Дело № 8Г-10103/2022 [88-11719/2022], кассация

Тип дела Гражданские
Инстанция кассация
Суд Первый кассационный суд общей юрисдикции (Саратовская область)
Дата поступления 05.04.2022
Дата решения 06.06.2022
Категория дела по искам служащего
Судья Юдина С.В.
Результат Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 25bef0b6-2b98-388b-9c7a-f16243a5d825
Стороны по делу
Истец
***** ****** *************
Ответчик
************ *********** ******** ********** *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

50RS0045-01-2018-003908-98

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-11719/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 6 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Булатовой Е.Е.,

судей Юдиной С.В., Матросовой Г.В.,

с участием прокурора Юнусовой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 июня 2022 года гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Министерству социального развития Московской области о признании действия незаконным, обязании выплатить задолженность по единовременной компенсации

по кассационной жалобе [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО]

на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 декабря 2018 года по гражданскому делу № 33-37480/2018,

заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В., выслушав заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,

у с т а н о в и л а:

[СКРЫТО] В.А. обратился в суд к Министерству социального развития Московской области (далее по тексту - Минсоцразвития Московской области) о признании действия незаконным, обязании выплатить задолженность по единовременной компенсации.

Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 3 октября 2018 года исковые требования [СКРЫТО] В.А. удовлетворены: признаны действия Минсоцразвития Московской области в лице Солнечногорского управления социальной защиты населения, выразившиеся в отказе выплаты в полном размере единовременной денежной компенсации [СКРЫТО] В.А. в связи со сменой группы инвалидности с 3 на 2, незаконными; на Минсоцразвития Московской области возложена обязанность выплатить [СКРЫТО] В.А. задолженность по единовременной денежной компенсации в связи со сменой группы инвалидности с 3 на 2 в размере 6969 рублей 10 копеек.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 декабря 2018 года указанное решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] В.А. отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, [СКРЫТО] В.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как вынесенного с нарушением норм материального права, указывая на наличие задолженности по единовременной компенсации в возмещение вреда здоровью в указанном им размере.

Заслушав доклад судьи, выслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.

По настоящему делу таких оснований для пересмотра определения апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам жалобы и материалам дела не усматривается.

Как установлено судом, в 1998 году [СКРЫТО] В.А. установлена инвалидность 3 группы как инвалиду, принимавшему участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На основании статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действующей на период установления инвалидности 3 группы, т.е. 1998 год) [СКРЫТО] В.А. Минсоцразвития Московской области произведена выплата единовременной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 50-кратного размера минимального размера оплаты труда в сумме 4174 рубля 50 копеек

Как следует из материалов дела, в 2012 году в связи с переосвидетельствованием [СКРЫТО] В.А. установлена 2 группа инвалидности.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №1019 «Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в октябре 2012 года [СКРЫТО] В.А. произведена выплата единовременной денежной компенсации в связи со сменой группы инвалидности с 3 на 2 в размере 4457 рублей 42 копеек.

Согласно сообщениям Минсоцразвития Московской области в адрес [СКРЫТО] В.А. от 2018 года, выплаченная компенсация составляет разницу между размером выплат согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №1019 «Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установленных для инвалидов 2 и 3 группы: 15601 рубль 02 копейки – 11143 рубля 60 копеек = 4457 рублей 42 копейки. В связи с чем, отсутствуют основания для пересмотра размера единовременной компенсации за вред здоровью.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, является конституционной обязанностью Российской Федерации, как социального правового государства.

Реализуя названную обязанность, законодатель предусмотрел в Законе Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда и меры социальной поддержки для лиц, подвергшихся воздействию радиации в связи с чернобыльской катастрофой. Наиболее широкий перечень таких мер установлен для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Определяя порядок обеспечения права на возмещение вреда, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда - единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда. Вместе с тем все лица, здоровью которых причинен в результате одной и той же техногенной катастрофы вред, как правило, не устранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, что влияет и на определение критериев исчисления размера денежных компенсаций.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается единовременная компенсация за ущерб (вред) здоровью в размере:

инвалидам I группы - 100-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

инвалидам II группы - 70-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

инвалидам III группы - 50-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» определен новый порядок установления единовременной компенсации за вред здоровью, в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе, в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно указанным Федеральным законом в статью 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, согласно которым гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется единовременная компенсация за вред здоровью:

инвалидам I группы - 10000 рублей;

инвалидам II группы - 7000 рублей;

инвалидам III группы - 5000 рублей.

В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы (в ранее действовавшей редакции до 2006 года - во ВТЭК) единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации (часть 2 статьи 39).

Таким образом, в новой редакции статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изменен механизм расчета единовременной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, выплачиваемой инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда г. Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, в части исчисления ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» часть третья статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изложена в новой редакции. Ею закреплялось, что размеры выплат гражданам, установленные данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами), ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования, Правительство Российской Федерации своими постановлениями, начиная с 2004 года, ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №1019 «Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы 2 группы предусмотрена выплата единовременной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 15601 рубля 02 копеек, инвалиду 3 группы - 11143 рублей 60 копеек.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования [СКРЫТО] В.А., суд первой инстанции исходил из того, что истец в 2012 году имел право на получение единовременной компенсации по вновь назначенной группе инвалидности (второй) в сумме 15601 рубль 02 копейки с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации 4174 рубля 50 копеек. В связи с чем, у ответчика с учетом произведенной доплаты имеется задолженность перед истцом в размере 6969 рублей 10 копеек.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требованиях [СКРЫТО] В.А., суд апелляционной инстанции исследовал представленные доказательства, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для перерасчета суммы единовременной выплаты в возмещение вреда здоровью, в связи со сменой группы инвалидности, ввиду выплаты ее ответчиком в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции верно исходил из конституционных принципов равенства и справедливости, предполагающих, в том числе, равное обращение с лицами, находящимися в сходной ситуации. В связи с чем, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании после 2000 года (когда был изменен механизм расчета денежной компенсации) должны быть обеспечены аналогичные условия выплаты единовременной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, как и инвалидам, переосвидетельствование которых с усилением инвалидности производилось до 2000 года, с выплатой разницы между компенсацией в возмещение вреда здоровью за соответствующую группу инвалидности. Условия предоставления этой компенсации должны определяться таким образом, чтобы обеспечивать ее получение указанными лицами, признанными инвалидами вследствие ЧАЭС, в зависимости лишь от степени утраты трудоспособности, а не от механизма расчета этой единовременной денежной компенсации.

Следовательно, расчет единовременной денежной компенсации при усилении [СКРЫТО] В.А. группы инвалидности произведен в соответствии с требованиями законодательства, действующего в период переосвидетельствования истца, как разница между третьей и второй группой инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы. В связи с чем, у суда отсутствовали основания для перерасчета возмещения вреда здоровью и взыскания задолженности.

В судебном акте апелляционной инстанции приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №1019 «Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), подлежащих применению к спорным отношениям.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе истца о наличии оснований для перерасчета суммы возмещения вреда здоровью, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, которой при рассмотрении спора правильно применены нормы материального права.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 декабря 2018 года - оставить без изменения, кассационную жалобу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Первый кассационный суд общей юрисдикции (Саратовская область) на 05.04.2022:
Дело № 8Г-9990/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-9991/2022 [88-14196/2022], кассация
  • Дата решения: 07.07.2022
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Шаронова Е.С.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-9978/2022 [88-12504/2022], кассация
  • Дата решения: 16.06.2022
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Озеров А.Ю.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-10175/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-10000/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-11234/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-11582/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-10048/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-10053/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-9989/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-3578/2022, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Кишаев А.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-3563/2022, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Полянина О.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-3562/2022, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Полянина О.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-3561/2022, надзор
  • Дата решения: 01.07.2022
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-3581/2022, надзор
  • Дата решения: 06.06.2022
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-3536/2022, надзор
  • Дата решения: 16.06.2022
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-3560/2022, надзор
  • Дата решения: 17.06.2022
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-3559/2022, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Шамшутдинова Г.К.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-3556/2022, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Шамшутдинова Г.К.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-3572/2022, надзор
  • Дата решения: 23.05.2022
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7У-4248/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-4206/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-4224/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-4222/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-4214/2022 [77-2511/2022], кассация
  • Дата решения: 19.05.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Разуваев А.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7У-4239/2022 [77-2444/2022], кассация
  • Дата решения: 11.05.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Шамонин О.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7У-4223/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-4221/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-4198/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-4201/2022, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ