Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский областной суд (Свердловская область) |
Дата поступления | 11.01.2016 |
Дата решения | 17.03.2016 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том ч... |
Судья | Старков Максим Владимирович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 465c8110-90ca-3f04-9a12-1cf507ef5163 |
Дело № 3а-162/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 17 марта 2016 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Колосовой М.Е.,
с участием представителя административного истца – Нифонтовой Т.Н.,
заинтересованного лица – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области – Гавриловой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «КОРВЕТ» (ОГРН 1026601722003) об установлении по состоянию на 01 января 2010 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:57:0104001:4 в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «КОРВЕТ» направило 31 декабря 2015 года в суд названное административное исковое заявление; административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:57:0104001:4, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание профилактория «Изумруд». Участок находится примерно в 1650 метрах от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Свердловская область, город Новоуральск, ул. Ленина, д. 103. Просил установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере рыночной стоимости равной 94788232 руб. по состоянию на 01 января 2010 года. В обоснование указал, что утверждённая при проведении государственной кадастровой оценки стоимость земельного участка в размере 230313860 руб. 98 коп. не соответствует и превышает рыночную стоимость, что влечёт нарушение прав административного истца, как собственника этого земельного участка, являющегося плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Административный ответчик – Правительство Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было и оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается. Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился; о месте и времени судебного заседания административный ответчик извещён.
Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области своего представителя в суд не направило, отношение к рассматриваемым требованиям не сообщило. О месте и времени судебного заседания административный ответчик извещён.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в письменных возражениях высказал мнение о том, что не может являться заинтересованным лицом по рассматриваемому делу; подтвердив дату определения кадастровой стоимости и её размер, сообщил, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о вновь проведённой оценке земельного участка. Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в судебном заседании о возражениях по существу рассматриваемых требований не сообщил.
Заинтересованное лицо – администрация Новоуральского городского округа в письменных возражениях указала, что не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления, потому что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о вновь проведённой кадастровой оценке. Орган местного самоуправления в судебное заседание своего представителя не направил. О месте и времени судебного заседания заинтересованное лицо извещено.
Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей сторон и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Действуют две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов дела, 06 октября 2003 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 153877 кв.м. с кадастровым номером 66:57:0104001:4 (т. 1 л.д. 123). Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для эксплуатации базы отдыха.
По договору купли-продажи от 30 мая 2012 года названный земельный участок был куплен ООО «КОРВЕТ» (административным истцом). Запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана 05 июля 2012 года, подтверждением чего является нотариально заверенная копия правоудостоверяющего документа – свидетельство о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 10).
По состоянию на 01 января 2010 года кадастровая стоимость обозначенного земельного участка была утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года № 695-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов расположенных на территории Свердловской области» в размере 230313860 руб. 98 коп. (кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости – т. 1 л.д. 9).
Считая, что утверждённая кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной стоимости, ООО «КОРВЕТ» в обоснование своих требований ссылается на отчёт об определении рыночной стоимости от 23 октября 2015 года № 2015-10-03 (т. 1 л.д. 40-251). На отчёт представлено положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков от 20 ноября 2015 года (т. 1 л.д. 17-39).
Как видно из представленного отчёта рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составляла 94788232 руб.
Отчёт выполнен лицом, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшим свою ответственность оценщика, то есть лицом, отвечающим требованиям статьи 4 Федерального закона.
Осуществляя оценку, оценщик собрал информацию об объекте оценки, получив правоустанавливающие документы на земельный участок. По результатам анализа данных об оцениваемом земельном участке определён сегмент рынка, к которому он относится, проанализирован этот сегмент рынка. В своем отчёте оценщик обосновал отказ от использования затратного и доходного подходов к оценке. При оценке земельного участка с применением сравнительного подхода, среди предложений на рынке о продаже земельных участков были выбраны предложения о продаже объектов-аналогов, то есть земельных участков наиболее сходных с объектом оценки. Текст отчёта имеет ссылки на источники информации о предложениях продажи объектов-аналогов. Для сравнения выделены ценообразующие факторы. Выявленные различия объектов-аналогов с объектом оценки скорректированы введением соответствующих корректировок.
В результате оценки определена итоговая рыночная стоимость 1 кв. м оцениваемого земельного участка сравнительным подходом – 616 руб.
В свою очередь, соответствие отчёта законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки подтверждается предусмотренным положительным экспертным заключением на отчёт, выполненным экспертом саморегулируемой организации оценщиков.
При этом, суд не установил достаточных оснований сомневаться в правильности выводов отчёта. Отчёт содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов, отчёт мотивирован, его выводы ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Отчёт отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Оценив представленный отчёт с учётом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, учитывая отсутствие иных, противоположных доказательств, приходит к выводу, что отчёт соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного искового заявления установлено, что рыночная стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составляла 94788232 руб.; именно в таком размере и следует установить кадастровую стоимость.
ООО «КОРВЕТ» обращалось 30 ноября 2015 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области, которая уведомила об отказе в принятии заявления к рассмотрению (т. 1 л.д. 15).
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определённой судом кадастровой стоимости.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере 25283529 руб. 87 коп.; эти сведения 24 октября 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости.
Что касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
Между тем, при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 33319 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается. Названным положением Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что для организаций государственная пошлина уплачивается в размере 2000 руб., однако, при обращении в суд административный истец уплатил 6000 руб. государственной пошлины по платёжному поручению № 5087 от 01 декабря 2015 года. В такой ситуации на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 33340 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 4000 руб. подлежит возврату ООО «КОРВЕТ».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «КОРВЕТ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:57:0104001:4 в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015 года до 24 октября 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:57:0104001:4 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года в размере 94788232 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 30 ноября 2015 года.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «КОРВЕТ» 4000 руб. излишне уплаченной при обращении в суд государственной пошлины по платёжному поручению от 01 декабря 2015 года № 5087.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 22 марта 2016 года.
Судья | М.В. Старков |