Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Первый кассационный суд общей юрисдикции (Саратовская область) |
Дата поступления | 27.10.2020 |
Дата решения | 14.12.2020 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Скокова Д.И. |
Результат | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение |
Судебное решение | Есть |
ID | baced132-6724-3cf1-98a5-7ec1df7fdb45 |
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-27238/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 14 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И., Матросовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-1-37/2020 по иску [СКРЫТО] О.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконным решений об отказе в назначении пенсии, включении периодов в специальный стаж, возложении обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе [СКРЫТО] О.И.
на решение Кировского районного суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 13 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 июля 2020 г.,
заслушав доклад судьи Скоковой Д.И.,
установила:
[СКРЫТО] О.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] (далее – УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], пенсионный орган) о признании незаконным решений об отказе в назначении пенсии, включении периодов в специальный стаж, возложении обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости.
Решением Кировского районного суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 13 февраля 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 июля 2020 г., иск [СКРЫТО] О.И. удовлетворен в части признания незаконным решения пенсионного органа об отказе во включении в её специальный стаж в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периода работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должности медсестры-анестезиста Районного Территориального Медицинского Объединения. В удовлетворении остальной части требований [СКРЫТО] О.И. отказано.
[СКРЫТО] О.И. обратилась в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных постановлений в части отказа в удовлетворении её требований и принятии нового решения об их удовлетворении, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её обоснованной.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются нарушения норм материального права, которые выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20 ноября 2018 г. [СКРЫТО] О.И. обратилась в УПФР в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] с заявлениями о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решениями пенсионного органа от 5 марта 2019 г. [СКРЫТО] О.И. отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение пенсии, не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должности медсестры-анестезиста Районного Территориального Медицинского Объединения; периоды работы с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в должности медсестры-анестезиста хирургического отделения Спас-Деменской ЦРБ, с 1 января 2002 г. по 11 января 2004 г. и с 7 февраля 2004 г. по 31 декабря 2007 г. в должности медсестры-анестезиста хирургического отделения стационара Спас-Деменской ЦРБ, с 1 января 2008 г. по 22 марта 2009 г., с 18 апреля 2009 г. по 26 января 2014 г., с 22 февраля 2014 г. по 19 ноября 2018 г. в должности палатной медсестры хирургического отделения Спас-Деменской ЦРБ включены в специальный стаж [СКРЫТО] О.И. в календарном исчислении.
Разрешая спор и отказывая во включении периодов работы истца Спас-Деменской ЦРБ в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что хирургическое отделение Спас-Деменской ЦРБ, в котором [СКРЫТО] О.И. осуществляла трудовую деятельность в спорные период в должности медсестры-анестезиста, а затем в должности палатной медсестры, не соответствует наименованиям структурных подразделений медицинских учреждений (отделение реанимации и интенсивной терапии либо отделение анестезиологии-реанимации), указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», дающим право на льготное исчисление периодов работы в указанных учреждениях как один год работы за один год и 6 месяцев.
Судебная коллегия считает, что данные выводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пунктом 2 Перечня структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, установлено, что работа в должностях медицинских сестер-анестезистов отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) реанимации и интенсивной терапии дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев.
Льготный порядок исчисления стажа медицинским сестрам-анестезистам и медицинским сестрам палатным отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения предусмотрен Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Однако приведенные нормативные положения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора применены не были, характер и специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям не устанавливались, в нарушение положений статей 196, частей 3 и 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дана оценка доводам [СКРЫТО] О.И. о том, что в спорные периоды она занимала должности медицинской сестры-анестезиста и палатной медицинской сестры, принимала участие в проведении хирургических операций, в реанимации больных после их проведения, ежедневно осуществляла дежурство в палатах реанимации и интенсивной терапии, имевшихся в хирургическом отделении Спас-Деменской ЦРБ при отсутствии в данном медицинском учреждении специализированного отделения анестезиологии-реанимации или реанимации и интенсивной терапии, получала доплату за вредные условия труда, её должности были включены в Перечень рабочих мест, наименований профессий, должностей и показателей с особыми условиями труда, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, который был предоставлен работодателем в пенсионный орган, а также представленным в их обоснование письменным доказательствам, в том числе справке работодателя от 20 ноября 2019 г., содержащей данные о том, что [СКРЫТО] О.И. действительно работала в Спас-Деменской ЦРБ в качестве медицинской сестры-анестезиста с 2001 года по 19 ноября 2019 г., в хирургическом отделении имелись палаты для реанимационных действий, в которых осуществлялись реанимационные действия после операций, а также в период оказания помощи тяжелым больным с наличием необходимой медицинской техники, аппаратуры и медикаментов.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке фактический характер работы истца с учетом его должностных обязанностей, функций, задач, специфики работы, наличия в отделении палаты реанимации и интенсивной терапии также не устанавливались, оценка им не дана при том, что согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса. Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
При таких обстоятельствах судебные акты, принятые по настоящему делу судами первой и апелляционной инстанций, нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в Кировский районный суд [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 13 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 июля 2020 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Кировский районный суд [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Председательствующий
Судьи