Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский областной суд (Свердловская область) |
Дата поступления | 13.05.2016 |
Дата решения | 11.08.2016 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Полевщикова Светлана Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b2a4d9a6-bd92-32a0-8d52-e5c8b74292eb |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург | 11 августа 2016 года |
Дело № 3а-266/2016
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Соболевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства административное дело № 3а-266/2016 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дом» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, с участием заинтересованного лица администрации городского округа Ревда,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:0101039:35 и 66:21:0101037:78 равной их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Дом»: представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: представитель не явился;
от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: представитель не явился;
от администрации городского округа Ревда: представитель не явился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Дом» (далее – административный истец, ООО «Дом»), являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:0101039:35 и 66:21:0101037:78, обратилось с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд, в котором просило установить по состоянию на 01 января 2015 года:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101039:35, равной его рыночной стоимости в размере 6026880 руб.;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101037:78, равной его рыночной стоимости в размере 4150677 руб.
Административный истец полагает, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков завышены, чем нарушаются его права как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование административного искового заявления административный истец сослался на отчеты об оценке от 18 декабря 2015 года и от 24.12.2015 года, составленные ООО «Уральский центр кадастра и оценки», подтвержденные положительными экспертными заключениями от 15 февраля 2016 года Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков.
05 августа 2016 года от представителя административного истца поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому, просит Свердловский областной суд установить в судебном порядке кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101039:35 в размере рыночной стоимости 6699648 руб. и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101037:78 в размере рыночной стоимости 4245771 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Лица, участвующие в деле: административный истец, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, администрация городского округа Ревда, в судебное заседание не явились; о причине неявки ничего не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, и заблаговременно, с заключением эксперта имели возможность ознакомиться.
В силу части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле в порядке упрощенного производства.
Приняв уточнение заявленных требований, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Статья 24.18 названного Федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 66:21:0101039:35 и 66:21:0101037:78, расположенные по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Ревда, ул. Карла Либкнехта, дом 2, и ул. Энгельса, дом 44; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: объекты производственного назначения; площадью 9344 кв.м. и 1761 кв.м. соответственно.
Согласно ст. 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
Из положений Закона об оценочной деятельности следует, что дата утверждения кадастровой стоимости не является датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абз. 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области сформирован по состоянию на 01 января 2015 года, и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2015 № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области».
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:0101039:35 и 66:21:0101037:78 определена по состоянию на 01 января 2015 года,, и составляет для земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101039:35 – 13533195,52 руб. и для земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101037:78 - 7699021,56 руб.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков напрямую затрагивают права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» вправе оспорить эти результаты.
Определение рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление судом в отношении земельных участков их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
При этом резолютивная часть решения суда должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости (часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком, а результаты деятельности оценщика по установлению рыночной стоимости земельного участка отражаются в отчете об оценке земельного участка.
В силу статьи 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В подтверждение рыночной стоимости земельных участков административным истцом были представлены отчеты об оценке от 18 декабря 2015 года и от 24.12.2015 года, составленные ООО «Уральский центр кадастра и оценки», и подтвержденные положительными экспертными заключениями от 15 февраля 2016 года Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков, согласно которым по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:0101039:35 и 66:21:0101037:78 была определена оценщиком в размере 6026880 руб. 4150677 руб. соответственно.
В ходе судебного заседания судом был допрошен в качестве свидетеля эксперт К., однако, возникшие у суда сомнения в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости двух объектов недвижимости, не были устранены.
Поступившее от представителя административного истца ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, было удовлетворено судом.
По настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО «Профи Апрайс» А..
Перед экспертом были поставлены вопросы о том, какова рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:0101039:35 и 66:21:0101037:78 по состоянию на 01 января 2015 года?
Согласно заключения эксперта А. от 26 июля 2016 года, по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101039:35 определена в размере 6699648 руб., а для земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101037:78 - в размере 4245771 руб.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным; эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемых земельных участков; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным и корректным.
В ходе применения сравнительного подхода экспертом был проведен анализ рынка предложений по продаже земельных участков, подобран ряд аналогов.
Информация об объектах-аналогах проанализирована экспертом и приведена в расчетной таблице.
Определение итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:0101039:35 и 66:21:0101037:78 произведено путем математического взвешивания стоимостных показателей, полученных в ходе применения метода сравнения продаж.
Учитывая, что иных доказательств, которые опровергли бы установленную экспертом рыночную стоимость для земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:0101039:35 и 66:21:0101037:78 лицами, участвующими в деле не представлено, суд не находит оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение.
В силу предписаний ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, и руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, полагает возможным определить по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101039:35 в размере рыночной стоимости 6699648 руб. и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101037:78 в размере рыночной стоимости 4245771 руб.
Именно указанная выше стоимость в силу пункта 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит определению в качестве кадастровой по результатам рассмотрения настоящего спора.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2016 года и до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»).
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка, является дата обращения административного истца в Комиссию – 29 февраля 2016 года.
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, следовательно, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем, все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков они не подлежат.
Поскольку при подаче административного иска административным истцом была уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб., из бюджета в порядке ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации административному истцу подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Дом» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:0101039:35 и 66:21:0101037:78 равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101039:35 в размере рыночной стоимости 6699648 руб. по состоянию на 01 января 2015 года, на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101037:78 в размере рыночной стоимости 4245771 руб. по состоянию на 01 января 2015 года, на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 29 февраля 2016 года.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Дом» из местного бюджета излишне уплаченную платежным поручением № 70 от 18.04.2016 государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2016 года.
Председательствующий судья С.Н. Полевщикова