Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский областной суд (Свердловская область) |
Дата поступления | 29.12.2016 |
Дата решения | 19.06.2017 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Старков Максим Владимирович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1ada5bb8-4cdd-3aa4-86f1-bfa0d68f8074 |
Дело № 3а-198/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 19 июня 2017 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Прониной Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] ( / / )4 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
в Свердловский областной суд 28 декабря 2016 года по почте было направлено вышеназванное административное исковое заявление. [СКРЫТО] Р.И. указал, что является собственником обозначенного земельного участка. Считает, что кадастровая стоимость земельного участка, утверждённая в размере 15747990 руб. 37 коп. по состоянию на 01 января 2015 года, не соответствует его рыночной стоимости; ссылаясь на два приложенных отчёта ООО «ВСМ-Недвижимость», просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной в размере 418000 руб.
Административный ответчик – Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается; сомневается в достоверности выводов отчёта, представленного административным истцом (л.д. 105).
Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о своём отношении к рассматриваемому административному делу не сообщило.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в письменных возражениях сообщил, что осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости. Подтвердил сведения о правообладателе, дату определения оспариваемой кадастровой стоимости и её размер; сообщил, что в связи с изменением вида разрешённого использования 12 октября 2016 года внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 3001300 руб. 96 коп.
В судебное заседание стороны и заинтересованное лицо представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся сторон и заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия представителей.
Исследовав собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как видно из материалов дела в государственном кадастре недвижимости содержаться сведения о рассматриваемом земельном участке. Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование – под зданием гаража с пристроем (до 12 октября 2016 года); после 12 октября 2016 года – производственная деятельность, не требующая установление санитарно-защитных зон; площадь 2597 м2. Местоположение: ... Административный истец является собственником этого земельного участка; запись регистрации от 09 декабря 2011 года.
По состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» в размере 15747990 руб. 37 коп. (кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости – л.д. 7).
12 октября 2016 года филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области принял решение об изменении вида разрешённого использования земельного участка; составив акт определения кадастровой стоимости. Соответствующие изменения внесены 12 октября 2016 года (л.д. 112).
В свою очередь, обратившись в суд и полагая, что утверждённая по состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, административный истец ссылается в обоснование требований на два отчёта об определении рыночной стоимости, подготовленные ООО «ВСМ-Недвижимость». При этом, оба представленных отчёта с одинаковыми номерами (10/10/2016), составлены в одну дату (10 октября 2016 года), содержат вывод об одинаковой стоимости земельного участка (418000 руб.), но на разные даты оценки – на 01 января 2015 года и на 29 сентября 2015 года (л.д. 53 и 122).
Сведений о том, что с этими отчётами административный истец, либо иные лица, обращались в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, не имеется.
В судебном заседании 27 марта 2017 года представитель административного истца заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2015 года.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
В данном случае, при наличии двух отчётов, составленных на разные даты оценки, но полностью тождественных в остальном своём содержании, учитывая, что по данному делу требовалось установление рыночной стоимости земельного участка именно на дату оценки (на 01 января 2015 года), ходатайство административного истца о проведении экспертизы было удовлетворено. Определением суда по делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.
По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела 25 мая 2017 года поступило составленное заключение эксперта.
В соответствии с названным заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2015 года составляла 566146 руб.
У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. При этом, определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Полученное заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержит очевидных противоречий, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы эту рыночную стоимость земельного участка, административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено, суд соглашается с результатом, изложенным в экспертном заключении.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2015 года составляла 566146 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определённой судом кадастровой стоимости.
12 октября 2016 года по причине изменения вида разрешённого использования, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 3001300 руб. 96 коп., рассчитанной и установленной по состоянию на 12 октября 2016 года. Поэтому и периодом действия (применения) определяемой судом архивной кадастровой стоимости является период с 01 января 2016 года до 12 октября 2016 года.
Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление [СКРЫТО] ( / / )5 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2016 года до 12 октября 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 566146 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 28 декабря 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 23 июня 2017 года.
Судья | М.В. Старков |