Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область) |
Дата поступления | 29.04.2014 |
Дата решения | 10.06.2014 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Подгорная Светлана Юрьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | eb99331b-d1fe-31f3-a0eb-7667d9c09c70 |
Дело № 2-4513/15(14) Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата обезличена> Екатеринбург
Кировский районный суд <адрес обезличен> в составе председательствующего судьи Подгорной С.Ю., при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен>, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен>, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести жилое помещение.
В обоснование своих требований истец указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать - ФИО7 - умерла в 2005 году, отец - ФИО4 - был лишен родительских прав на основании решения Орджоникидзевского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> г.
На основании Распоряжения главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> истец признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма, поставлена на учет и внесена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставления жилого помещения.
В 2011 году истец окончила обучение в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования <адрес обезличен> «Сухоложский многопрофильный техникум».
В настоящее время ФИО1 и её несовершеннолетний сын ФИО5 проживают в Государственном бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения «<данные изъяты>» <адрес обезличен> по адресу: <адрес обезличен>.
До настоящего времени ФИО1 жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена в порядке, установленным действующим законодательством.
С учетом изложенного истец просит суд обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» и Министерство строительства и развития инфраструктуры предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям законодательства по норме предоставления.
В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала, дополнительно суду пояснила, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также, уточняя исковые требования, последняя просила суд обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» приобрести для неё за счет средств субъекта РФ благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры не менее нормы 16 кв.м. предоставления жилого помещения в пределах <адрес обезличен>, отвечающее санитарным и техническим требованиям и обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен> распределить и предоставить ей вышеуказанное благоустроенное жилое помещение с последующим заключением на жилое помещение договора найма специализированного жилого помещения.
Представители ответчиков: ГКУ <адрес обезличен> «Фонд жилищного строительства», Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен> и представитель третьего лица ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес обезличен> в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения которого извещены надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суд не уведомили.
В своем письменном отзыве, поступившем в суд, представитель ГКУ <адрес обезличен> «Фонд жилищного строительства» ФИО6, действующая по доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме. Указала, что согласно действующему законодательству Российской Федерации учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами власти <адрес обезличен> - Управлениями социальной политики Министерства социальной политики <адрес обезличен>. Согласно распоряжению главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> истец признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма, поставлена на учет и внесена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставления жилого помещения. Считает, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что ответчики, извещенные о месте и времени судебного заседания своих представителей в суд не направили, для проверки их доводов личного участия и дачи объяснений не требуется, а также с учетом мнения истца, судом в соответствии с частями 3 и 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации был решен вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчиков, представителя третьего лица.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 98-1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального Закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <дата обезличена> № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 родилась <дата обезличена> в <адрес обезличен>, родителями являются: мать - ФИО7, отец - ФИО4 (л.д. 8). Мать истца - ФИО7 - умерла <дата обезличена> (л.д.11), отец ФИО4 - на основании решения Орджоникидзевского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> в отношении истца лишен родительских прав.
На основании распоряжения главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> истец признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма, поставлена на учет и внесена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставления жилого помещения.
Из материалов дела также следует, что ФИО1 на момент рассмотрения дела не является собственником какого-либо жилья на территории <адрес обезличен>, что подтверждается уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними, данными технического учета ЕМУП БТИ, а также данному лицу какого-либо жилого помещения по договору социального найма не предоставлялось.
Судом установлено, что истец достигла возраста 18 лет, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Указанное свидетельствует о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения и наличии оснований для ее обеспечения органами исполнительной власти по постановки на учет жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, в силу Федерального закона от <дата обезличена> № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеются основания для предоставления ФИО1 благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями регламентирован, в том числе, постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> № 84-ПП, которым установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен> (п. 2).
Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> № 527-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес обезличен>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений), и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес обезличен>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Согласно Постановлению <адрес обезличен> от <дата обезличена> № 491-ПП Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен> является уполномоченными исполнительными органами государственной власти <адрес обезличен> по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения <адрес обезличен> «Фонд жилищного строительства»; по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено.
В соответствии с п.п. 2 - 4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес обезличен>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> N 527-ПП, установлена процедура приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес обезличен>, которой предусмотрено, что после предоставления указанных жилых помещений они в последующем передаются в оперативное управление государственного казенного учреждения <адрес обезличен> «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен> - главным распорядителем.
В силу п.п. 9,10 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес обезличен>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес обезличен>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением <адрес обезличен> от 24.04.2013г. № 527-ПП, жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес обезличен> в государственный специализированный жилищный фонд <адрес обезличен> после регистрации права собственности <адрес обезличен> и права оперативного управления Фонда.
Согласно п. 12 указанного Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры <адрес обезличен> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Подготовка приказов министра строительства и архитектуры <адрес обезличен> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес обезличен> в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Согласно ч.1, 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Вышеуказанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального Закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не ставит право на предоставление жилья специализированного жилищного фонда в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в законе и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицам одной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.
Согласно п. 7, 8 Порядка предоставления жилых помещений распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен>. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен> указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений.
Поскольку до настоящего времени обязанность по приобретению и распределению жилого помещения для его предоставления ФИО1 Министерством не исполнена, суд приходит к выводу, что требование истца к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен> об обязании приобрести и распределить жилое помещение является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В то же время ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» по требованию истца о приобретении для неё жилого помещения является ненадлежащим ответчиком по изложенным выше основаниям, а именно, данный исполнительный орган государственной власти <адрес обезличен>, уполномочен только на заключение договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении, в связи с чем в требованиях к данному ответчику надлежит отказать.
Согласно ч.1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Кроме того, п. 7, 8 ст. 8 Федерального Закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктами 3, 9 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
На основании ч. 2 ст. 50, ч.ч. 5, 6 ст. 57, ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры, соответствующей установленным санитарным и техническим правилам и нормам иным требованиям законодательства.
В соответствии с п. 2 Постановления Главы <адрес обезличен> от 31.08.2005г. <номер обезличен> «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «<адрес обезличен>» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «<адрес обезличен>», исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, в размере 16 кв. м общей площади на одного человека.
Соответственно, ФИО1 вправе претендовать на заключение с ней ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» договора найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, находящегося в черте <адрес обезличен>, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 16 кв.м., после приобретения (постройки) соответствующего жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен>, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести жилое помещение - удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен> приобрести (построить) жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 16 кв.м., находящееся в черте <адрес обезличен>, и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение ФИО1, <дата обезличена> года рождения, для заключения с ней договора найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья С.Ю. Подгорная