Тип дела | Административные |
Инстанция | надзор |
Суд | Первый кассационный суд общей юрисдикции (Саратовская область) |
Дата поступления | 01.10.2021 |
Дата решения | 08.02.2022 |
Статьи кодексов | ст.18.8 ч.3.1 КоАП РФ |
Результат | ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ |
Судебное решение | Есть |
ID | 0224c655-421d-3960-8145-aafde18bfb83 |
ФИО3 КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующего в интересах ФИО2 угли, на вступившее в законную силу постановление судьи Луховицкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО2 угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Луховицкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2у. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 тысяч рублей с административным водворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В жалобе, поданной в ФИО3 кассационный суд общей юрисдикции, защитник - ФИО1 просит судебный акт отменить, приводя доводы о его незаконности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с учетом положений части 2 этой же статьи, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно абз. 1, 2 п. 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина (п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В силу ст. 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 15 минут по адресу: <адрес> выявлен гражданин Республики ФИО6, проживающий с нарушением режима пребывания в Российской Федерации, уклоняющийся от выезда за пределы территории Российской Федерации по истечении установленного ему уполномоченным органом срока временного пребывания с ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако с обжалуемым постановлением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
На основании подп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно было приостановлено течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период.
Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 791 "О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" действие подп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
а) по истечении 90 суток с даты вступления в силу настоящего Указа не распространяется на лиц, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, в случае если на дату вступления в силу настоящего Указа с таким иностранным государством возобновлено транспортное сообщение, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство;
б) по истечении 90 суток с даты начала транспортного сообщения с иностранным государством, возобновленного после вступления в силу настоящего Указа, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство, не распространяется на лиц, имеющих гражданство такого иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории такого иностранного государства.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений" (с последующими изменениями) установлено, что воздушное сообщение с Республикой Узбекистан открыто ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 791 в силу.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 въехал в Российскую Федерацию на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом положений Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 274, Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 791 течение срока временного пребывания ФИО2 на территории Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ приостановилось. В течение 90 суток с момента открытия транспортного сообщения с Республикой Узбекистан 31 марта по ДД.ММ.ГГГГ.
На момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ он находился на территории Российской Федерации на законных основаниях. Он состоял на миграционном учете, срок которого не истек, поскольку действие подп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 274 сохранялось в течение 90 суток с даты начала транспортного сообщения с иностранным государством Республики Узбекистан, возобновленного после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 791.
Изложенное свидетельствует об отсутствии события вменяемого ФИО2. административного правонарушения.
Выводы судьи районного суда о том, что ФИО5 допущено нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, являются неправильными, сделаны без учета приведенных выше положений нормативных правовых актов, не основаны на фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по данному делу - прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 данного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу защитника ФИО1 – удовлетворить.
Постановление судьи Луховицкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО2 угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Ю.А. Чумаков