Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Заволжский районный суд г. Твери (Тверская область) |
Дата поступления | 04.03.2015 |
Дата решения | 30.06.2015 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 2cdfe84c-1797-3ea6-8dd8-a6cc8b0f4e9e |
Дело № 2- 1326/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Тверь 30 июня 2015 года
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Усановой Л. Е.,
при секретаре Кольцовой М.А.
с участием:
представителя истца ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» - Хохлова А.В., действующего на основании доверенности;
представителя ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери – Салтыковой А.И., действующей на основании доверенности,
ответчика [СКРЫТО] И.И.,
ответчика [СКРЫТО] Е.И., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО366, ФИО22, ФИО23
представителя ответчиков Велимомедова Р.С., действующего на основании устного ходатайства
представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Твери и Департамента жилищного и коммунального хозяйства и жилищной политики Администрации города Твери – Малиновской А.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации в Заволжском районе города Твери – Григорьева Д.А., действующего на основании доверенности;
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ г.Твери «Управление Муниципальным жилищным фондом» - Зятьковой Е.А., действующей на основании доверенности,
прокурора – заместителя прокурора Заволжскго района города Твери Афанасьева С.М.;
ТОСЗН города Твери – Билецкого В.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, [СКРЫТО] И.И., [СКРЫТО] М.М., [СКРЫТО] А.М. [СКРЫТО] Е.И., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО28, ФИО29, ФИО30, о выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета в связи с предоставлением другого жилого помещения,
установил:
Истец обратился в суд к вышеуказанным ответчикам, в котором просит выселить [СКРЫТО] И.И., [СКРЫТО] М.М.. [СКРЫТО] А.М., [СКРЫТО] Е.И., ФИО33 ФИО32 ФИО31 из занимаемого жилого помещения, принадлежащего Российской Федерации, по адресу: <адрес> со снятием [СКРЫТО] И.И., [СКРЫТО] М.М., [СКРЫТО] А.М., [СКРЫТО] Е.И., ФИО34 ФИО35 ФИО36 с регистрационного учета по указанному адресу в предоставленное жилое помещение по адресу: <адрес> с регистрацией по месту жительства.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», подпунктом 5.4.1 (1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 года № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения» и в целях обеспечения реализации проекта реконструкции мостового перехода через реку Волга на км.176 (1 очередь) автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия» Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) дано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации жилых помещений в подлежащих сносу жилых домах в целях обеспечения реализации проекта реконструкции мостового перехода через реку Волгу на км 176 (1 очередь) автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия». На основании постановления Главы администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О приеме в муниципальную собственность и передаче в хозяйственное ведение МП ПЖРЭУ Заволжского района жилых домов от ГП ДРСУ-2» зарегистрировано право муниципальной собственности на квартиру по данному адресу от ДД.ММ.ГГГГ года. В рамках исполнения распоряжения Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ года № № и решения Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О намерении передать объекты недвижимого имущества из муниципальной собственности города Твери», жилое помещение по адресу: <адрес> на основании постановления администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О передаче жилых помещений из муниципальной собственности города Твери» передано из муниципальной собственности города Твери, в связи с изъятием путем выкупа в собственность Российской Федерации. В рамках подписанного Соглашения № № от ДД.ММ.ГГГГ года о выкупе для нужд Российской Федерации жилого помещения в подлежащем сносу жилом доме <адрес> согласно приложению к постановлению администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № № определена выкупная стоимость указанной квартиры в сумме <данные изъяты>. По условиям соглашения муниципальное образование город Тверь обязуется предоставить гражданам, проживающим в указанном жилом помещении по договорам социального найма, другого жилого помещения. В настоящее время жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации. В рамках перечисленных денежных средств в соответствии с заключенным Соглашением на основании открытого аукциона в электронном виде департаментом архитектуры и строительства администрации города Твери закуплена двухкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> Таким образом, новое жилое помещение соответствует требованиям ст.89 Жилищного кодекса РФ: благоустроено применительно к условиям <адрес>, общей площадью превышающую относительно изъятого жилого помещения. Ответчики в настоящее время проживают в двухкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> от предоставленного жилого помещения отказались, продолжают проживать в жилом помещении, принадлежащем Российской Федерации. Поскольку предоставляемое жилое помещение отвечает всем требованиям действующего законодательства, считают отказ ответчиков от выселения из занимаемого жилого помещения и заключение договора социального найма, вселения в предоставленное жилое помещение по адресу: г<адрес> необоснованным. Целью обращения ФКУ Упрдор «Россия» в суд является защита имущественных прав Российской Федерации.
В дополнение к ранее изложенным доводам истец указал следующее. Решение (распоряжение) об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> принято тем же исполнительным органом, что и решение о сносе указанного дома. Администрация города Твери не имела возможности выбора в приобретении жилого помещения, поскольку единственная заявка участника электронного аукциона соответствовала всем требованиям аукционной документации и не могла быть не принята аукционной комиссией к рассмотрению, а в последствии к заключению муниципального контракта на приобретение жилого помещения. Электронный аукцион проводился неоднократно в связи с признанием ранее проведенных аукционов не состоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе. Электронные аукционы на закупку жилого помещения для расселения граждан, проживающих по адресу: <адрес> проводились ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года. Стоимость закупки, в том числе и оплата, были произведены в точном соответствии с размером оплаченных денежных средств согласно соглашению об изъятии жилого помещения путем выкупа. Вновь приобретенное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в значительной степени улучшает жилищные условия в сравнении с жилым помещением, расположенным в <адрес> В приобретенном Администрацией города Твери жилом помещении (квартире) произведен ремонт и имеются: кафельное (плиточное) покрытие в ванной комнате, санузле, кухне, стеклопакеты на окнах, состояние жилого помещения выше уровня жилого помещения, в котором в настоящее время продолжают проживать ответчики. Указанные условия отсутствуют в квартире в <адрес>. В настоящее время обустройство жилого дома в <адрес> не позволяет обеспечить гражданам исправное состояние жилого помещения, санитарно-техническое и иное обслуживание. Поскольку ответчик [СКРЫТО] А.М. имеет несовершеннолетних детей необходимо отметить, что в непосредственной близости от нового жилого помещения расположены Дворец культуры «<данные изъяты> спортивный ледовый комплекс «<данные изъяты> в районе <данные изъяты>. Аналогичных объектов социального назначения в <адрес> отсутствуют. Предложенное жилое помещение, общая площадь которого больше чем площадь ранее занимаемого ответчиками жилого помещения, фактически и юридически свободно от прав иных лиц, соответствует требованиям ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отказ в переселении ответчика во вновь предоставленное жилое помещение создает угрозу их жизни и здоровью, при том, что переселение во вновь приобретенное жилое помещение в том числе направлено на сохранение нанимателем тех же условий проживания, с учетом безопасности эксплуатации жилого фонда.
Представитель истца ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» Хохлов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Салтыкова А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Свои возражения мотивировала следующим. Из материалов дела следует, что в целях строительства 1 очереди мостового перехода через реку Волга на 176 км. федеральной автомобильной дороги общего пользования М-10 «Россия» осуществляется расселение граждан (нанимателей) из жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. В рамках реализации адресной инвестиционной программы города Твери утвержденной решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О бюджете города Твери на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» по мероприятию «Приобретение жилых помещений в муниципальную собственность для нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов в пос.ДРСУ-2 в связи с их изъятием для нужд Российской Федерации», во исполнение постановления администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О передаче жилых помещений из муниципальной собственности города Твери»: Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами заключены оглашения с ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» о выкупе жилых помещений (ранее указанных) для нужд Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Росреестра по Тверской области зарегистрирован переход права собственности на жилые помещения. Денежные средства, предусмотренные вышеуказанными соглашениями, поступили ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года в администрацию города в ом числе и денежные средства за квартиру <адрес> В материалы дела истцом не представлено доказательств и обоснований нарушения его прав, требования к данному ответчику не конкретизированы. Обращают внимание суда, что осуществление функций в части жилищного фонда на территории города Твери возложены согласно Постановлению администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № № на самостоятельное структурное подразделение администрации города Твери – Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери. Считают, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Ответчик [СКРЫТО] Е.И., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО384, ФИО385, ФИО386, ответчик [СКРЫТО] И.И. и их представитель Велимомедов Р.С., действующий на основании устного ходатайства, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Свои возражения мотивировали следующим. Полагают, что жилье, которое указано в исковом заявлении <адрес>) не соответствует требованиям благоустроенности жилья по следующим критериям: отсутствует асфальтированная дорога, отсутствует тротуар для пешеходов, отсутствует освещение вдоль дороги. При наличии двух несовершеннолетних детей, одному из которых <данные изъяты> лет, а другому <данные изъяты> подобная тропинка при движении по ней создает угрозу жизни и здоровью. Вокруг дома поле, отсутствует какая-либо социально-бытовая инфраструктура (магазины, аптеки, детские учреждения), отсутствует оборудованная или необорудованная остановка общественного транспорта. Самая ближайшая остановка общественного транспорта (троллейбус маршрут № №, автобус рейсовый № №), расположена не менее, чем в 2,5 километрах от подъезда. В настоящее время, расстояние от подъезда до остановки общественного транспорта по асфальтированной и освещенной дороге – 20 метров. Кроме того, в настоящее время ответчики проживают в жилье с жилой площадью <данные изъяты> кв.м., предлагаемое жилое помещение имеет жилую площадь – <данные изъяты> кв.м. Таким образом, полагают, что жилищные условия будут ухудшены.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 02 апреля 2015 года, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Твери, Администрация Заволжского района в г.Твери, МКУ г.Твери «Управление Муниципальным жилищным фондом», УФМС России по Тверской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация города Твери и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери, в судебном заседании поддержал требования истца, просил их удовлетворить, по тем основаниям, что предоставленное жилое помещение отвечает всем требования по ст.89 ЖК РФ и улучшает жилищные условия ответчиков.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Заволжского района в г.Твери, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил требования истца удовлетворить, отказ ответчиков в переселении в предоставленное им жилое помещение считает надуманным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ г.Твери «Управление Муниципальным жилищным фондом» в судебном заседании просил требования удовлетворить, пояснив, что ответчикам предоставлено благоустроенное жилье.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФМС России по Тверской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, об уважительности причин не явки суд не известил.
Прокурором дано заключение по делу, в соответствии с которым, заявленные исковые требования о выселении с предоставлением жилого помещения подлежат удовлетворению.
Представителем ТОСЗН города Твери дано заключение, в соответствии с которым полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку предоставляемое жилое помещение не отвечает признакам благоустроенности, и не отвечает интересам несовершеннолетних детей.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
В соответствии со ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в том числе и в случае, если: дом в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение по договору социального найма подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принимавшем решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в границах данного населенного пункта.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», необходимо учитывать, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, действующее жилищное законодательство устанавливает, что при признании дома непригодным для проживания, и не подлежащим ремонту или реконструкции, и в других случаях, гражданам, проживающим в таком доме, жилье предоставляется на следующих условиях: 1) по договору социального найма; 2) вне очереди; 3) по площади, равнозначной ранее занимаемому жилому помещению; 4) предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным; 5) жилое помещение должно находиться в границах данного населенного пункта; 6) жилое помещение должно отвечать установленным требованиям.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Статья 89 ЖК РФ лишь в общих чертах определяет критерии, которым должно отвечать вновь представленное жилое помещение, поэтому суд при решении вопроса о равнозначности предоставляемого жилого помещения должен исследовать и оценивать все потребительские свойства этого жилого помещения.
Иное толкование положений ст.89 Жилищного кодекса РФ позволяет ухудшать жилищные условия граждан, что не допустимо с учетом компенсационного характера жилого помещения, предоставляемого в связи со сносом дома.
В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года № 848 «О федерльной целевой программе развития транспортной системы России (2010-2020 годы)», подпунктом 5.4.1 (1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 июля 2010 года № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения М-10 «Россия» Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) издано распоряжение от 16 июля 2013 года № 977-р «Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации жилых помещений в подлежащих сносу жилых домах в целях обеспечения реализации проекта реконструкции мостового перехода через реку Волга на км.176 (1 очередь) автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия».
На основании постановления Главы администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О приеме в муниципальную собственность и передаче в хозяйственное ведение МП ПЖРЭУ Заволжского района жилых домов от ГП ДРСУ-2» зарегистрировано право муниципальной собственности на квартиру по данному адресу от ДД.ММ.ГГГГ года.
В рамках исполнения распоряжения Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ года № и решения Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О намерении передать объекты недвижимого имущества из муниципальной собственности города Твери», жилое помещение по адресу: <адрес> на основании постановления администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О передаче жилых помещений из муниципальной собственности города Твери» передано из муниципальной собственности города Твери, в связи с изъятием путем выкупа в собственность Российской Федерации.
В рамках подписанного Соглашения № № от ДД.ММ.ГГГГ года о выкупе для нужд Российской Федерации жилого помещения в подлежащем сносу жилом доме <адрес>, согласно приложению к постановлению администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № № определена выкупная стоимость указанной квартиры в сумме <данные изъяты> руб.
В соответствии с условиями Соглашения об изъятии путем выкупа для государственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ года № № Муниципальное образование город Тверь обязуется предоставить гражданам, проживающим в указанном жилом помещении по договорам социального найма, другое жилое помещение, при этом граждане, которым предоставлена квартира по договору социального найма жилого помещения имеют право проживать в данной квартире до момента фактического предоставления последним соответствующего жилого помещения Муниципальным образованием город Тверь в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ года право собственности на квартиру <адрес> за регистрировано за Российской Федерацией.
В рамках перечисленных денежных средств в соответствии с заключенным Соглашением на основании открытого аукциона в электронном виде Департаментом архитектуры и строительства администрации города Твери закуплена двухкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>
Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что квартира <адрес> была предоставлена на основании договора социального найма № № от ДД.ММ.ГГГГ года [СКРЫТО] И.И..
Совместно с нанимателем в вышеуказанной квартире зарегистрированы и проживают: [СКРЫТО] М.М.. [СКРЫТО] А.М., [СКРЫТО] Е.И., и несовершеннолетние: ФИО380, ФИО381, ФИО382
Ответчикам было предложено для переселения жилое помещение по адресу: <адрес>., от которой ответчики отказались.
Занимаемое ответчиками жилое помещение по адресу: <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилую площадь <данные изъяты> м, расположено в отдельной двухкомнатной квартире.
Предоставляемое жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилую площадь <данные изъяты>. м, является отдельной двухкомнатной квартире.
Согласно акта № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного представителями МКУ «УМЖФ» муниципальное жилое помещение по адресу: <адрес> представляет собой отдельную двухкомнатную благоустроенную квартиру. предоставляемая квартира является благоустроенной.
Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, предоставление в порядке ст.89 Жилищного кодекса РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в общей площади площади вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в жилой площади этого жилого помещения по сравнению с ранее имевшимся, а также не предполагает предоставление квартиры, меньше ранее занимаемой по количеству комнат.
Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В связи с этим предоставление гражданам в порядке ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности по предоставлению жилых помещений, не только равнозначных по размеру общей площади, но и по размеру жилой площади, соотношением которых определяются потребительские свойства жилого помещения.
Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены и именно размером жилой площади помещения определяются в первую очередь его потребительские свойства, поскольку предоставление гражданам в порядке ст.89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой меньше размера жилой площади ранее занимаемого жилого помещения.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Во всяком случае предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Между тем из материалов дела видно, в ранее занимаемой ими квартире по адресу: <адрес> жилая площадь составляет <данные изъяты> кв. м, однако в предоставленной квартире, расположенной по адресу: <адрес> жилая площадь составляет <данные изъяты> кв.м.
Что, по мнению суда, является ухудшением условий проживания ответчиков.
Кроме того, при решение вопроса о предоставлении жилого помещения, не был учтен состав семьи (наличие троих несовершеннолетних детей) и то обстоятельство, что предоставляемое жилое помещение не отвечает критерием равнозначности применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Несовершеннолетние являются одной из наименее защищенных в социальном плане категорий населения, поэтому вопрос защиты их жилищных прав приобретает особую актуальность. Правовой статус несовершеннолетних характеризуется тем, что они не имеют возможности повлиять на решения, принимаемые их родителями и иными законными представителями, следовательно, не могут должным образом осуществлять защиту своих прав, в том числе и жилищных.
Не смотря на то, что предоставляемое жилое помещение находится в границах населенного пункта, однако, по своей социально-бытовой инфраструктуре является неравнозначным применительно к занимаемому жилому помещению.
Отсутствует асфальтированная, оборудованная тротуаром для пешеходов, дорога к предоставляемому жилому помещению. Фактически дорога является грунтовой, протяженностью 2,5 километров до остановки общественного транспорта, дорога не освещена. Транспортное сообщение до предоставляемого жилого помещения отсутствует, также как отсутствуют объекты социального назначения (поликлиника, магазины, аптеки, школы и.т.). Данное обстоятельство не оспаривается участниками процесса и подтверждается представленными в суд фотографиями. При наличии отсутствия общественного транспорта ухудшается положение ответчиков для доступа к местам социально-бытового назначения, к работе.
В то время, как занимаемое жилое помещение расположено на благоустроенной территории, имеющее остановку общественного транспорта, наличие транспортного сообщения, магазинов и иных объектов социального назначения.
Довод представителей истца и третьих лиц, что в дальнейшем будут проводится работы по благоустройству территории, не могут быть приняты во внимание, так как на момент вынесения решения, каких-либо доказательство о работах по благоустройству территории в суд не представлено
Доступ к жилью является необходимым потребительским свойством жилья.
В соответствии с п.37 Постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 года № 14, судам при рассмотрении дел данной категории необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Пункт 11 указанного Положения определил, что жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения.
Предоставленное жилое помещение не отвечает данным критериям.
Таким образом, ответчикам была предоставлена жилая площадь, имеющая худшие потребительские свойства, а условия их проживания были ухудшены.
Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилого дома, подлежащего сносу, не могут быть ухудшены, то исковые требования истца о выселении [СКРЫТО] И.И., [СКРЫТО] М.М.. [СКРЫТО] А.М., [СКРЫТО] Е.И., ФИО374 ФИО375, ФИО376 из занимаемого жилого помещения, принадлежащего Российской Федерации, по адресу: <адрес> со снятием указанных лиц с регистрационного учета по указанному адресу в предоставленное жилое помещение по адресу: <адрес> с регистрацией по месту жительства не подлежат удовлетворению.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, что истцом не представлено в суд доказательств ни обоснований оспаривания либо нарушения его прав ответчиком Департаментом по управлению имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери.
Из материалов дела следует, что в целях строительства I очереди мостового перехода через реку Волга на 176 км федеральной автомобильной дороги общего пользования М-10 «Россия» осуществляется расселение граждан (нанимателей) из жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>
В рамках реализации адресной инвестиционной программы города Твери утвержденной решением Тверской городской Думы от 20.12.2013 № 391 «О бюджете города Твери на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» по мероприятию «Приобретение жилых помещений в муниципальную собственность для нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов в пос. ДРСУ-2 в связи с их изъятием для нужд Российской Федерации», во исполнение постановления администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ № № «О передаче жилых помещений из муниципальной собственности города Твери»:
- департаментом управления имуществом и земельными ресурсами заключены соглашения с Федеральным казенным учреждением «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ Упрдор «Россия») о выкупе жилых помещений (ранее указанных) для нужд Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Росреестра по Тверской области зарегистрирован переход права собственности на жилые помещения. Денежные средства, предусмотренные вышеуказанными соглашениями, поступили ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года в администрацию города, в том числе и денежные средства за квартиру <адрес>
Осуществление функций в части жилищного фонда на территории города Твери возложены согласно Постановлению администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ года № № на самостоятельное структурное подразделение администрации города Твери - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований в отношении департамента не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. ФИО364 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, [СКРЫТО] И.И., [СКРЫТО] М.М., [СКРЫТО] А.М., [СКРЫТО] Е.И., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО371, ФИО372, ФИО373, о выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета в связи с предоставлением другого жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Заволжский районный суд города Твери.
Председательствующий (подпись) Л.Е. Усанова