Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Тамбова (Тамбовская область) |
Дата поступления | 07.10.2021 |
Дата решения | 04.04.2022 |
Категория дела | Об устранении препятствий в пользовании земельными участками и объектами недвижимости |
Судья | Словеснова Алена Алексеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 561cd2dc-d908-3159-9db1-bcfc2fc642b7 |
Гражданское дело № 2-125/2022
УИД 68RS0002-01-2021-003166-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2022 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Словесновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Кобзеве Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации города Тамбова Тамбовской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] Филипповне, [СКРЫТО] Евгению [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] Юрию [СКРЫТО], [СКРЫТО] Юрию [СКРЫТО], [СКРЫТО] Юлии [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании права общей долевой собственности на часть земельного участка, устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе самовольно построенных объектов капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
07.10.2021г. [СКРЫТО] В.Н. обратился в суд с иском к [СКРЫТО] Н.Н., [СКРЫТО] А.Ф., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] Е.А., [СКРЫТО] О.В., [СКРЫТО] Ю.В., [СКРЫТО] Ю.В., [СКРЫТО] Т.Х. о признании права собственности на земельный участок по адресу: ***, с кадастровым номером ***, площадью 703 кв.м., в границах, установленных Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области №209 от 16.09.2016г., а также устранении препятствий в пользовании данным земельным участком путем сноса и демонтажа гаражей со стороны части земельного участка с кадастровым номером ***.
В обоснование требований указано, что истец является собственником всех пяти (5-ти) жилых квартир в *** в ***, который расположен на земельном участке общей площадью 1262 кв.м. с кадастровым номером ***
Данный жилой дом является объектом культурного наследия и включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения как «Дом жилой», утверждены границы указанного объекта культурного наследия и правовой режим земельного участка территория объекта культурного наследия площадью 703 кв.м., а также утверждено охранное обязательства собственника объекта культурного наследия «Дом жилой» по адресу: ***.
При обращении в 2018г. и в 2019г. в администрацию г.Тамбова с заявлениями о предоставлении истцу в собственность бесплатно обозначенного выше земельного участка с кадастровым номером *** площадью 703 кв.м. по адресу: ***, получил письменные отказы по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: Ж2 – зона застройки малоэтажными жилыми домами и П2 – зона размещения объектов коммунально-складского назначения, что нарушает требования действующего законодательства о принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне, а также, что жилой дом на указанном участке находится в долевой собственности и подобные вопросы надлежит разрешать по соглашению всех её участников.
При этом согласно публичной кадастровой карты градостроительного зонирования, спорный участок действительно расположен в двух зонах застройки Ж2 и П2. Однако часть участка, которой присвоен кадастровый ***, отнесенная к зоне П2, застроена кирпичными гаражами, нарушающими установленные границы территории объекта культурного наследия, поскольку гаражи возведены с захватом земли, относящейся к охраняемой государством территории, на которую распространяется особый правовой режим использования. В связи с чем, по мнению стороны истца, имеющиеся сооружения в виде кирпичных гаражей подлежат сносу и демонтажу за счёт ответчиков.
27.12.2021г. истец [СКРЫТО] В.Н. дополнил указанные выше исковые требования, просив суд снести самовольно построенные 5 (пять) объектов капительного строительства – гаражей боксового типа, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***.
07.02.2022г. истец [СКРЫТО] В.Н. дополнил указанные выше исковые требования, просив суд устранить ему препятствия со стороны собственников квартир жилого дома по адресу: ***, литер Б, ответчиков [СКРЫТО] Н.Н., [СКРЫТО] А.Ф., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] Е.А. в регистрации долей обозначенного земельного участка и зарегистрировать за ним право общей долевой собственности на часть земельного участка по указанному адресу с кадастровым номером *** пропорционально площади принадлежащих ему квартир, а именно: по *** – 166/1000 доли, по *** – 135/1000 доли, по *** – 228/1000 доли, по *** – 335/1000 доли, по *** – 136/1000 доли. А также истец просил считать самостоятельным земельным участком земельный участок по жилым домом по адресу: ***, литер А, площадью 655 кв.м. согласно плана границ земельного участка, подготовленного 14.12.2021г. кадастровым инженером ООО «Тамбов-Геоцентр» Кармышовым Н.В.
21.02.2022г. истец [СКРЫТО] В.Н. дополнил указанные выше исковые требования, указав в качестве соответчика по делу администрацию г.Тамбова Тамбовской области, просив устранить ему препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером *** по адресу: ***, путем сноса пяти объектов капитального строительства – гаражей боксового типа, расположенных на данном земельном участке; при этом обязать администрацию г.Тамбова снести за свой счет самовольно расположенные гаражи *** площадью 22 кв.м., *** площадью 2 кв.м., *** площадью 38 кв.м., *** площадью 37 кв.м., а также обязать ответчика [СКРЫТО] Ю.В. самостоятельно за свой счет снести по указанному адресу капитальный гараж боксового типа *** площадью 47 кв.м.
Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 23.11.2021г. с согласия стороны истца на основании ст.41 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика [СКРЫТО] Олега [СКРЫТО] на надлежащего ответчика [СКРЫТО] Юрия [СКРЫТО], а также на основании ст.43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г.Тамбова.
Истец [СКРЫТО] В.Н. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В судебном заседании представитель истца [СКРЫТО] В.Н. по доверенности Третьякова Н.Б. исковые требования и дополнения к ним поддержала по всем выше изложенным основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчика администрации г.Тамбова по доверенности Семёнова Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] В.Н. в части устранения ему препятствий в пользовании земельным участком по принадлежащим ему жилым домом, являющемся памятником архитектуры. Однако она возражала против удовлетворения исковых требований в части признания за истцом права общей долевой собственности на спорный земельного участка, поскольку в данном случае земельный участок должен передаваться в собственность всех собственников помещений, расположенных на данном земельном участке.
Представитель ответчика [СКРЫТО] Н.Н. по доверенности [СКРЫТО] М.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] В.Н. в части сноса самовольных построек – гаражей боксового типа. По требованиям истца о признании за последним права общей долевой собственности части земельного участка пояснить ничего не смог, указав, что в данном вопросе по его мнению необходимо конкретизировать исковые требования, и что со стороны его супруги не чинились истцу препятствия в оформлении земельного участка.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В письменных возражениях представитель Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовского области в лице и.о.начальника Управления Юрина Н.В. полагала, что требования [СКРЫТО] В.Н. удовлетворению не подлежат, в связи с чем в их удовлетворении суду следует отказать. По исковым требованиям указав, что здание по адресу: ***, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой» и принято на государственную охрану постановлением администрации Тамбовской области от 10.08.1993 № 280 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры», а в соответствии с п.3 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, (регистрационный ***) как объект культурного наследия регионального значения. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью (пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ). В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследии могут не совпадать с границами существующих земельных участков (пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ). Границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: ***, и правовой режим земельного участка в границе территории данного объекта культурного наследия утверждены приказом Управления № 209, согласно которому территория объекта культурного наследия состоит из одного замкнутого контура, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, на линии застройки ***, её четной стороны. Площадь земельного участка, составляющего территорию объекта культурного наследия, составляет 703,43 кв.м. Однако установленные границы территории объекта культурного наследия фактически не совпадают с территорией, непосредственно занятой данным объектом культурного наследия, в связи с чем площадь земельного участка (703,43 кв.м.), составляющего территорию объекта культурного наследии и определяющего его границы, превышает площадь земельного участка непосредственно занятую данным объектом культурного наследия и находящуюся под ним, что подтверждается схемой границ территории объекта культурного наследия, являющейся приложением № 1 к приказу Управления № 209. [СКРЫТО] В.Н. является собственником 5-ти квартир в *** по адресу: ***, общая площадь которых составляет 241,2 кв.м. Однако исковые требования о признании права собственности заявлены стороной истца в отношении земельного участка площадью 703 кв.м., что превышает площадь земельного участка, непосредственно занятую данным домом и находящуюся под ним. Также указано, что правовой режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия указан в приложении № 3 к приказу Управления № 209. В соответствии с установленным правовым режимом в границах территории объекта культурного наследия запрещается проведение любых строительных, землеустроительных, земляных работ, не направленных на сохранение памятника, в том числе установка временных сооружений, навесов, автостоянок, гаражей. В связи с чем в данном случае Управление полагает целесообразным оставить решение вопроса о сносе и демонтаже гаражей со стороны части земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101049:10/1 на усмотрение суда.
В письменном отзыве представитель ответчика [СКРЫТО] Ю.М. по доверенности Гриднева О.М. просила суд отказать [СКРЫТО] В.Н. в удовлетворении исковых требований, указав, что спорный земельный участок, на котором расположены три жилых дома, является сформированным и стоит на кадастровом учете. Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» жилые дома, расположенные на спорном земельном участке имеют статус многоквартирных жилых домов, в том числе жилой дом, квартиры в котором принадлежат истцу. Полагает, что поскольку на сформированном земельном участке расположены три дома, то земельный участок может быть предоставлен в общую долевую собственность собственников помещений в данных домах по соглашению всех указанных собственников. Обращает внимание. Что границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков, а в границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет. В связи с чем под территорию объекта культурного наследия не подлежит формированию отдельный земельный участок, поскольку такая территория может охватывать несколько земельных участков, в том числе принадлежащих разным собственникам, как физическим, так и юридическим лицам.
В письменном заявлении ответчик [СКРЫТО] А.Ф. не возражала против удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] В.Н.
В письменном заявлении ответчик [СКРЫТО] Н.Н. просила разрешение исковых требований оставить на усмотрение суда.
Выслушав указанных выше лиц, специалиста Управления Росреестра по Тамбовской области Климочкина А.И., изучив материалы настоящего гражданского дела и гражданского дела №2-2286/2019 суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю, каждому гарантируется защита его прав и свобод. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Статья 15 Земельного кодекса РФ, так же предусматривает собственность на земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренныеглавами IIIиIVнастоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленнымгражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии сФедеральным законом"О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ст.7 Закона Тамбовской области от 05.12.2007 года №316-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам бесплатно в собственность на основании решения уполномоченного органа осуществляется:
- в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
- в соответствии с настоящим Законом для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества (по выбору гражданина) однократно следующим категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области: гражданам - собственникам жилых домов (квартир), приобретшим их в результате приватизации.
В силу ч.1 ст.59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, что на земельном участке с кадастровым номером ***:10, общей площадью 1262 кв.м. +/- 12 кв.м., по адресу: ***, в настоящее время расположено 2 жилых дома – с кадастровым номером ***, собственниками квартир в котором являются третьи лица Докучаева З.И., [СКРЫТО] Е.А., [СКРЫТО] Н.Н., [СКРЫТО] Е.В., [СКРЫТО] А.Ф.; и с кадастровым номером *** собственником всех 5-ти квартир в котором является третье лицо [СКРЫТО] В.Н.
Ранее на указанном земельном участке располагался еще один жилой дом, с кадастровым номером *** принадлежащий на праве собственности [СКРЫТО] Ю.В., [СКРЫТО] Т.Х., [СКРЫТО] Ю.М., который в настоящее время разрушен.
Данные факты, помимо выписок из ЕГРН, подтверждаются решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 15.03.2021г. по гражданскому делу №2-237/2021 по иску [СКРЫТО] Ю.В. к [СКРЫТО] Ю.В., [СКРЫТО] Т.Х., [СКРЫТО] Ю.М. о признании права собственности на гараж.
Также в указанном решении суда от 15.03.2021г. по гражданскому делу №2-237/2021 отражена консультация специалиста ТОГУП «Тамбов-недвижимость» Мордовиной В.Н., согласно которой по ***, заведено инвентарное дело ***, в соответствии с которым на данном земельном участке по указанному адресу расположено три жилых дома литеры А, Б и В. Технический паспорт на жилые дома составлен по состоянию на 10 мая 1993 год. На тот момент все домовладения существовали, но гаражей не было. После 1993 года никто не обращался по обследованию домовладения. Изменения были внесены в указанное инвентарное дело по ***. Квартира *** в литер Б принадлежала [СКРЫТО]. Из материалов инвентарного дела *** следует, что на указанном земельном участке был уничтожен жилой дом литер В, который был деревянным и обложен кирпичом, и состоял из двух квартир.
В силу положений ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Истец [СКРЫТО] В.Н. является собственником всех пяти (5-ти) жилых квартир в *** в *** (с кадастровым номером ***), который расположен на земельном участке общей площадью 1262 кв.м. с кадастровым номером ***. Общая площадь всего указанного жилого дома с кадастровым номером *** составляет 245,1 кв.м., что подтверждается Выпиской из ЕГРН.
Также в судебном заседании установлено, что постановлением администрации Тамбовской области от 10.08.1993г. №280 двухэтажный кирпичный жилой дом по адресу: *** (литер А) поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры Тамбовской области.
Кроме этого, указанный выше жилой дом (с кадастровым номером ***) Постановлением Тамбовской областной Думы № 725 от 30.01.2004г. включен как объект культурного наследия «Дом жилой» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области № 130 от 23.05.2018г утверждено охранное обязательство – собственника (истца [СКРЫТО] В.Н.) объекта культурного наследия «Дом жилой» по адресу: ***.
Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 16.09.2016г. № 209 утверждены границы территории данного объекта культурного наследия и правовой режим земельного участка в утвержденных границах с возложением контроля за соблюдением настоящего «Приказа» на компетентное должностное лицо.
В соответствии с Преамбулой к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 14 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
При обращении в 2018г. и в 2019г. в администрацию г.Тамбова с заявлениями о предоставлении истцу в собственность бесплатно обозначенного выше земельного участка с кадастровым номером *** площадью 703 кв.м. по адресу: ***, [СКРЫТО] В.Н. получил письменные отказы по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: Ж2 – зона застройки малоэтажными жилыми домами и П2 – зона размещения объектов коммунально-складского назначения, что нарушает требования действующего законодательства о принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне, а также, что жилой дом на указанном участке находится в долевой собственности и подобные вопросы надлежит разрешать по соглашению всех её участников.
Согласно представленного со стороны истца плана границ земельного участка от 14.12.2021г., согласованного с Комитетом градостроительства и землепользования администрации г.Тамбова, для обслуживания указанного выше объекта культурного наследия и соблюдения стороной истца вынесенного в его адрес обязательства необходим земельный участок площадью 655 кв.м., что составляет 51,9% от общей площади земельного участка – 1262 кв.м., что пропорционально соответствует принадлежащей истцу общей площади жилого дома с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: ***.
В связи с чем суд полагает, что требования истца ФИО7 в части признания за ним права общей долевой собственности на часть земельного участка с кадастровым номером *** площадью 655 кв.м. по адресу: ***, по точкам *** соответствии планом границ земельных участков, выполненного ООО «Тамбов-Геоцентр» от 14.12.2021г. – подлежат удовлетворению.
Правовой режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия указан в приложении № 3 к приказу Управления № 209. В соответствии с установленным правовым режимом в границах территории объекта культурного наследия запрещается проведение любых строительных, землеустроительных, земляных работ, не направленных на сохранение памятника, в том числе установка временных сооружений, навесов, автостоянок, гаражей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 73-ФЗ Управлением 26.12.2020 было проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия, в ходе которого установлено, что в границах территории объекта культурного наследия размещаются объекты капитального строительства - пять гаражей боксового тина. Время возведения указанных объектов недвижимого имущества не установлено. Собственник (застройщик) на момент проведения мероприятия по контролю, не установлен.
В силу пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории памятника запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объёмно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия.
Пунктом 9 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что в случае если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия выявлен факт размещения объекта капитального строительства с нарушением требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка в орган местного самоуправления, но месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, направляется уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт.
Во исполнение вышеуказанной правовой нормы Управлением 11.01.2021 в адрес и.о.главы города Тамбова Тамбовской области М.Ю.Косенкова направлено уведомление о выявлении самовольной постройки для принятия мер в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается письмом Управления от 11.01.2021 № 47.01-45/2 (копия прилагается).
В соответствии с частью 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления.
Принятие решения о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, а также обращение в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями относится к полномочиям органов местного самоуправления (часть 2 статьи 55.32 Грк РФ).
Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 55.32 Грк РФ).
Из акта административного обследования объекта земельный отношений №19/А-2020, составленного 03.07.2020г. главным специалистом-экспертом отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций и государственного земельного надзора Управления Росреестра по Тамбовской области – государственным инспектором по использованию и охране земель Тамбовской области Климочкиным А.И., следует, что в результате проведенного административного обследования объекта земельных отношений по адресу: ***, с кадастровым номером ***, выявлены признаки нарушения земельного законодательства РФ, выразившиеся в самовольном занятии и использовании части обозначенного земельного участка по указанному адресу, лицами, не имеющими предусмотренных законодательством РФ прав на земельный участок под объектами капитального строительства – гаражами боксового типа (гараж *** – площадью 22 кв.м.; гараж *** – площадью 21 кв.м.; гараж *** – площадью 47 кв.м.; гараж *** – площадью 38 кв.м.; гараж *** – площадью 37 кв.м.), что является нарушением статей 25,26 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г. №136-ФЗ.
Кроме того, в судебном заседании указанный выше специалист-эксперт Климочкин А.И., опрошенный как специалист по настоящему гражданскому делу, пояснил, что по заявлению гражданина [СКРЫТО] В.Н., являющегося собственником квартир в *** в ***, 03.07.2020г. Управлением Росреестра по Тамбовской области было проведено административное обследование объектов земельных отношений, расположенных по ***. С помощью высокоточного спутникового геодезического оборудования была произведена съемка поворотных точек границ земельного участка по ***. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет. Границы земельного участка установлены в системе координат МСК-68. С помощью оборудования можно установить на местности, входят ли в границы данного земельного участка гаражи, указанные в заявлении. Было установлено, что пять гаражей расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101049:10. Собственникам помещений в многоквартирном жилом доме данные гаражи не принадлежат, о чем указывает заявитель и данные из ЕГРН. В ходе проведения обследования установить собственников данных гаражей не представилось возможным, в связи с чем был направлен запрос начальнику ОП №1 УМВД России по г.Тамбову, ответ на который до настоящего момента не поступил.
Данные объекты капитального строительства – гаражи боксового типа являются самовольными постройками, расположены на земельном участке с кадастровым номером ***, то есть в границах территории объекта культурного наследия – «Жилой дом», собственником которого является истец [СКРЫТО] В.Н. В связи с чем суд полагает, что требования истца [СКРЫТО] В.Н. об устранении ему препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером *** площадью 655 кв.м. по адресу: ***, путем сноса указанных 5 (пяти) объектов капительного строительства – гаражей боксового типа, расположенных на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***, - подлежат удовлетворению.
Поскольку в рамках рассмотрения гражданского дела №2-237/2021 по иску [СКРЫТО] Ю.В. к [СКРЫТО] Ю.В., [СКРЫТО] Т.Х., [СКРЫТО] Ю.М. о признании права собственности на гараж, установлено, что пользователем гаража №3 – площадью 47 кв.м. по спорному адресу является ответчик [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], то демонтаж (снос) данного гаража №3 по обозначенному адресу следует возложить на него ([СКРЫТО] Ю.В.) за счет собственных средств.
При этом суд полагает, что требования истца [СКРЫТО] В.Н. о возложении обязанности на администрацию г.Тамбова снести за свой счет самовольно расположенные гаражи *** площадью 22 кв.м., *** площадью 2 кв.м., *** площадью 38 кв.м., *** площадью 37 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***, - не подлежат удовлетворению, поскольку администрация г.Тамбова не является собственником и/или пользователем данных самовольных построек.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] - удовлетворить частично.
Признать за [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] право общей долевой собственности на часть земельного участка с кадастровым номером *** площадью 655 кв.м. по адресу: ***, по точкам *** в соответствии планом границ земельных участков, выполненного ООО «Тамбов-Геоцентр» от 14.12.2021г.
Признать план границ земельного участка, подготовленный ООО «Тамбов-Геоцентр» от 14.12.2021г. неотъемлемой частью настоящего решения суда (Том 2 л.д.148).
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений относительно площади и местоположения границ земельных участков, расположенных по адресу: ***, в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Устранить [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером 68:29:0101049:10 площадью 655 кв.м. по адресу: ***, путем сноса 5 (пяти) объектов капительного строительства – гаражей боксового типа, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 68:29:0101049:10 по адресу: ***, а именно:
гараж *** – площадью 22 кв.м.;
гараж *** – площадью 21 кв.м.;
гараж *** – площадью 47 кв.м.;
гараж *** – площадью 38 кв.м.;
гараж *** – площадью 37 кв.м.
Обязать [СКРЫТО] Юрия [СКРЫТО] за свой счет освободить земельный участок площадью 47 кв.м. с кадастровым номером 68:29:0101049:10 по адресу: ***, от объекта капительного строительства – гаража боксового типа (условный ***).
В остальной части исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Словеснова
Решение принято в окончательной форме 13.04.2022г.
Судья А.А. Словеснова