Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский областной суд (Свердловская область) |
Дата поступления | 29.12.2016 |
Дата решения | 17.05.2017 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Гылкэ Дмитрий Иванович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d3cd46a6-9f8e-3687-b4c4-20e9114012b2 |
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2017 года |
Дело № 3а-164/2017 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 17 мая 2017 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» - Калинина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» обратилось в Свердловский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований указало, что является собственником земельных участков: с кадастровым номером 66:34:0502039:35, площадью 4746 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Асбест, ул. Мира, д. 18; с кадастровым номером 66:34:0502027:238, площадью 3937 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Асбест, ул. Плеханова, д. 58. Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером 66:34:0502039:35 в размере 14 972 443 рубля 50 копеек; с кадастровым номером 66:34:0502027:238 в размере 19 650 905 рублей 58 копеек.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 66:34:0502039:35 равной его рыночной стоимости в размере 7 290 000 рублей, с кадастровым номером 66:34:0502027:238 равной его рыночной стоимости в размере 6 047 000 рублей, поскольку внесенная в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, нарушает его права как плательщика земельного налога, поскольку расчет налога производится исходя из кадастровой стоимости указанных объектов, утвержденных в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель административного истца Калинин Д.А. требования административного искового заявления изменил с учетом результатов независимой судебной экспертизы, просил установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 66:34:0502039:35 равной его рыночной стоимости в размере 7 791 000 рублей; с кадастровым номером 66:34:0502027:238 равной его рыночной стоимости в размере 6 463 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, представители заинтересованных лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, муниципального образования «Асбестовский городской округ» в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 66:34:0502039:35, 66:34:0502027:238 утверждена приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и определена для земельного участка с кадастровым номером 66:34:0502039:35 в размере 14 972 443 рублей 50 копеек; для земельного участка с кадастровым номером 66:34:0502027:238 в размере 19 650 905 рублей 58 копеек (л.д. 11-12).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.
Являясь собственником вышеуказанных земельных участков, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (т. 3, л.д. 24-25), административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права административного истца, поскольку влияют на размер уплачиваемого им земельного налога. Следовательно, в силу вышеприведенного законодательства, административный истец вправе оспорить в суде вышеуказанную кадастровую стоимость земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельных участков административным истцом представлены отчеты от 26 сентября 2016 года № 3916-1 и № 3918-1, выполненные обществом с ограниченной ответственностью «Агентство «Русспромоценка» (т. 1, л.д. 13-287, т.2, л.д. 1-276) и положительные экспертные заключения Некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр – оценка» № Э16-1208-02-04 и № Э16-1208-02-02 от 12 декабря 2016 года (т. 3, л.д. 1-10, 14-23).
В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству представителя административного истца определением суда от 02 марта 2017 года по административному делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости указанных земельных участков.
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью «Консалтинг Групп» (далее – ООО «Консалтинг Групп») Савченко Т.Н. от 20 апреля 2017 года, согласно которому рыночная стоимость принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков: с кадастровым номером 66:34:0502039:35, площадью 4746 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Асбест, ул. Мира, д. 18, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 7 791 000 рублей; с кадастровым номером 66:34:0502027:238, площадью 3937 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Асбест, ул. Плеханова, д. 58, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 6 463 000 рублей.
Частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования, которым должно соответствовать экспертное заключение. В нем, в частности, должны содержаться: дата, время и место проведения экспертизы; основания ее проведения; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; сведения о предупреждении эксперта об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту для проведения экспертизы; описание и результаты исследований с указанием примененных методов; выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов.
Суд, исследовав вышеуказанное заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.
Поскольку доказательств опровергающих выводы вышеуказанного экспертного заключения материалы дела не содержат, то у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта.
Учитывая изложенное, а также и то, что в материалах дела отсутствуют иные сведения опровергающие выводы эксперта, относительно определения рыночной стоимости земельных участков, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером 66:34:0502039:35, площадью 4746 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Асбест, ул. Мира, д. 18, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 7 791 000 рублей; с кадастровым номером 66:34:0502027:238, площадью 3937 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Асбест, ул. Плеханова, д. 58, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 6 463 000 рублей.
Указанная рыночная стоимость земельных участков в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве их кадастровой стоимости по результатам рассмотрения настоящего спора.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, – 24 октября 2015 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:34:0502039:35, 66:34:0502027:238 является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области - 31 октября 2016 года.
С учетом изложенного, установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:34:0502039:35, 66:34:0502027:238, равная их рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года.
Поскольку, обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, то настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков в связи с чем все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:34:0502039:35, площадью 4746 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Асбест, ул. Мира, д. 18, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 7 791000 (Семь миллионов семьсот девяносто одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:34:0502027:238, площадью 3937 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Асбест, ул. Плеханова, д. 58, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 6 463000 (Шесть миллионов четыреста шестьдесят три тысячи) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:34:0502039:35, 66:34:0502027:238 считать 31 октября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья | Д.И. Гылкэ |