Дело № 2-310/2023 ~ М-362/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Нижнетуринский городской суд (Свердловская область)
Дата поступления 13.07.2023
Категория дела Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела)
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID e87a24fa-f8ff-4070-8d75-46fbc3602889
Стороны по делу
Истец
******** *. ****** ****
Ответчик
**** ** "************** ***"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 
Решение по гражданскому делу
Информация по делу

УИД: 66RS0040-01-2023-000469-78

Дело № 2-310/2023

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2023г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижняя Тура 09 августа 2023 года

Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Башковой С.А.,

при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.М.,

с участием истца –помощника прокурора г. Нижней Туры Бурундукова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора г. Нижней Туры в защиту интересов субъекта Российской Федерации - Свердловской области к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Нижнетуринская центральная городская больница» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Нижней Туры обратился в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с исковым заявлением в защиту интересов Свердловской области к ГБУЗ СО «Нижнетуринская центральная городская больница» о понуждении к совершению действий, указав, что прокуратурой г. Нижней Туры совместно с Министерством финансов Свердловской области проведена проверка в отношении ответчика в части расходования бюджетных средств, выделенных ответчику в рамках национального проекта «Демография», а также исполнения заключенных государственных контрактов. В ходе проведенной проверки установлено, что Министерством здравоохранения Свердловской области в 2021 году по соглашению от 18.12.2020 № 04-603/2020 ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» предоставлена субсидия на иные цели в рамках реализации мероприятий национального проекта «Демография», региональной программы Свердловской области «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан пожилого возраста «Старшее поколение», на капитальный ремонт здания ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ». Назначение: нежилое здание с кадастровым номером ..., по адресу: Свердловская область, г. Нижняя Тура, ул. Машиностроителей, д. 2, под размещение гериатрического отделения.

В рамках реализации мероприятий соглашения от 18.12.2020 № 04-603/2020 ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 29.04.2021 № 0162200011821000523 с победителем электронного аукциона ООО «Ремонтно-строительное управление-7» заключен контракт от 12.05.2021 №.... ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» выполнило работы по капитальному ремонту помещений гериатрического отделения в рамках контракта от 12.05.2021 № ... на общую сумму ...., вместо ... руб.

За счет субсидий ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» и ООО СК «Анта» заключен договор № ... от 19.11.2021 на капитальный ремонт здания гериатрического отделения учреждения. ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» выполнило работы по капитальному ремонту помещений гериатрического отделения в рамках договора А/2021 от <дата> на общую сумму ... руб., вместо ....

29.06.2023 Министерством финансов Свердловской области в адрес ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» направлено предписание об устранении нарушений путем возврата в доход бюджета Свердловской области средств в сумме ... руб. до <дата>.

Прокурор просит обязать ответчика исполнить в срок до <дата> в полном объеме предписание Министерства Свердловской области от <дата> -к, а именно осуществить возврат в бюджет Свердловской области сумму незаконно использованных средств областного бюджета в размере ... руб.

В судебном заседании помощник прокурора г. Нижней Туры Бурундуков А.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил.

Представители третьих лиц ООО «Ремонтно-строительное туправление-7», ООО «СК «Анта» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, отзыв на исковое заявление не представили.

Представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области просил о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддержал.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Свердловской области, просивший о рассмотрении дела без его участия, исковые требования не признал, указав в письменном возражении на исковое заявление, что орган государственного (муниципального) финансового контроля обязан самостоятельно обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба публично-правовому образованию, исполнение предписания Министерства финансов Свердловской области является обязательным для ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» и не требует дополнительного обеспечения решением суда.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор, в силу действующего процессуального законодательства РФ, имеет право обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов (п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации), которые в силу ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации должны заключаться с учетом положений Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ч. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Заключение получателями бюджетных средств контрактов не влечет за собой изменения правового режима расходования бюджетных средств, установленного бюджетным законодательством, а использование получателями бюджетных средств при выполнении обязательств по контракту не является основанием для прекращения существующих бюджетных правоотношений.

Из содержания ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с ч. 1, 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом,

Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Из материалов дела следует, что между Министерством здравоохранения Свердловской области и ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» заключено соглашение от <дата> о предоставлении субсидий из областного бюджета в рамках реализации национального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан пожилого возраста «Старшее поколение» на организацию медицинской помощи по профилю «Гериатрия» за счет средств областного бюджета, для капитального ремонта здания ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» (назначение: нежилое здание, кадастровый ) по адресу: <адрес> (под размещение гериатрического отделения, помещения № по плану БТИ) (далее – Соглашение от <дата>).

В рамках реализации мероприятий по Соглашению от <дата> ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» на основании протоколов подведения итогов электронного аукциона от <дата> с ООО «Ремонтно-строительное управление-7» заключен контракт от <дата>, а также с ООО СК «Анта» заключен договор от <дата> на капитальный ремонт здания гериатрического учреждения.

Министерством финансов Свердловской области 07.10.2022 в отношении ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» проведена выездная проверка целевого использования бюджетных средств за период 2020-2021 годы, в ходе которой со стороны ответчика выявлено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в принятии и оплате фактически невыполненных работ подрядчикам, а именно: ООО «Ремонтно-строительное управление» на сумму ... руб. (в том числе за 2021г. – ...., за 2022 год ....), ООО СК «Анта» на сумму ... руб. (в том числе за 2021 год – ... руб., за 2022 год – ....).

В соответствии с положениями ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Согласно ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации плата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. Договором строительного подряда может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком.

По результатам проведенной проверки Министерством финансов Свердловской области <дата> -к в адрес ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений путем возврата в доход бюджета Свердловской области средств в размере ... руб. либо обеспечении выполнения работ в срок до <дата> по подрядчику ООО «Ремонтно-строительное управление», до <дата> по подрядчику ООО СК «Анта».

Допущенные нарушения ответчиком были устранены частично, что зафиксировано в акте визуального осмотра и контрольных обмеров от <дата>.

Актом выездной проверки Министерства финансов Свердловской области от <дата> установлено частичное выполнение работ по капитальному ремонту помещений гериатрического отделения в рамках договора от <дата>, заключенного с ООО СК «Анта», на общую сумму 480739,99 руб. вместо 1635352,97 руб., не осуществлен возврат денежных средств в областной бюджет в размере ....

В рамках заключенного с ООО «Ремонтно-строительное управление» контракта от <дата> установлено частичное выполнение работ по капитальному ремонту помещений гериатрического на общую сумму ... руб. вместо ... руб., не осуществлен возврат денежных средств в областной бюджет в размере ... руб.

В связи с допущенными нарушениями Министерством финансов Свердловской области в адрес ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» вынесено повторное предписание от 29.06.2023 с установлением срока возврата до 03.03.2025 в бюджет Свердловской области денежных средств в размере 4438590,32 руб. по вышеописанным нарушениям.

Предписание Министерства финансов Свердловской области соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено в пределах полномочий по осуществлению государственного финансового контроля, в том числе за целевым использованием бюджетных средств.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что предписание Министерства финансов Свердловской области от 24.11.2022 не исполнено, выдано новое предписание от <дата> -к об устранении нарушений целевого использования бюджетных средств, таким образом, бюджету Свердловской области причинен ущерб в размере ....

Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии с частью 7 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства ущерба является основанием для обращения в суд с исковым заявлением.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положений ст. 34, 94 Федерального закона РФ N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ст. 743, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 72, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание неисполнение ответчиком предписания Министерства финансов Свердловской области от 24.11.2022, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по исполнению предписания Министерства Свердловской области от 29.06.2023 -к о возврате в бюджет Свердловской области суммы незаконно использованных средств областного бюджета в размере ....

Довод представителя Министерства здравоохранения Свердловской области об отсутствии у прокурора необходимости обращения с данным иском в суд в целях обеспечения решением суда обязанности ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ» по исполнению предписания финансового органа, которую ответчик и так обязан исполнить в силу закона, судом отклоняются, поскольку положения ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволяют прокурору, действующему в интересах Свердловской области, право обратиться в суд с настоящим иском с учетом неисполнения ответчиком предписания органа государственного финансового контроля от 24.11.2022.

В соответствии со статьей 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в сумме 6000 рублей,

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Нижней Туры в защиту интересов субъекта Российской Федерации - Свердловской области к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Нижнетуринская центральная городская больница» о возложении обязанности- удовлетворить.

Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Нижнетуринская центральная городская больница» (ОГРН 1026601484029) в срок до 03.03.2025 года обязанность исполнить в полном объеме предписание Министерства финансов Свердловской области от <дата> -к по осуществлению возврата в бюджет Свердловской области суммы незаконно использованных средств областного бюджета в размере ...

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Нижнетуринская центральная городская больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ....

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.

Судья: С.А. Башкова

Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Нижнетуринский городской суд (Свердловская область) на 13.07.2023 в базе нет.