Дело № 2-1327/2015 ~ М-762/2015, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Заволжский районный суд г. Твери (Тверская область)
Дата поступления 04.03.2015
Дата решения 25.06.2015
Категория дела - иные с предоставлением другого жилья
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID 54d8ca6c-4851-3b9f-a797-25b3d32eb056
Стороны по делу
Истец
*** "********** ************* ********** ******-*****-********* ************ ********* ********"
Ответчик
******** ******* ********
********* ***** ***********
*********** ********** ********** * ********** ********* ************* *. *****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2- 1327/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тверь 30 июня 2015 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Усановой Л. Е.,

при секретаре Кольцовой М.А.

с участием:

представителя истца ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» - Хохлова А.В., действующего на основании доверенности;

представителя ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери – Акимова В.В., действующего на основании доверенности,

ответчика [СКРЫТО] Т.И.,

представителя ответчика [СКРЫТО] Т.И. – Тихомирова Г.Л., действующего на основании устного ходатайства,

ответчика [СКРЫТО] О.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО49, ФИО50, ФИО51

представителя ответчика [СКРЫТО] О.А.., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО52, ФИО53, ФИО54, - адвоката Ермилиной В.Е., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Твери и Департамента жилищного и коммунального хозяйства и жилищной политики Администрации города Твери – Малиновской А.В., действующей на основании доверенностей

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации в Заволжском районе города Твери – Абраменко Е.И., действующей на основании доверенности;

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ г.Твери «Управление Муниципальным жилищным фондом» - Закуменкиной А.С., действующей на основании доверенности,

прокурора – заместителя прокурора Заволжскго района города Твери Афанасьева С.М.;

ТОСЗН города Твери – Билецкого В.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, [СКРЫТО] Т.И., [СКРЫТО] О.А., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО57, ФИО58, ФИО59 о выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета в связи с предоставлением другого жилого помещения,

установил:

Истец обратился в суд к вышеуказанным ответчикам, в котором просит выселить [СКРЫТО] Т.И., [СКРЫТО] О.А., ФИО60, ФИО61 ФИО62 из занимаемого жилого помещения, принадлежащего Российской Федерации, по адресу: <адрес> со снятием [СКРЫТО] Т.И., [СКРЫТО] О.А., ФИО63 ФИО64 ФИО65 с регистрационного учета по указанному адресу в предоставленное жилое помещение по адресу: <адрес> с регистрацией по месту жительства.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», подпунктом 5.4.1 (1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 года № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения» и в целях обеспечения реализации проекта реконструкции мостового перехода через реку Волга на км.176 (1 очередь) автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия» Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) дано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации жилых помещений в подлежащих сносу жилых домах в целях обеспечения реализации проекта реконструкции мостового перехода через реку Волгу на км 176 (1 очередь) автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия». На основании постановления Главы администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № «О приеме в муниципальную собственность и передаче в хозяйственное ведение МП ПЖРЭУ Заволжского района жилых домов от ГП «ДРСУ-2» зарегистрировано право муниципальной собственности на квартиру по данному адресу от ДД.ММ.ГГГГ года. В рамках исполнения распоряжения Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ года № и решения Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ года № «О намерении передать объекты недвижимого имущества из муниципальной собственности города Твери», жилое помещение по адресу: <адрес> на основании постановления администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № «О передаче жилых помещений из муниципальной собственности города Твери» передано из муниципальной собственности города Твери, в связи с изъятием путем выкупа в собственность Российской Федерации. В рамках подписанного Соглашения № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года о выкупе для нужд Российской Федерации жилого помещения в подлежащем сносу жилом доме <адрес> согласно приложению к постановлению администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года определена выкупная стоимость указанной квартиры в сумме <данные изъяты>. По условиям соглашения муниципальное образование город Тверь обязуется предоставить гражданам, проживающим в указанном жилом помещении по договорам социального найма, другого жилого помещения. В настоящее время жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. В рамках перечисленных денежных средств в соответствии с заключенным Соглашением на основании открытого аукциона в электронном виде департаментом архитектуры и строительства администрации города Твери закуплена двухкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> Таким образом, новое жилое помещение соответствует требованиям ст.89 Жилищного кодекса РФ: благоустроено применительно к условиям <адрес>, общей площадью превышающую относительно изъятого жилого помещения. Ответчики в настоящее время проживают в двухкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, совместно с [СКРЫТО] Т.И. проживают [СКРЫТО] О.А. с несовершеннолетними детьми: ФИО66., ФИО67 и ФИО68.. Ответчики [СКРЫТО] Т.И. и [СКРЫТО] О.А. от предоставленного жилого помещения отказались, продолжают проживать в жилом помещении, принадлежащем Российской Федерации. Поскольку предоставляемое жилое помещение отвечает всем требованиям действующего законодательства, считают отказ ответчиков от выселения из занимаемого жилого помещения и заключение договора социального найма, вселения в предоставленное жилое помещение по адресу: <адрес>, необоснованным. Целью обращения ФКУ Упрдор «Россия» в суд является защита имущественных прав Российской Федерации.

В дополнение к ранее изложенным доводам истец указал следующее. Решение (распоряжение) об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: г<адрес> принято тем же исполнительным органом, что и решение о сносе указанного дома. Администрация города Твери не имела возможности выбора в приобретении жилого помещения, поскольку единственная заявка участника электронного аукциона соответствовала всем требованиям аукционной документации и не могла быть не принята аукционной комиссией к рассмотрению, а в последствии к заключению муниципального контракта на приобретение жилого помещения. Электронный аукцион проводился неоднократно в связи с признанием ранее проведенных аукционов не состоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе. Электронные аукционы на закупку жилого помещения для расселения граждан, проживающих по адресу: <адрес>, проводились ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года. Стоимость закупки, в том числе и оплата, были произведены в точном соответствии с размером оплаченных денежных средств согласно соглашению об изъятии жилого помещения путем выкупа. Вновь приобретенное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в значительной степени улучшает жилищные условия в сравнении с жилым помещением, расположенным в <адрес>. В приобретенном Администрацией города Твери жилом помещении (квартире) произведен ремонт и имеются: кафельное (плиточное) покрытие в ванной комнате, санузле, кухне, стеклопакеты на окнах, состояние жилого помещения выше уровня жилого помещения, в котором в настоящее время продолжают проживать ответчики. Указанные условия отсутствуют в квартире в <адрес> В настоящее время обустройство жилого дома в <адрес> не позволяет обеспечить гражданам исправное состояние жилого помещения, санитарно-техническое и иное обслуживание. Поскольку ответчик [СКРЫТО] Т.И. имеет ряд заболеваний, не позволяющих свободно передвигаться и ставит под угрозу здоровье гражданина, в районе вновь приобретенного жилого помещения имеется Калининская центральная районная клиническая больница, на расстоянии <данные изъяты>, в том числе аптечный пункт от нового места проживания. Аналогичные объекты социального назначения в <адрес> отсутствуют. При этом считают, что ответчик [СКРЫТО] Т.И. имеет право на обеспечение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», что обеспечит ее права на сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде. Отказ в переселении ответчиков во вновь предоставленное жилое помещение создает угрозу их жизни и здоровью, при том, что переселение во вновь приобретенное жилое помещение в том числе направлено на сохранение нанимателем тех же условий проживания, с учетом безопасности эксплуатации жилого фонда.

Представитель истца ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Свои возражения мотивировала следующим. Из материалов дела следует, что в целях строительства 1 очереди мостового перехода через реку Волга на 176 км. федеральной автомобильной дороги общего пользования М-10 «Россия» осуществляется расселение граждан (нанимателей) из жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> В рамках реализации адресной инвестиционной программы города Твери утвержденной решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ года № «О бюджете города Твери на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» по мероприятию «Приобретение жилых помещений в муниципальную собственность для нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов в <адрес> в связи с их изъятием для нужд Российской Федерации», во исполнение постановления администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года «О передаче жилых помещений из муниципальной собственности города Твери»: Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами заключены оглашения с ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» о выкупе жилых помещений (ранее указанных) для нужд Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Росреестра по Тверской области зарегистрирован переход права собственности на жилые помещения. Денежные средства, предусмотренные вышеуказанными соглашениями, поступили ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года в администрацию города в том числе и денежные средства за <адрес>. В материалы дела истцом не представлено доказательств и обоснований нарушения его прав, требования к данному ответчику не конкретизированы. Обращают внимание суда, что осуществление функций в части жилищного фонда на территории города Твери возложены согласно Постановлению администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № на самостоятельное структурное подразделение администрации города Твери – Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери. Считают, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Ответчик [СКРЫТО] О.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО69, ФИО70, ФИО71, и ее представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Свои возражения мотивировали тем, что предоставленное жилое помещение ухудшает их жилищное положение, поскольку находится в отдаленной местности, к дому отсутствует дорога, нет транспортного сообщения, до ближайшей остановке общественного транспорта около двух километров, она одна воспитывает детей, дети посещают школу и сад, удаленность жилого помещения не позволит ей должным образом обеспечивать безопасность детей, Кроме того, отсутствует какая-либо социально-бытовая инфраструктура (магазины, аптеки, детские учреждения), В настоящее время, расстояние от подъезда до остановки общественного транспорта по асфальтированной и освещенной дороге – 20 метров. Занимаемое жилое помещение расположено рядом с учетным заведением, которое посещает ее ребенок, также рядом находятся медицинские учреждения.

Определением Заволжского районного суда города Твери к участию в деле в порядке ст.37 ГПК РФ привлечена ФИО72

[СКРЫТО] Т.Д., извещенная о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась, предоставив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик [СКРЫТО] Т.И. и ее представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Свои возражения мотивировали тем, что истец не наделен правом требования выселения из занимаемого жилого помещения. Кроме того, в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья она нуждается в медицинском уходе и обследовании, медицинское учреждение, которое она посещает расположено рядом с тем местом, где она проживает. Предоставленное жилое помещение хоть и расположено в черте города, однако, остановка общественного транспорта расположена около двух километров, асфальтированная дорога отсутствует, общественный транспорт не ходит, также отсутствуют социально-бытовые предприятия. Отсутствие транспортного сообщения, дороги, удаленность магазинов, аптек не позволят в должной мере обеспечить ей достойную жизнь.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Твери, Администрация Заволжского района в г.Твери, МКУ г.Твери «Управление Муниципальным жилищным фондом», УФМС России по Тверской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери.

Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация города Твери и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери, в судебном заседании поддержал требования истца, просил их удовлетворить, по тем основаниям, что предоставленное жилое помещение отвечает всем требования по ст.89 ЖК РФ и улучшает жилищные условия ответчиков.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Заволжского района в г.Твери, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил требования истца удовлетворить, отказ ответчиков в переселении в предоставленное им жилое помещение считает надуманным.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ г.Твери «Управление Муниципальным жилищным фондом» в судебном заседании просил требования удовлетворить, пояснив, что ответчикам предоставлено благоустроенное жилье.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФМС России по Тверской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, об уважительности причин не явки суд не известил.

Прокурором дано заключение по делу, в соответствии с которым, заявленные исковые требования о выселении с предоставлением жилого помещения подлежат удовлетворению.

Представителем ТОСЗН города Твери дано заключение, в соответствии с которым полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку предоставляемое жилое помещение не отвечает признакам благоустроенности, и не отвечает интересам несовершеннолетних детей.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

В соответствии со ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в том числе и в случае, если: дом в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение по договору социального найма подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принимавшем решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в границах данного населенного пункта.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», необходимо учитывать, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Таким образом, действующее жилищное законодательство устанавливает, что при признании дома непригодным для проживания, и не подлежащим ремонту или реконструкции, и в других случаях, гражданам, проживающим в таком доме, жилье предоставляется на следующих условиях: 1) по договору социального найма; 2) вне очереди; 3) по площади, равнозначной ранее занимаемому жилому помещению; 4) предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным; 5) жилое помещение должно находиться в границах данного населенного пункта; 6) жилое помещение должно отвечать установленным требованиям.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статья 89 ЖК РФ лишь в общих чертах определяет критерии, которым должно отвечать вновь представленное жилое помещение, поэтому суд при решении вопроса о равнозначности предоставляемого жилого помещения должен исследовать и оценивать все потребительские свойства этого жилого помещения.

Иное толкование положений ст.89 Жилищного кодекса РФ позволяет ухудшать жилищные условия граждан, что не допустимо с учетом компенсационного характера жилого помещения, предоставляемого в связи со сносом дома.

В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года № 848 «О федеральной целевой программе развития транспортной системы России (2010-2020 годы)», подпунктом 5.4.1 (1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 июля 2010 года № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения М-10 «Россия» Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации жилых помещений в подлежащих сносу жилых домах в целях обеспечения реализации проекта реконструкции мостового перехода через реку Волга на км.176 (1 очередь) автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия».

На основании постановления Главы администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № «О приеме в муниципальную собственность и передаче в хозяйственное ведение МП ПЖРЭУ Заволжского района жилых домов от ГП ДРСУ-2» зарегистрировано право муниципальной собственности на квартиру по данному адресу от ДД.ММ.ГГГГ года.

В рамках исполнения распоряжения Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ года № и решения Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ года № «О намерении передать объекты недвижимого имущества из муниципальной собственности города Твери», жилое помещение по адресу: <адрес> на основании постановления администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № «О передаче жилых помещений из муниципальной собственности города Твери» передано из муниципальной собственности города Твери, в связи с изъятием путем выкупа в собственность Российской Федерации.

В рамках подписанного Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ года о выкупе для нужд Российской Федерации жилого помещения в подлежащем сносу жилом доме <адрес>, согласно приложению к постановлению администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № определена выкупная стоимость указанной квартиры в сумме <данные изъяты>.

В соответствии с условиями Соглашения об изъятии путем выкупа для государственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ года № Муниципальное образование город Тверь обязуется предоставить гражданам, проживающим в указанном жилом помещении по договорам социального найма, другое жилое помещение, при этом граждане, которым предоставлена квартира по договору социального найма жилого помещения имеют право проживать в данной квартире до момента фактического предоставления последним соответствующего жилого помещения Муниципальным образованием город Тверь в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру <адрес> зарегистрировано за Российской Федерацией.

В рамках перечисленных денежных средств в соответствии с заключенным Соглашением на основании открытого аукциона в электронном виде Департаментом архитектуры и строительства администрации города Твери закуплена двухкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>

Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, [СКРЫТО] Т.И. проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В данном жилом помещении проживал муж [СКРЫТО] Т.И. ФИО73 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (выписан по смерти), внук – ФИО74 с <данные изъяты> года по ДД.ММ.ГГГГ го (выписан по смерти). В ДД.ММ.ГГГГ году в указанное помещение вселена жена внука [СКРЫТО] О.А. и правнуки: ФИО75., ФИО76 и ФИО77

Ответчикам было предложено для переселения жилое помещение по адресу: <адрес> от которой ответчики отказались.

Занимаемое ответчиками жилое помещение по адресу: <адрес>, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилую площадь <данные изъяты> кв. м, расположено в отдельной двухкомнатной квартире.

Предоставляемое жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилую площадь <данные изъяты> кв. м, является отдельной двухкомнатной квартире.

Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного представителями МКУ «УМЖФ» муниципальное жилое помещение по адресу: <адрес> представляет собой отдельную двухкомнатную благоустроенную квартиру, предоставляемая квартира является благоустроенной.

Довод представителя ответчика о том, что истец не имеет право на заявление требований о выселении, основан на неправильном толковании норм материального права.

Как указано выше собственником занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Российская Федерация.

Истец в данном случае выступает от имени собственника. В силу норм собственник имеет право требовать устранения всяких нарушенных прав.

В соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, утвержденных постановлением Минтранса РФ от 31.03.2003 г. №ИС-216-р, ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация в отношении линейного объекта подлежит обязательному проведению государственной экспертизы. Утверждение и реализация дорожных проектов без положительного заключения государственной экспертизы не допускается. Таким образом, ФКУ Упрдор «Россия» получило положительное заключение государственной экспертизы №02-40-08/КГЭ- 0078/05 по объекту капитального строительства «Реконструкция мостового перехода через р. Волга на 176 км (I очередь) автомобильной дороги М-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга, Тверская область». Согласно проектной документации было установлено, что в зону со значительной концентрацией загрязняющих веществ попадают жилые дома, расположенные в <адрес> В связи с данным положением проектом предусмотрен снос трех двухэтажных жилых домов в <адрес>

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация, получившая положительное заключение Главгосэкспертизы, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Данным органом исполнительной власти в отношении линейного объекта федерального значения в соответствии с п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 №374, является Федеральное дорожное агентство. Федеральным дорожным агентством в свою очередь принято распоряжение от 31.07.2008 №316-р «Об утверждении проекта реконструкции мостового перехода через р. Волга на км 176 (I очередь) автомобильной дороги М-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга, Тверская область», включая необходимость сноса трех двухэтажных жилых домов в <адрес>

Таким образом, решение (распоряжение) об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> принято тем же исполнительным органом, что и решение о сносе указанного дома.

Действительно, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, следовательно не ставит целью улучшение жилищных условий граждан, в то же время недопустимо и ухудшение жилищных условий по сравнению с прежними.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.

Этому разъяснению корреспондирует неоднократно высказанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой статья 89 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивает суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Таким образом, имеющаяся обеспеченность жильем, предполагающая определенные качественные характеристики занимаемого жилого помещения, должна быть сохранена и при выселении.

При решение вопроса о предоставлении жилого помещения, так же не был учтен состав семьи (наличие троих несовершеннолетних детей, состояние здоровья ответчика) и то обстоятельство, что предоставляемое жилое помещение не отвечает критерием равнозначности применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что [СКРЫТО] Т.И. страдает хроническими заболеваниями (ИБС: прогрессирующая стенокардия напряжения, гипертоническая болезнь 3 ст., артериальная гипертензия 3 ст., риск 4, состояние после ОНМК, ДЭП 3 ст., СД 2 типа, средней степени тяжести, является инвалидом второй группы, что подтверждается представленными в суд медицинскими документами.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Предложенная ответчикам квартира расположена в двух километрах от остановки общественного транспорта.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Несовершеннолетние являются одной из наименее защищенных в социальном плане категорий населения, поэтому вопрос защиты их жилищных прав приобретает особую актуальность. Правовой статус несовершеннолетних характеризуется тем, что они не имеют возможности повлиять на решения, принимаемые их родителями и иными законными представителями, следовательно, не могут должным образом осуществлять защиту своих прав, в том числе и жилищных.

Не смотря на то, что предоставляемое жилое помещение находится в границах населенного пункта, однако, по своей социально-бытовой инфраструктуре является неравнозначным применительно к занимаемому жилому помещению.

Отсутствует асфальтированная, оборудованная тротуаром для пешеходов, дорога к предоставляемому жилому помещению. Фактически дорога является грунтовой, протяженностью 2,5 километров до остановки общественного транспорта, дорога не освещена. Транспортное сообщение до предоставляемого жилого помещения отсутствует, также как отсутствуют объекты социального назначения (поликлиника, магазины, аптеки, школы и.т.). Данное обстоятельство не оспаривается участниками процесса и подтверждается представленными в суд фотографиями. При наличии отсутствия общественного транспорта ухудшается положение ответчиков для доступа к местам социально-бытового назначения, к работе.

В то время, как занимаемое жилое помещение расположено на благоустроенной территории, имеющее остановку общественного транспорта, наличие транспортного сообщения, магазинов и иных объектов социального назначения.

Довод представителей истца и третьих лиц, что в дальнейшем будут проводится работы по благоустройству территории, не могут быть приняты во внимание, так как на момент вынесения решения, каких-либо доказательство о работах по благоустройству территории в суд не представлено

Доступ к жилью является необходимым потребительским свойством жилья.

В соответствии с п.37 Постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 года № 14, судам при рассмотрении дел данной категории необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Пункт 11 указанного Положения определил, что жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения.

Предоставленное жилое помещение не отвечает данным критериям.

Таким образом, ответчикам была предоставлена жилая площадь, имеющая худшие потребительские свойства, а условия их проживания были ухудшены.

Таким образом, руководствуясь положениями ст. 89 Жилищного кодекса РФ и законными интересами инвалида [СКРЫТО] Т.И., несовершеннолетних, суд считает, что предоставляемая ответчикам квартира по площади и количеству жилых комнат, хотя и соответствует нормам действующего законодательства, однако, не равнозначна той, из которой выселяют ответчиков, поскольку расположена на значительном расстоянии от остановки общественного транспорта, на неблагоустроенной территории, связи с чем, выселение ответчиков в указанную квартиру, учитывая состояние здоровья [СКРЫТО] Т.И.,, другие заслуживающие внимания обстоятельства, приведет к ухудшению жилищных условий ответчиков по сравнению с предыдущими условиями проживания.

Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилого дома, подлежащего сносу, не могут быть ухудшены, то исковые требования истца о выселении ответчиков. из занимаемого жилого помещения, принадлежащего Российской Федерации, по адресу: <адрес> со снятием указанных лиц с регистрационного учета по указанному адресу в предоставленное жилое помещение по адресу: <адрес> с регистрацией по месту жительства не подлежат удовлетворению.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, что истцом не представлено в суд доказательств ни обоснований оспаривания либо нарушения его прав ответчиком Департаментом по управлению имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери.

Из материалов дела следует, что в целях строительства I очереди мостового перехода через реку Волга на 176 км федеральной автомобильной дороги общего пользования М-10 «Россия» осуществляется расселение граждан (нанимателей) из жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>

В рамках реализации адресной инвестиционной программы города Твери утвержденной решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете города Твери на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» по мероприятию «Приобретение жилых помещений в муниципальную собственность для нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов в <адрес> в связи с их изъятием для нужд Российской Федерации», во исполнение постановления администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче жилых помещений из муниципальной собственности города Твери»:

- департаментом управления имуществом и земельными ресурсами заключены соглашения с Федеральным казенным учреждением «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ Упрдор «Россия») о выкупе жилых помещений (ранее указанных) для нужд Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Росреестра по Тверской области зарегистрирован переход права собственности на жилые помещения. Денежные средства, предусмотренные вышеуказанными соглашениями, поступили ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года в администрацию города, в том числе и денежные средства за квартиру <адрес>

Осуществление функций в части жилищного фонда на территории города Твери возложены согласно Постановлению администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № на самостоятельное структурное подразделение администрации города Твери - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований в отношении департамента не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, [СКРЫТО] Т.И., [СКРЫТО] О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО81, ФИО82, ФИО83, о выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета в связи с предоставлением другого жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Заволжский районный суд города Твери.

Председательствующий решение вступило в законную силу

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Заволжский районный суд г. Твери (Тверская область) на 04.03.2015:
Дело № 2-1328/2015 ~ М-770/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 17.04.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1330/2015 ~ М-758/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 17.04.2015
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1345/2015 ~ М-769/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 12.05.2015
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1322/2015 ~ М-766/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 05.05.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1350/2015 ~ М-768/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 26.05.2015
  • Решение: Передано по подсудности, подведомственности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1326/2015 ~ М-763/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 30.06.2015
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1323/2015 ~ М-761/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 08.04.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1324/2015 ~ М-760/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 08.04.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1317/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 07.07.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ