Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Тамбова (Тамбовская область) |
Дата поступления | 04.04.2017 |
Дата решения | 14.06.2017 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Яковлева Марина Васильевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | ba7eb5b9-45c5-36b4-8729-d04ae64e66c6 |
Административное дело №а-1566/2017
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
14 июня 2017 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Яковлевой М.В.
при секретаре ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к ФИО2 о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, земельного налога и пени по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 35,8 руб., земельного налога в сумме 1515,26 руб., пени по земельному налогу в сумме 203,46 руб. В обоснование административных исковых требований указав, что ФИО2 является собственником доли земельного участка по адресу: <адрес>, квартиры, по адресу: <адрес>. Объекты налогообложения, расчет налоговой базы в соответствии со ст. 52 НК РФ указаны в налоговых уведомлениях №, №, которые были направлены в адрес ответчика, однако налог не был уплачен полностью. В связи наличием недоимки по земельному налогу, ответчику начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3,11 руб. (54 дня просрочки, недоимка 334,95 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 28,65 руб. (311 дней просрочки, недоимка 334,95 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 66,45 руб. (370 дней просрочки, недоимка 660,08 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 60,10 руб. (441 день просрочки, недоимка 985,08 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 28,43 руб. (106 дней просрочки, недоимка 975,26 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16,72 руб. (35 дней просрочки, недоимка 1515,26 руб., ставка 0,000275). В связи с наличием недоимки по налогу на имущество физических лиц, ответчику начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2,79 руб. (41 день просрочки, недоимка 247,89 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12,15 руб. (176 дней просрочки, недоимка 247,89 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 20,89 руб. (234 дня просрочки, недоимка 247,89 руб., ставка 0,000275). В связи с тем, что налогоплательщик уклоняется от уплаты задолженности ему были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых предложено в сроки погасить имеющуюся задолженность. Однако требования оставлены без исполнения. По требованию № земельный налог за 2011 год в сумме 325,13 руб. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, пени по земельному налогу в сумме 3,11 руб. По требованию № пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 2,79 руб., земельный налог за 2012 год в сумме 325,13 руб. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, пени по земельному налогу в сумме 34,98 руб. По требованию № пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 12,15 руб., пени по земельному налогу в сумме 32,53 руб. По требованию № земельный налог за 2013 год в сумме 325 руб. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, пени по земельному налогу в сумме 38,50 руб. По требованию № пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 20,86 руб., пени по земельному налогу в сумме 47,29 руб. По требованию № земельный налог за 2014 год в сумме 540 руб. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, пени по земельному налогу в сумме 47,05 руб. Просила взыскать с ответчика пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 35,8 руб., земельный налог в сумме 1515,26 руб., пени по земельному налогу в сумме 203,46 руб.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по <адрес> ФИО4 поддержала административные исковые требования по тем же основаниям и просила на основании п. 2 ст. 48 НК РФ и ст. 95 КАС РФ признать причину пропуска срока для взыскания задолженности по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ уважительной и восстановить процессуальный срок для взыскания данной задолженности.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом. В материалах дела имеются письменные возражения относительно заявленных административных исковых требований, в которых указывала о том, что ИФНС России по <адрес> пропущен срок для обращения в суд и просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что ФИО2 является собственником доли земельного участка по адресу: <адрес> и квартиры, по адресу: <адрес>.
Объекты налогообложения, расчет налоговой базы в соответствии со ст. 52 НК РФ указаны в налоговых уведомлениях №, №, которые были направлены в адрес ответчика, однако налог не был уплачен полностью.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которые зарегистрированы транспортные средства по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
В соответствии со ст.ст. 400, 401 НК РФ Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу наличия объектов налогообложения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, доли земельного участка с кадастровым номером 68:29:0214023:8 по адресу: <адрес>, ФИО2 является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Согласно ст.52 НК РФ ФИО2 были направлены налоговые уведомления №, №, №, №.
В связи наличием недоимки по земельному налогу, ответчику начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3,11 руб. (54 дня просрочки, недоимка 334,95 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 28,65 руб. (311 дней просрочки, недоимка 334,95 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 66,45 руб. (370 дней просрочки, недоимка 660,08 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 60,10 руб. (441 день просрочки, недоимка 985,08 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 28,43 руб. (106 дней просрочки, недоимка 975,26 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16,72 руб. (35 дней просрочки, недоимка 1515,26 руб., ставка 0,000275).
Также в связи с наличием недоимки по налогу на имущество физических лиц, ответчику начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2,79 руб. (41 день просрочки, недоимка 247,89 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12,15 руб. (176 дней просрочки, недоимка 247,89 руб., ставка 0,000275), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 20,89 руб. (234 дня просрочки, недоимка 247,89 руб., ставка 0,000275).
В связи с тем, что налогоплательщик уклоняется от уплаты задолженности ему были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых предложено в сроки погасить имеющуюся задолженность. Однако требования оставлены без исполнения.
По требованию № земельный налог за 2011 год в сумме 325,13 руб. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, пени по земельному налогу в сумме 3,11 руб.
По требованию № пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 2,79 руб., земельный налог за 2012 год в сумме 325,13 руб. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, пени по земельному налогу в сумме 34,98 руб.
По требованию № пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 12,15 руб., пени по земельному налогу в сумме 32,53 руб.
По требованию № земельный налог за 2013 год в сумме 325 руб. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, пени по земельному налогу в сумме 38,50 руб.
По требованию № пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 20,86 руб., пени по земельному налогу в сумме 47,29 руб.
По требованию № земельный налог за 2014 год в сумме 540 руб. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, пени по земельному налогу в сумме 47,05 руб.
Факт направления указанных требований подтверждается представленными реестрами почтовой корреспонденции.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Данных об уплате административным ответчиком вышеуказанной задолженности суду не представлено.
В соответствии с ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из требования № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 было предложено уплатить земельный налог за 2011 год в сумме 325,13 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Возможность удовлетворения административных исковых требований налогового органа обусловлена его обязанностью выставления налоговых уведомлений и требований, а также обращения о взыскании задолженности в судебном порядке в строго установленные действующим законодательством сроки.
При рассмотрении дел о взыскании налоговых платежей с физических лиц необходимо учитывать, что факт соблюдения либо несоблюдения налоговым органом предусмотренного законом срока для обращения в суд является юридически значимым обстоятельством по делу, которое должно устанавливаться судом независимо от наличия доводов по этому поводу со стороны административного ответчика.
Как усматривается из материалов дела самое раннее требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО2 было предложено уплатить земельный налог за 2011 год в сумме 325,13 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Срок обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа сохранялся до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ.
ИФНС России по <адрес> в своем ходатайстве просит суд признать причину пропуска срока для взыскания задолженности по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ уважительной и восстановить срок, указав, что причиной пропуска установленного срока для направления заявления о вынесении судебного приказа послужили высокая загруженность сотрудников налогового органа и технические причины – сбой электронной базы данных, о наличии недоимки стало известно при установлении обновления банных данных в сентябре 2016 года.
Исходя из обстоятельств дела, учитывая, что административный истец имел возможность для своевременного обращения в суд с заявлением, но без уважительных причин не использовал предоставленную возможность, суд приходит к выводу, что причина пропуска срока для обращения в суд о взыскании задолженности по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть признана уважительной. По мнению суда, административный истец не доказал наличие у него уважительных причин пропуска срока.
В связи с чем, административные исковые требования о взыскании земельного налога за 2011 год в сумме 325,13 руб. и пени по земельному налогу в размере 3,11 руб. удовлетворению не подлежат.
По остальным требованиям, в установленный законом срок административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ №а-1321/16 от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.
В соответствии с ч.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Срок на подачу административного искового заявления у налогового органа сохранялся до ДД.ММ.ГГГГ, в суд административное исковое заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок.
Расчеты пени по указанным налогам произведены в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, судом проверены и является арифметически верными.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что с административного ответчика надлежит взыскать пени по налогу на имущество физических лиц в размере 35,8 руб., земельный налог за 2012, 2013, 2014 годы в размере 1190,13 руб., пени по земельному налогу в размере 200,35 руб.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ФИО2 надлежит взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИФНС России по <адрес> удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по <адрес> задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 35, 8 руб., земельный налог в размере 1190,13 руб., пени по земельному налогу в сумме 200,35 руб.
В части взыскания с ФИО2 земельного налога за 2011 год в сумме 325,13 руб. и пени по земельному налогу в размере 3.11 руб. ИФНС России по <адрес> – отказать.
Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись М.В. Яковлева
Копия верна.
Судья М.В. Яковлева