Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский областной суд (Свердловская область) |
Дата поступления | 11.01.2016 |
Дата решения | 30.05.2016 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том ч... |
Судья | Старков Максим Владимирович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7dcb632c-e128-36f0-bd7b-89b78378fbcf |
Дело № 3а-180/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 30 мая 2016 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Прониной Ю.П.,
с участием административного истца [СКРЫТО] Алексея Сергеевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Алексея Сергеевича
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:577 в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] А.С. направил 31 декабря 2015 года в Свердловский областной суд вышеназванное административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:577; просил установить кадастровую стоимость этого земельного участка в размере 39880000 руб. по состоянию на 01 января 2011 года. В обоснование требований указал, что утверждённая в размере 221124044 руб. 44 коп. кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка, площадью 683917 кв.м., по результатам проведения государственной кадастровой оценки не соответствует и превышает рыночную стоимость, что влечёт нарушение прав административного истца, как налогоплательщика.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
Административный ответчик – Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях (л.д. 160) указало, что просит рассмотреть дело без участия своего представителя; по мнению административного ответчика нарушений при утверждении оспариваемой кадастровой стоимости допущено не было и оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области своего представителя в суд не направило, отношение к рассматриваемым требованиям не сообщило.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в письменных возражениях высказал мнение о том, что не может являться заинтересованным лицом по рассматриваемому делу; подтвердил дату определения оспариваемой кадастровой стоимости; её размер (л.д. 163-166).
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованного лица своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также надлежащее извещение не явившихся представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав в судебном заседании административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два варианта установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение также установлено в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, 29 августа 2008 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 683917 кв.м. с кадастровым номером 66:06:4501021:577. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешённое использование: для ведения дачного хозяйства.
На основании договоров купли-продажи от 14 февраля 2015 года и от 17 марта 2015 года земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501021:577 принадлежит [СКРЫТО] А.С. на праве собственности. Запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 29 апреля 2015 года, подтверждением чего является нотариально заверенная копия правоудостоверяющего документа – свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 8).
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30 ноября 2012 года № 1459 была утверждена по состоянию на 01 января 2011 года кадастровая стоимость земельных участков предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения Свердловской области, расположенных на территории Свердловской области. Названным Приказом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:577 утверждена в размере 221124044 руб. 44 коп., что подтверждается кадастровой справкой (л.д. 9).
Полагая, что утверждённая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:577 не соответствует рыночной стоимости, [СКРЫТО] А.С. ссылался на отчёт об определении рыночной стоимости от 05 августа 2015 года № 611-15/3-1, который подготовлен ООО «Консалтинг Групп». На этот отчёт получено положительное экспертное заключение НП СРО «СВОД» от 14 августа 2015 года № 1898/С-15.
Как видно из названого отчёта вероятная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2011 года составляла 39880000 руб.
Изучая представленный [СКРЫТО] А.С. отчёт, суд, согласившись с возражениями представителя заинтересованного лица, пришёл к выводу, что представленный административным истцом отчёт не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. В отчёте не обоснован отбор аналогов; выбранные аналоги невозможно идентифицировать (не указаны адреса, кадастровые номера), выявлены математические ошибки; без наличия специальных познаний отчёт невозможен для понимания, для проверяемости. При таких обстоятельствах у суда возникло безусловное и очевидное сомнение в достоверности выводов представленного отчёта, а между тем, по данному делу требовалось установление рыночной стоимости земельного участка.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Определением Свердловского областного суда от 17 марта 2016 года по данному делу назначена и была проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2011 года. По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела 13 мая 2016 года представлено заключение эксперта от 10 мая 2016 года.
В соответствии с полученным заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:577 по состоянию на 01 января 2011 года составляла 43942000 руб.
У суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы, поскольку заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов, оно мотивировано, его выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:577 по состоянию на 01 января 2011 года составляла 43942000 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.
Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление [СКРЫТО] Алексея Сергеевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:577 в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:577 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года в размере 43942000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 31 декабря 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 03 июня 2016 года.
Судья | М.В. Старков |