Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский областной суд (Свердловская область) |
Дата поступления | 11.01.2016 |
Дата решения | 22.03.2016 |
Категория дела | Гл. 21 КАС РФ -> об оспаривании НПА органов государственной власти... -> оспаривание НПА иных органов государственной власти субъекта РФ |
Судья | Шумков Евгений Сергеевич |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 10e7d3cf-2701-3472-af9e-b508cac339f2 |
( / / )
дело № 3а-153/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2016 года г. Екатеринбург
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шумкова Е.С.,
при секретаре ( / / ),
с участием:
прокурора Куриловича И.А.,
представителя [СКРЫТО] Н.А. и Зубкова В.В.,
представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по заявлению [СКРЫТО] Н.А. о признании недействующей строки 574482 кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утвержденной приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»;
по заявлению Зубкова В.В. о признании недействующими строк 595663, 597343 кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утвержденной приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»,
установил:
29 сентября 2015 года Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области издан приказ № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» (далее – Приказ №2588), которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. В частности, подпунктом 1 пункта 1 этого приказа утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, которая является приложением к приказу (т.3, л.д. 42-54).
Строкой 574482 вышеназванной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100264:1 в размере 19026090 рублей (т.3, л.д. 44, 47).
Строками 595663, 597343 названной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:45:0200188:234, 66:45:0200244:33 в размере 41525804 рубля 04 копейки и 5507690 рублей 40 копеек соответственно (т.3, л.д. 44, 52-53).
Приказ № 2588 официально опубликован 01 октября 2015 года на «Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru) номер публикации – 5898 (т.3, л.д.55), вступил в действие через 10 дней после опубликования (пункт 1 статьи 96, пункт 1 статьи 97 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области»), действует в настоящее время.
[СКРЫТО] Н.А., являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100264:1 (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объект общественно-деловых целей – открытая автостоянка)(т.1, л.д.10-16), обратилась в суд с заявлением об оспаривании Приказа №2588 в части утверждения результатов определения кадастровой стоимости этого земельного участка.
Зубков В.В., являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200244:33 (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – размещение автостоянки), а также собственником земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200188:234 (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – открытая автостоянка)(т.2, л.д.12-21), обратился в суд с заявлением об оспаривании вышеназванного приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в части утверждения кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Определением суда от 16 февраля 2016 года административные дела по заявлению [СКРЫТО] Н.А. и по заявлению Зубкова В.В. об оспаривании Приказа № 2588 были соединены в одно производство (т.1, л.д. 70-73).
В обоснование требований административные истцы указали, что при осуществлении государственной кадастровой оценки, в соответствии с предписаниями Методических указаний, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, их земельные участки должны были быть отнесены к 3 группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок. Однако участки были отнесены к 5 группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В результате неправильного определения для земельных участков группы видов разрешенного использования Приказом № 2588 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в завышенном размере.
Уточнив в судебных заседаниях заявленные требования, представитель административных истцов Елькина Е.Г. просила признать недействующими строки 574482, 595663, 597343 кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утвержденной Приказом № 2588, как противоречащие пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39 «Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Лазарева С.С. заявленные требования не признала. Пояснила, что Приказ № 2588 в оспариваемой части принят министерством в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего, что нет оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вопросы оценочной деятельности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ).
Под государственной кадастровой оценкой в силу статьи 24.11 названного Федерального закона понимается совокупность следующих действий:
- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки (статья 24.12);
- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (статья 24.13);
- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки (статья 24.14);
- определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости (статья 24.15);
- экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости (статья 24.16);
- утверждение результатов определения кадастровой стоимости (статья 24.17);
- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20).
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, которому предоставлено право на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков и утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области (подпункт 7 статьи 8 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года №18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», подпункт 2-1 пункта 1 Постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 1999 года № 499-ПП «Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области», абзац 3 пункта 2 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июля 2012 года № 824-ПП).
Названным министерством 06 февраля 2015 года принято решение о проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в том числе и земель, расположенных на территории муниципального образования город Каменск-Уральский, на территории которого и располагаются вышеназванные земельные участки. Принятое решение оформлено Приказом № 177, который по своему содержанию отвечает требованиям статьи 24.12 Закона № 135-ФЗ (т.2, л.д. 199-202).
В дальнейшем, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области министерству были предоставлены перечни земельных участков из состава земель населенных пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке. В этот перечень вошли и земельные участки административных истцов. Перечень составлен по состоянию на 01 января 2015 года (т.2, л.д. 203-204; т.3, л.д. 63-65).
По результатам проведения электронного аукциона определен исполнитель работ по государственной кадастровой оценке земель - Специализированное областное государственное унитарное предприятие «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области, с которым 15 июня 2015 года заключен государственный контракт № 2015.199404 (т.2, л.д. 208-241).
Названным исполнителем проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков, по результатам которых в соответствии с предписаниями статьи 24.15 Закона № 135-ФЗ составлен отчет № КС-01/2015 об определении кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (т.3, л.д.66-250, т.4, л.д.1-145).
Указанный отчет, в соответствии со статьей 24.16 вышеназванного Федерального закона прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков и получил положительное экспертное заключение № 23/310815-03 (т.3, л.д.24-41).
Отчет № КС-01/2015 и положительное экспертное заключение на него №23/310815-03 саморегулируемой организации оценщиков были представлены исполнителем работ в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, которое приняло их, подписав 01 сентября 2015 года соответствующий акт (т. 2, л.д. 242).
В судебном заседании был исследован вышеназванный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков, который был представлен суду административным ответчиком в виде электронного документа. Также была исследована и копия этого отчета, также в форме электронного документа, представленная исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель (представленный исполнителем работ отчет находится в деле – т.4, л.д.176-177).
В результате исследования отчета и на основании показаний свидетеля К., осуществлявшего руководство и организацию работ по определению кадастровой стоимости (т.3, л.д. 84), было установлено, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, изложены в Приложении № 5 к названному отчету. Оценщик при проведении работ отнес участки истцов к 5 группе видов разрешенного использования, определив их кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером 66:45:01002264:1 в размере 19026090 рублей 00 копеек;
- земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200188:234 в размере 41525804 рубля 04 копейки;
- земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200244:33 в размере 5507690 рублей 40 копеек.
Выписка из отчета с указными результатами кадастровой оценки приобщена к материалам дела (т.4, л.д.176, 178).
Суду также представлялись иные сведения о кадастровой стоимости вышеназванных земельных участках, якобы установленных оценщиком (т. 4, л.д. 146-147, 149-150). Однако в ходе рассмотрения дела было установлено, что эти данные не соответствуют данным установленным оценщиком в вышеназванном отчете № КС-01/2015 и представлены в суд ошибочно.
На основании вышеназванных отчета и экспертного заключения Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в соответствии со статьей 24.17 Закона № 135-ФЗ издан Приказ №2588, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости земельных участков истцов. При этом следует отметить, что этим Приказом утверждена именно та кадастровая стоимость земельных участков, которая определена оценщиком в отчете № КС-01/2015 (т.3, л.д. 42-44, 47, 52-53).
Все вышеизложенное не дает суду оснований полагать, что оспариваемая часть Приказа № 2588 противоречит федеральному законодательству, регулирующему порядок и правила принятия данного вида нормативных правовых актов, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в пределах его полномочий, опубликован надлежащим образом, а утверждение кадастровой стоимости арендуемого заявителем земельного участка произведено без нарушений процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации и Законом №135-ФЗ.
Как уже указано выше, Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области утвержден тот размер кадастровой стоимости земельных участков административных истцов, который определен в отчете об определении кадастровой стоимости земель, прошедшем надлежащую экспертную оценку.
Административный ответчик, при наличии указанных документов (отчета оценщика и положительного экспертного заключения на него) в силу требований статей 24.16 и 24.17 Закона №135-ФЗ не праве был утвердить какой-либо иной размер кадастровой стоимости указанных земельных участков, как не вправе был и отказать в утверждении этих размеров кадастровой стоимости.
Административный ответчик, согласно требованиям статей 24.16 и 24.17 Закона №135-ФЗ, при утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не уполномочен на проверку правильности расчетов оценщика, приведенных в отчете, как не уполномочен и на проверку и оценку правильности отнесения конкретных земельных участков к той или иной группе видов их разрешенного использования.
Действительно, земельные участки истцов при кадастровой оценке были отнесены к 5 группе видов разрешенного использования земельных участков, установленных Методическими указаниями, утвержденными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.
Вместе с тем сам оспариваемый нормативный правовой акт не относит земельные участки истцов к каким-либо группам видов разрешенного использования земельных участков. Административный ответчик при проведении государственной кадастровой оценки также не относил земельные участки к каким-либо группам видов их разрешенного использования.
При таких обстоятельствах нет оснований считать, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области при проведении кадастровой оценки нарушило требования вышеназванных Методических указаний, как нет и оснований считать, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит этим Методическим указаниям.
Нет у суда и никаких оснований считать, что Приказ № 2588 противоречит какому-либо законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Оспаривая Приказ № 2588, административные истцы указывают на то, что при государственной кадастровой оценке вышеназванных земельных участков были искажены сведения о земельных участках, в результате которых земельные участки были неправильно отнесены к 5 группе видов разрешенного использования, что повлекло, по их мнению (по мнению истцов), неправильное определение их кадастровой стоимости. То есть фактически истцы оспаривают результаты проведенной кадастровой оценки.
Однако оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется не путем оспаривания нормативного правового акта, утвердившего такие результаты, а в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Закона № 135-ФЗ и главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В ходе рассмотрения дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (в данном случае земельных участков) и подлежит проверке правильность и достоверность информации о конкретном объекте оценки, использованной при проведении кадастровой оценки. Установление факта недостоверности сведений об объекте, на основании которых проведена кадастровая оценка, в том числе и установление факта искажения сведений об объекте оценки в ходе государственной кадастровой оценки, в силу названной статьи Закона №135-ФЗ является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Данная позиция нашла свое отражение и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Однако установление названных фактов является основанием для установления новой кадастровой стоимости объекта недвижимости, но не является основанием для признания недействующим нормативного правового акта, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки (статья 24.18 Закона №135-ФЗ, пункт 1 части 1 статьи 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Поэтому доводы административных истцов об искажении при государственной кадастровой оценке сведений об их земельных участках не могут являться основанием для признания недействующим Приказа № 2588 в оспариваемой части.
Государственная кадастровая оценка, результаты которой утверждены Приказом №2588, проведена в отношении определенной категории земель – земли населенных пунктов. При этом, как следует из отчета оценщика №КС -01/2015, все земельные участки группировались по видам разрешенного использования, установленным Методическими указаниями, утвержденными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39. Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении требований пункта 4 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего подразделение земель на земли населенных пунктов. Подтверждают они и соблюдение положений пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 200 года № 316, предусматривающего, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] Н.А. о признании недействующей строки 574482 кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утвержденной приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области».
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Зубкова В.В. о признании недействующими строк 595663, 597343 кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утвержденной приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья Шумков Е.С.