Тип дела | Административные |
Инстанция | надзор |
Суд | Первый кассационный суд общей юрисдикции (Саратовская область) |
Дата поступления | 24.05.2022 |
Дата решения | 20.07.2022 |
Статьи кодексов | ст.8.2 ч.4 КоАП РФ |
Результат | оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу |
Судебное решение | Есть |
ID | 16dd6543-0f9a-3617-8a37-cb5034091b5f |
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-4707/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 20 июля 2022 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника [СКРЫТО] Т.В., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью «Комбинат нерудоископаемых», на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов экологии Тульской области от 26 марта 2021 года, решение судьи Богородицкого районного суда Тульской области от 1 июля 2021 года и решение судьи Тульского областного суда от 27 сентября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Комбинат нерудоископаемых» (далее также – ООО «КНИ», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов экологии Тульской области от 26 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Богородицкого районного суда Тульской области от 1 июля 2021 года и решением судьи Тульского областного суда от 27 сентября 2021 года, ООО «КНИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник [СКРЫТО] Т.В. просит об отмене указанных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее также - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
Как усматривается из материалов дела, ООО «КНИ» (Тульская область, Воловский район, п. Горный) осуществляет деятельность на следующих объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС):
- Тульская область, Ленинский район, п. Восточный, промышленная площадка, код объекта негативного воздействия на окружающую среду 70-0271-002449-П, III-я категория;
- Тульская область, Воловский район, п. Горный, промышленная площадка, код объекта негативного воздействия на окружающую среду 70-0271-002450-П, III-я категория.
ООО «КНИ» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в соответствии с которыми суглинистые вскрышные породы практически неопасные (код по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, 2 00 130 01 39 5) отнесены к V классу опасности. Согласно данным учета в области обращения с отходами на объекте НВОС 70-0271-002449-П на конец 2019 года, начало 2020 года отходы V класса опасности суглинистые вскрышные породы практически неопасные учтены в объеме 744 140,80 т., на конец 2020 года – 1 744 223,4 т. (включая образованные на начало 2020 года). На объекте НВОС 70-0271-002450-П за аналогичные периоды указанные отходы учтены в объеме 1 174 146,0 т. и 2 132 007,0 т. (включая образованные на начало 2020 года) соответственно. Эти же данные содержатся в отчете по форме 2-ТП (отходы).
ООО «КНИ» осуществляет деятельность по размещению отходов V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных на отвалах горных пород, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии ООО «КНИ» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ООО «КНИ», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что указанные отходы хранятся обществом свыше 11 месяцев на отвалах горных пород, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, что образует состав указанного административного правонарушения.
Ссылка в жалобе на судебные акты, вынесенные по другим делам, отклоняется, поскольку сделанные в них выводы и толкование правовых норм не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих правовое значение при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в отношении ООО «КНИ». Кроме того, в рамках настоящего дела законность этих актов не может быть проверена.
Порядок и срок давности привлечения ООО «КНИ» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «КНИ» в пределах, предусмотренных санкцией части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов экологии Тульской области от 26 марта 2021 года, решение судьи Богородицкого районного суда Тульской области от 1 июля 2021 года и решение судьи Тульского областного суда от 27 сентября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Комбинат нерудоископаемых» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника [СКРЫТО] Т.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов