Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Самары (Самарская область) |
Дата поступления | 18.05.2021 |
Дата решения | 07.06.2021 |
Категория дела | |
Судья | Бакаева Ю. В. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 1f25587b-8e95-3269-970e-ef76338b2502 |
Копия
Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2021 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Бакаевой Ю.В.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Самаре Самарской области административное дело № по административному исковому заявлению ИФНС России по Промышленному району г. Самары к ФИО3, в лице законного представителя Фроловой Елене Петровне, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратился в Промышленный районный суд г. Самары суд с административным иском к административному ответчику ФИО3, в лице законного представителя Фроловой Е.П., в котором просил суд взыскать с Фроловой Е.П., законного представителя несовершеннолетней ФИО3 недоимку по налогу на имущество физических лиц за <данные изъяты>
В обоснование иска ссылается на то, что ответчик ФИО3, ИНН № состоит в качестве налогоплательщика в ИФНС по Промышленному району г. Самары.
ФИО3 является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ гг., в связи с наличием следующих объектов налогообложения: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; жилой дом с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> иное строение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Инспекция просит восстановить пропущенный срок на обращение в районный суд с административным исковым заявлением, поскольку ДД.ММ.ГГГГ. инспекция обратилась в мировой суд судебного участка № Промышленного судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО3 недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере <данные изъяты>. Определением от ДД.ММ.ГГГГ. в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано, поскольку требования, заявленные инспекцией, не носят бесспорный характер.
ДД.ММ.ГГГГ в Архивный отдел Управления записи актов гражданского состояния Самарской области инспекцией направлен запрос о представлении информации о законных представителях несовершеннолетней ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ. инспекцией получены сведения о законных представителях.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Промышленному району г. Самары не явился, извещен судом надлежаще, причин неявки суду не сообщил.
Законный представитель административного ответчика ФИО3- Фроловой Е.П., в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежаще, о причинах неявки суду не сообщила.
Руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований в силу следующих обстоятельств.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с ч.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании ч.1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч.2 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В соответствии с ч.1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с ч.1 ст. 389 ГК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Исходя из положений пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 4 названной статьи установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что административный ответчик ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности иного строения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ. матерью несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является Фролова Елена Петровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства на административного ответчика возлагается обязанность производить уплату налога на вышеуказанное имущество.
Судом установлено, что административным ответчиком не надлежаще исполнялись обязательства, в связи с чем, образовалась задолженность по имущественному налогу, земельному налогу за 2017-2018гг.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1998 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные). В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица.
Судом установлено, что ИФНС России по Промышленному району г. Самары направил административному ответчику:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. административный истец ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратился к мировому судье судебного участка № Промышленного судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с ФИО3 задолженности по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., пени в сумме <данные изъяты> руб., по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. определением мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района г. Самары отказано ИФНС России по Промышленному району г. Самары в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с несовершеннолетней ФИО3 задолженности по налогу на имущество, земельному налогу, поскольку заявление ИФНС России по Промышленному району г. Самары не носит бесспорный характер, и не может быть рассмотрено в порядке приказного производства.
Анализируя положения ч.2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган обязан был обратиться в суд с административным иском по взысканию недоимки по налогам, учитывая срок исполнения требования по оплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым сумма налогов превысила <данные изъяты> рублей, истек ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что заявление о взыскании могло быть подано в суд налоговым органом до ДД.ММ.ГГГГ.
Обращение в суд с административным иском после отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что налоговый орган обратился в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу на имущество за пределами пресекательного срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о взыскании с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ гг. В обоснование заявленного ходатайства, указал, что установленный законом срок обращения с настоящим заявлением в суд пропущен по причине обращения ДД.ММ.ГГГГ. к мировому судье судебного участка № Промышленного судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО3 недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу. Определением от ДД.ММ.ГГГГ. в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано, поскольку требования, заявленные инспекцией, не носят бесспорный характер. ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился в Архивный отдел Управления ЗАГС Самарской области с запросом о представлении информации о законных представителях несовершеннолетней ФИО3, ответ на который был получен лишь ДД.ММ.ГГГГ
Оснований для удовлетворения заявленного административным истцом ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о взыскании с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц не имеется, поскольку принятие мер по установлению сведений о законных представителях несовершеннолетнего налогоплательщика произведено административным истцом по истечении срока на обращение в суд, заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье по истечении 6-месячного срока, при этом сведения о законных представителях несовершеннолетней ФИО3 получены административным истцом до истечения срока на обращения в суд. При этом административный истец не представляет доказательств, подтверждающих уважительность пропуска данного срока.
Суд полагает, что налоговый орган имел возможность обратиться в суд в установленный законом срок, бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено, в связи с чем оснований для восстановления срока не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования ИФНС России по Промышленному району г. Самары не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Промышленному району г. Самары к ФИО3, в лице законного представителя Фроловой Елене Петровне, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за <данные изъяты>. - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение одного месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: подпись Ю.В. Бакаева
Копия верна.
Судья: Ю.В. Бакаева
Секретарь: Е.В. Мартынюк
Подлинный документ подшит в материалах административного дела № Промышленного районного суда г. Самары.