Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Самары (Самарская область) |
Дата поступления | 06.05.2022 |
Дата решения | 04.07.2022 |
Статьи кодексов | ст.17.15 ч.1 КоАП РФ |
Судья | Кривоносова Л. М. |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | 35b8a361-2719-360e-b784-675445715b1a |
Дело № 12-655/22
Р Е Ш Е Н И Е
04 июля 2022 года г. Самара
Судья Железнодорожного районного суда г. Самары Кривоносова Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара [СКРЫТО] ФИО7 на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. от 31.03.2022г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. от 31.03.2022г. № должностное лицо – руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара [СКРЫТО] А.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо – руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара [СКРЫТО] А.В. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что Департаментом предпринимались все необходимые меры для исполнения решения суда в указанные сроки, однако установленного судом срока недостаточно. Кроме того, приказом Департамента № 1879 от 17.08.2020г. «О распределении обязанностей между заместителями руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара установлена персональная ответственность заместителя руководителя Департамента по жилищным вопросам за обеспечение в сфере своей компетенции надлежащего выполнения требований и задач, определенных законодательством, указаниями и поручениями руководителя Департамента. Сам заместитель руководителя Департамента рассматривает документы и материалы, относящиеся к компетенции управления по жилищным вопросам, а также согласно «Положению об управлении по жилищным вопросам» управление осуществляет предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда, ведет работу в рамках исполнительного производства по делам об обязании Департамента осуществлять какие-либо действия в пределах компетенции Управления, ведет исполнительное производство, возбужденное в отношении Департамента, по исполнению предоставления жилых помещений на территории городского округа Самара. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии его вины в неисполнении решения суда, поэтому состоявшееся в отношении него постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо - руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара [СКРЫТО] А.В., будучи извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Сафонова Е.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала и просила ее удовлетворить.
Начальник отдела – старший судебный пристав МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачева Е.В., будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явилась; судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Грицюк А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела, в частности из постановления начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. от 31.03.2022г., усматривается, что решением Ленинского районного суда г.Самары от 11.01.2018г. Департамент управления имуществом г.о. Самара обязали предоставить Шандрук С.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь и с соблюдением прав инвалида в черте г.о. Самара, отвечающее санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения.
На основании исполнительного документа, выданного Ленинским районным судом г.Самары, 30.07.2018г. судебным приставом-исполнителем в МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника Департамента управления имуществом г.о. Самара, и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе. Данное постановление получено должником.
В связи с неисполнением должником в добровольном порядке требования, содержащегося в исполнительном документе в установленный срок, 06.08.2018г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлен новый срок для исполнения требования, указанного в исполнительном документе. Данное постановление вручено Департаменту управлению имуществом г.о.Самары.
14.01.2022г. судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области вынесено требование об исполнении решения суда до 19.01.2022г. Данное требование получено должником.
В связи с тем, что исполнительный документ в установленный срок должником не исполнен, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области 25.01.2022г. составил в отношении должностного лица - руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самары [СКРЫТО] А.В. протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, а в дальнейшем 31.03.2022г. должностное лицо - руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара [СКРЫТО] А.В. привлечен к административной ответственности с наложением административного штрафа в размере 10 000 рублей. В обосновании вывода о виновности вышеуказанного должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностным лицом административного органа приняты во внимание в качестве доказательств материалы исполнительного производства №-ИП, а также протокол об административном правонарушении 3 36/22/63045-ИП от 25.01.2022г.
Однако, анализируя в совокупности представленные доказательства, с выводами начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. суд не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 26.11 КоАП РФ предусмотрено, что должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, предписывается оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, на решения должностных лиц проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Статьей 113 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве виновное лицо подвергается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Судом установлено, что Департамент управления имуществом г.о. Самара, являясь должником по исполнительному производству, не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора.
Статья 2.4 КоАП РФ гласит, что к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из совокупности норм ст. 1,5, 2.1, 26.1, п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ следует, что принимая постановление о привлечении к административной ответственности административный орган должен установить не только событие административное правонарушение, но и доказать вину лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении. При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
Так, [СКРЫТО] А.В. является руководителем Департамента управления имуществом г.о. Самара на основании приказа о приеме работника на работу № 11а от 15.01.2019г. Согласно его должностной инструкции руководитель Департамента управления имуществом г.о.Самара имеет право: … распределять полномочия между своими заместителями; … издавать приказы и распоряжения Департамента во исполнение полномочий Департамента по вопросам местного значения, распоряжения и приказы руководителя Департамента по вопросам организации деятельности Департамента.
Приказом руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самара № 1879 от 17.08.2020г. «О распределении обязанностей между заместителями руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара» установлена персональная ответственность заместителя руководителя Департамента по жилищным вопросам за обеспечение в сфере своей компетенции надлежащего выполнений требований и задач, определенных законодательством, указаниями и поручениями руководителя Департамента. Так, согласно пунктам 1.3.1-1.3.3, 1.3.8, 1.3.9 вышеназванного Приказа, заместитель руководителя Департамента по жилищным вопросам представляет интересы Департамента и осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами власти Самарской области, органами местного самоуправления, иными органами и организациями по вопросам, находящимся в компетенции управления по жилищным вопросам, управления по работе с аварийным жилищным фондом с правом подписи, заявлений, запросов и иных документов; непосредственно осуществляет координацию и контроль деятельности управления по жилищным вопросам и управления по работе с аварийным жилищным фондом, включая деятельность, связанную с планированием и осуществлением закупок; отвечает за организацию работы по выполнению в срок решений и поручений руководителя Департамента; подписывает в рамках компетенции управления по жилищным вопросам, управления по работе с аварийным жилищным фондом правовые акты Департамента, договоры смотровые уведомления, запросы и ответы в регистрирующие государственные органы и т.п.; несет персональную ответственность за обеспечение в сфере своей компетенции надлежащего выполнений требований и задач, определенных законодательством, указаниями и поручениями руководителя Департамента.
Согласно Положению «Об управлении по жилищным вопросам», деятельность управления организует руководитель Управления, который назначается и освобождается от должности приказом руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара. В данном Положении закреплены функции, относящиеся к компетенции Управления по жилищным вопросам, к ним относятся такие как: … предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведет работу в рамках исполнительного производства по делам об обязании Департамента осуществлять какие-либо действия в пределах компетенции Управления, а также в рамках исполнительных производств, по которым Департамент является взыскателем в пределах компетенции Управления (п. 3.6). В соответствии с пунктом 4.1 вышеназванного Положения всю полноту ответственности за организацию работы по качественному и своевременному выполнению возложенных настоящим Положением на Управление функций несет руководитель Управления.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что за неисполнение содержащиеся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, несет ответственность руководитель Управления по жилищным вопроса, а именно он является субъектом данного административного правонарушения, но никак руководитель Департамента управлению имуществом г.о.Самара. В данном случае вина руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самара [СКРЫТО] А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, не установлена и не доказана.
Вышеуказанные обстоятельства должностными лицами службы судебных приставов как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности должностного лица – руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самара [СКРЫТО] А.В. не были проверены и не учтены.
Таким образом, постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. от 31.03.2022г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица - руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара [СКРЫТО] А.В. нельзя признать законным и обоснованным, следовательно, оно подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. от 31.03.2022г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица - руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара [СКРЫТО] ФИО8, - отменить, а дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара [СКРЫТО] ФИО9 производством прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара [СКРЫТО] А.В. удовлетворить.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение 10 дней со дня получения копии этого решения.
Судья Л.М. Кривоносова