Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Свердловский областной суд (Свердловская область) |
Дата поступления | 11.01.2016 |
Дата решения | 19.05.2016 |
Категория дела | Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том ч... |
Судья | Старков Максим Владимирович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b1e8e176-abb5-3772-b7a7-833697617033 |
Дело № 3а-151/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 19 мая 2016 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Прониной Ю.П.,
с участием административного истца [СКРЫТО] А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Анатолия Николаевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:48:0308002:77 в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] А.Н. обратился 29 декабря 2015 года в суд с указанным административным исковым заявлением; просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:48:0308002:77, расположенного по адресу: Свердловская область, город Качканар, мкр. 4, участок № 63, в размере рыночной стоимости равной 5392513 руб. 07 коп. по состоянию на 01 января 2010 года. В обоснование требований указал, что утверждённая в результате проведения государственной кадастровой оценки стоимость земельного участка в размере 21474727 руб. 58 коп. не соответствует и превышает рыночную стоимость, что влечёт нарушение прав административного истца, как собственника этого земельного участка, являющегося плательщиком земельного налога.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
Административный ответчик – [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было и оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается (л.д. 103).
Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [СКРЫТО] [СКРЫТО] своего представителя в суд не направило, отношение к рассматриваемым требованиям не сообщило.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] в письменных возражениях высказал мнение о том, что не является заинтересованным лицом по рассматриваемому делу; подтвердив дату определения кадастровой стоимости и её размер. Сообщил о снятии земельного участка с кадастрового учёта 26 февраля 2016 года в связи с его разделом собственником (л.д. 106-119).
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) – администрация Качканарского городского округа в письменных возражениях просила назначить экспертизу по проверке представленного отчёта, отказать административному истцу в удовлетворении административного искового заявления, рассмотреть дело без участия своего представителя (л.д. 99).
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело с участием административного истца.
Заслушав в судебном заседании административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два варианта установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, 20 мая 2008 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 5209 кв.м. с кадастровым номером 66:48:0308002:77. Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для эксплуатации зданий автосервиса (л.д. 12).
На основании договора купли-продажи от 09 сентября 2009 года названный земельный участок принадлежит [СКРЫТО] А.Н. на праве собственности. Запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 06 октября 2009 года, подтверждением чего является нотариально заверенная копия правоудостоверяющего документа – свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 77).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:48:0308002:77 утверждена Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 07 июня 2011 года № 695-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов расположенных на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]» по состоянию на 01 января 2010 года в размере 21474727 руб. 58 коп., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 87).
Полагая, что утверждённая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:48:0308002:77 не соответствует рыночной стоимости, [СКРЫТО] А.Н. ссылался на отчёт об определении рыночной стоимости ООО «Актив-Оценка» от 18 декабря 2015 года (л.д. 14-67). На этот отчёт было получено положительное экспертное заключение НП СРОО «Экспертный совет» от 25 декабря 2015 года № ЭП66А-037 (л.д. 78-86).
Как видно из этого отчёта вероятная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составляла 5392513 руб. 07 коп.
В судебном заседании 04 марта 2016 года административный истец настаивал на рассмотрении его требований по существу и полагал, что, в связи с недостатками отчёта, по рассматриваемому делу необходимо назначить и провести экспертизу по определению рыночной стоимости земельного участка.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в [СКРЫТО] оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Определением Свердловского областного суда от 04 марта 2016 года по данному делу назначена и была проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года. По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела 20 апреля 2016 года представлено заключение эксперта.
В соответствии с полученным заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:48:0308002:77 по состоянию на 01 января 2010 года составляла 9214721 руб.
У суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы, поскольку заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов, оно мотивировано, его выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:48:0308002:77 по состоянию на 01 января 2010 года составляла 9214721 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определённой судом кадастровой стоимости.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29 сентября 2015 года № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:48:0308002:77 по состоянию на 01 января 2015 года утверждена в размере 25454247 руб. 31 коп.; эти сведения 24 октября 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости.
Что касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление [СКРЫТО] Анатолия Николаевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:48:0308002:77 в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015 года до 24 октября 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:48:0308002:77 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года в размере 9214721 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 29 декабря 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 23 мая 2016 года.
Судья | М.В. Старков |