Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский областной суд (Свердловская область) |
Дата поступления | 11.01.2016 |
Дата решения | 17.06.2016 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том ч... |
Судья | Старков Максим Владимирович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 436c2cad-5186-3b26-96bf-43b148c29b84 |
Дело № 3а-171/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 17 июня 2016 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Прониной Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Александры Игоревны об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308002:99 по состоянию на 13 декабря 2012 года в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
в Свердловский областной суд 31 декабря 2015 года по почте направлено названное административное исковое заявление; [СКРЫТО] А.И. указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308002:99. С утверждённой кадастровой стоимостью в размере 118441912 руб. 95 коп. по состоянию на 13 декабря 2012 года административный истец не согласна; полагает, что при уплате земельного налога нарушаются её права и обязанности. Ссылаясь на представленный отчёт ООО «Оценочная компания «Априори» от 22 марта 2016 года, просила установить по состоянию на 13 декабря 2012 года кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости в размере 18222300 руб.
Административные ответчики – Правительство Свердловской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, а также заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) – администрация Сысертского городского округа о своём отношении к рассматриваемому административному исковому заявлению ничего не сообщили.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в письменных возражениях (л.д. 103) высказал мнение о том, что не может являться заинтересованным лицом по рассматриваемому делу. Подтвердил дату определения оспариваемой кадастровой стоимости, её размер; помимо этого, представлены акты определения кадастровой стоимости (л.д. 105-108).
В судебное заседание представители сторон и заинтересованных лиц своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей сторон и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей.
Исследовав собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение также установлено и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как видно из материалов административного дела, 13 декабря 2012 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 303705 кв.м. с кадастровым номером 66:25:1308002:99.
Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешённое использование: для дачного строительства (организация дачного хозяйства).
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области составлен и утверждён акт определения кадастровой стоимости (л.д. 106). При этом использовано значение удельного показателя кадастровой стоимости в размере 389 руб. 99 коп, утверждённое постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года № 1348-ПП. По состоянию на 13 декабря 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308002:99 была рассчитана и установлена в размере 118441912 руб. 95 коп.; названные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 26 декабря 2012 года. Эти обстоятельства подтверждаются кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 8).
На основании договора купли-продажи от 07 января 2014 года (л.д. 113) земельный участок с кадастровым номером 66:25:1308002:99 принадлежит на праве собственности [СКРЫТО] Александре Игоревне. Запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 декабря 2014 года, что подтверждается нотариально заверенной копии правоподтверждающего документа (л.д. 9).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308002:99 не соответствует рыночной стоимости, административный истец ссылался на отчёт об определении рыночной стоимости от 22 марта 2016 года № 16-03-21, подготовленный ООО «Оценочная компания «Априори» (л.д. 125-197). На этот отчёт также было получено положительное экспертное заключение НП СРО «Межрегиональный союз оценщиков» от 25 марта 2016 года № 137/03 (л.д. 198-215).
Как видно из названого отчёта вероятная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 13 декабря 2012 года составляла 18222300 руб.
В судебном заседании 31 марта 2016 года административный истец [СКРЫТО] А.И. заявила ходатайство о назначении по рассматриваемому административному делу экспертизы для определения рыночной стоимости принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308002:99.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Определением Свердловского областного суда от 31 марта 2016 года по данному делу назначена и была проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 13 декабря 2012 года. По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы рассматриваемого дела 26 мая 2016 года поступило заключение эксперта.
В соответствии с названным заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308002:99 по состоянию на 13 декабря 2012 года составляла 21866760 руб.
У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, оно мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержат очевидных противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308002:99 по состоянию на 13 декабря 2012 года составляла 21866760 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.
Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление [СКРЫТО] Александры Игоревны об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308002:99 по состоянию на 13 декабря 2012 года в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:25:1308002:99 равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 декабря 2012 года в размере 21866760 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 31 декабря 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 23 июня 2016 года.
Судья | М.В. Старков |