечает, что неполучение административным ответчиком в срок налогового уведомления или требования не отменяет обязанность уплатить правильно начисленные налоги.
Обращаясь в суд с названным административным иском, административный ответчик также просил взыскатьпени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 5164.55 руб., в том числе за период с 29.11.2014 по 01.10.2015 в размере 4893.44 руб., и за период с 02.10.2015 по 09.10.2015 в размере 271.11. руб.
Разрешая заявленные требования в части взыскания пени по транспортному налогу суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 75 НК РФ, пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ.
На основании анализа правовых норм, содержащихся в ст. ст. 48, 69 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Согласно п. 1 указанной нормы объектом обложения транспортным налогом признаются, в частности, зарегистрированные в установленном порядке автомобили.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах и их владельцах в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. При этом согласно пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортного средства является место жительства (пребывания) физического лица, на которое оно зарегистрировано. На основании данных сведений налоговый орган исчисляет сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками - физическими лицами после получения соответствующего налогового уведомления (п. 3 ст. 363 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ величина транспортного налога зависит от количества месяцев, в течение которых на налогоплательщика было зарегистрировано транспортное средство, в налоговом периоде.
Исходя из анализа указанных норм, обязанность по уплате транспортного налога утрачивается в случае снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах, при этом пени не могут быть исчислены за транспортное средство, которое не являлось объектом налогообложения.
Учитывая изложенное и установив, что в период 2014 года легковой автомобиль <данные изъяты>, 1997 г.в., государственный регистрационный знак № [СКРЫТО] В.П. не принадлежал, то взыскание с него транспортного налога за данный объект является неправомерным.
Пени, предъявленные заявителю в требовании № 4888 по состоянию на 10.10.2015, начислены как на текущую недоимку, так и на недоимку за прошлые периоды, а именно за неуплату транспортного налога за налоговый период 2013 годза период просрочки с 29.11.2014 по 01.10.2015 в размере 4893.44 руб.
Судом неоднократно предлагалось административному истцу представить доказательства правомерности исчисления пени, в том числе за прошлые периоды, поскольку из материалов дела усматривается, что за 2013 год транспортный налог и пени исчислялись с учетом транспортного средства, которое не являлось объектом налогообложения в указанный период.
Административным истцом доказательств правомерности исчисления в указанном в требовании № 4888 о размере недоимки, в том числе без учета начисления за транспортное средство <данные изъяты>, 1997 г.в., государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 72.2 л.с., принадлежащего иному лицу,в нарушение требований статьи 62 КАС РФ суду не представлено, как и доказательств, подтверждающих принятие налоговым органом каких-либо мер по взысканию задолженности за налоговый период 2013 год до настоящего времени, в связи с чем невозможно проверить обоснованность начисления пени за указанный период.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Учитывая изложенное, на налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, поскольку Налоговый кодекс РФ не допускает возложения последствий ошибки, допущенной налоговым органом, на налогоплательщика.
Сам факт не отражения в налоговой документации сведений о снятии с регистрационного учета указанного выше автомобиля не может свидетельствовать о наличии оснований для взыскания с ответчика неправомерно исчисленных транспортного налога и пени за несвоевременную уплату налога.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление административного ответчика законно и обоснованно лишь в части взыскания пени в размере (121924.00 – 722.00) х 8,25% /300 х 8 =266.65 руб. за период с 02.10.2015 по 09.10.2015, а в остальной части, начисления пени на сумму 4893.44 руб., не представлены доказательства и основания начисления, а поэтому признаются судом неправомерными.
При решении вопроса о своевременности обращения в суд, в соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год и пени за просрочку уплаты транспортного налога за период с 02.10.2015 по 09.10.2015, не пропущен.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
При решении вопроса о размере подлежащей уплате государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которой размер госпошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, составляет 2105.20 руб., в связи с чемвзыскивает с него государственную пошлину в указанном размере
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к [СКРЫТО] Валерия [СКРЫТО] о взыскании обязательных платежей и санкций– удовлетворить частично.
Взыскать с [СКРЫТО] В.П., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 63240 (шестьдесят три тысячи двести сорок) рублей 00 копеек, пени в размере 266 (двести шестьдесят шесть) рублей 65 копейки, а всего 63506 (шестьдесят три тысячипятьсот шесть) рублей 65 копеек.
В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области требований к [СКРЫТО] В.П. в части взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога за налоговый период за 2013 год и взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 02.10.2015 по 09.10.2015 начисленной на сумму недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2014 год на сумму 722.00 рубля - отказать.
Взыскать с [СКРЫТО] <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход федерального бюджета вразмере 2105 (две тысячи сто пять) рублей20 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд черезЗаволжский районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено20 мая2016 года.
Председательствующий А.Ю.Никифорова