Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Волжский районный суд г. Саратова (Саратовская область) |
Дата поступления | 02.04.2013 |
Дата решения | 21.05.2013 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Судья | Терехова Ольга Владимировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b05141a2-c4eb-3793-bc93-44ea8a4f39a2 |
Дело № 2-2363/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 мая 2013 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Тереховой - Сидоркиной О.В.,
при секретаре судебного заседания Зверевой А.П.,
с участием помощника прокурора Волжского района г. Саратова ФИО4, представителя истца ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО6, представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску заместителя прокурора Волжского района города Саратова в интересах [СКРЫТО] Р. Г. к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г. Саратова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
установил:
заместитель прокурора Волжского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов [СКРЫТО] Р.Г. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что в прокуратуру Волжского района г. Саратова поступило заявление [СКРЫТО] Р.Г. о нарушении его жилищных прав. В ходе проведенной проверки установлено, что [СКРЫТО] Р.Г. на условиях договора социального найма проживает в квартире № общей площадью 19,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> Жилой дом <адрес> на основании решения исполнительного комитета Волжского районного Совета народных депутатов от 13 февраля 1991 года признан аварийным.
Помещение, в котором проживает [СКРЫТО] Р.Г., представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. Однако отселение до настоящего времени не состоялось. Состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить вне очереди по договору социального найма [СКРЫТО] Р.Г. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 19,3 кв.м., находящееся в черте города Саратова.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель прокуратуры в судебном заседании уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить вне очереди по договору социального найма [СКРЫТО] Р.Г. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 26,3 кв.м., состоящую из 2 жилых комнат, находящееся в черте города Саратова.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» возражала против удовлетворения иска, пояснила, что у ответчика отсутствуют свободные жилые помещения.
Представители администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом города Саратова в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Как установлено судом, [СКРЫТО] Р.Г. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - зарегистрирован по указанному адресу с 01 февраля 1995 г. (л.д. №).
Решением исполкома Волжского районного Совета народных депутатов от 13 февраля 1991 года, дом <адрес> признан аварийным (л.д.№).
В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.
Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.
Суд находит, что повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не требуется.
Непригодность для проживания указанного дома ответчиком не оспаривается, подтверждается также представленными документами.
Следовательно, наличие объективной необходимости по отселению истца из дома <адрес>, признанного непригодным для постоянного проживания, установлено. Однако отселение истца из данного дома не произведено, несмотря на реальную угрозу для его жизни.
В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В порядке ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в, частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием его непригодным для проживания, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникло в 1991 г., когда жилой дом был признан аварийным, непригодным для проживания.
Учитывая, что правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01 марта 2005 года, поскольку обязательство перед истцом о предоставлении ему жилого помещения возникло в 1997 году, суд приходит к выводу о необходимости регулировании данных отношений Жилищным Кодексом РСФСР от 24 июня 1983 года.
В порядке ст. 15, 37, 91, 93 ЖК РСФСР органы местного самоуправления распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилого фонда, находящихся в их ведении. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения в результате стихийных бедствий стали непригодными для проживания. Граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением им другого жилого помещения, если дом подлежит сносу или грозит обвалом.
В силу ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива.
В порядке ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В соответствии со ст. 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области», вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом.
Согласно ст. 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Суд приходит к выводу, что [СКРЫТО] Р.Г. имеет право на предоставление ему и члену его семьи в пользование жилого помещения, в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, ст. 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в пользовании истца, непригодным для проживания в 1991 году, он не обеспечен до настоящего времени жильем.
При этом следует учитывать, что обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» по обеспечению истца жилым помещением возложена на данного ответчика, как на лицо, несущее такую обязанность в соответствии с учетом положений ст. 15, 29, 37, 91, 96 ЖК РСФСР, ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению [СКРЫТО] Р.Г. жилым помещением, являются необоснованными.
В соответствии со ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации и толкованием данных норм в Постановлении Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Истец нуждается в получении жилого помещения; аварийное состояние жилого помещения подтверждается решением органа местного самоуправления, принявшего решение о признании дома аварийным на основании технического заключения, иного, пригодного для проживания жилого помещения истец и член его семьи не имеют.
При решении вопроса о размере предоставляемого [СКРЫТО] Р.Г. жилого помещения суд учитывает, что согласно договору социального найма <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в доме <адрес>, она является коммунальной квартирой. Истец проживает в двух жилых комнатах, площадью 19, 3 кв.м.. Общая площадь коммунальной квартиры <адрес> 45,8 кв.м., жила-33,6 кв.м., подсобная-12,2 кв.м. (л.д.№).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 26,3 кв.м. (12,2 кв.м./ 33,6 кв.м. х 19, 3 кв.м + 19, 3 кв.м.), состоящее из двух жилых комнат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить [СКРЫТО] Р. Г. по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 26,3 кв.м., состоящее из 2 жилых комнат.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова.
Судья О.В. Терехова-Сидоркина