Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Самары (Самарская область) |
Дата поступления | 16.02.2022 |
Дата решения | 16.08.2022 |
Категория дела | |
Судья | Селезнева Е. И. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 03c7ef5d-5513-3570-80f4-ce18323a4d9c |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2022 года г.о. Самара
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Селезневой Е.И.,
к секретарю судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1089/2022 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Артура Рафаэлевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] по <адрес>, УФСИН [СКРЫТО] по <адрес>, [СКРЫТО] [СКРЫТО], ФКУЗ МСЧ-63 [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании морального вреда и признании незаконными действий должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
Истец [СКРЫТО] А.Р. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] по <адрес>, УФСИН [СКРЫТО] по <адрес>, [СКРЫТО] [СКРЫТО], ФКУЗ МСЧ-63 [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании действий(бездействий) ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] <адрес> незаконными, компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей, указав, что был осужден Ленинским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч.2 ст.158, п. «в», приговорен к 1 году и 8 месяцев лишения свободы строгого режима. ДД.ММ.ГГГГ утром истец прибыл этапом из <адрес> в СИЗО-1 <адрес>. Сразу помещен в камеру для сбора осужденных, прибывающих с этапа. Истец в данной камере находился более 24 часов. Все это время находился в нечеловеческих условиях, а именно: спальным местом камера не была оборудована, площадь камеры не более 15 кв.м, одна маленькая лавка на несколько человек. В связи с этим после этапа не имелось возможности ни присесть, ни прилечь отдохнуть. По тем же причинам основная масса осужденных вынуждена провести все это время на ногах. Поскольку в комнате 15 кв.м находилось 11 осужденных, и у одного из них было при себе минимум две большие сумки с вещами, находится в данной камере было еще более невыносимым. Туалет представлял собой неогороженную напольную чашу со сломанной системой слива. В связи с этим не было возможности уединиться при исправлении естественных нужд, также ужасные запахи присутствовали в камере. Вентиляция отсутствовала совсем, окна не открывались. Основная масса осужденных курила в данном помещении. В связи с этим в помещении постоянно стоял смог дыма, невозможно было дышать, не хватало свежего воздуха, из-за этого было плохое самочувствие. Также указано, что за это время ни разу не кормили. Была сломана розетка и не было возможности вскипятить себе воды, так как отсутствовал кран. Сотрудники МСЧ знали, что у истца имеется хроническое заболевание, но никак не отреагировали и не выдавали необходимую терапию даже на срок пребывания в СИЗО. При прибытии в СИЗО истец неоднократно говорил сотрудникам, что является бывшим сотрудником и нуждается в раздельном содержании, тем не менее слова были проигнорированы и истца поместили в камеру со всеми осужденными, вследствие чего постоянно возникали конфликтные ситуации. Все вышеуказанные обстоятельства и условия содержания истец оценивает как пытку, поскольку постоянно испытывал нравственные и физические страдания и унижение человеческого достоинства.
В судебном заседании административный истец административные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] по <адрес>, УФСИН [СКРЫТО] по <адрес>, [СКРЫТО] [СКРЫТО] Бублик Д.С. по доверенностям просил отказать в удовлетворении требований административного истца, указал, что поддерживает доводы, изложенные в возражениях на иск.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-63 [СКРЫТО] [СКРЫТО] Маркеева А.В. по доверенности просила отказать в удовлетворении требований административного истца, указала, что поддерживает доводы, изложенные в возражениях на иск.
Выслушав объяснения ответчиков, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
В соответствии с пунктом 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 9 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ и Протоколов к ней", с целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств - участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда по правам человека.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями статей 1, 34 Конвенции в толковании Европейского Суда с целью восстановления нарушенных прав и свобод человека суду необходимо установить наличие факта нарушения этих прав и свобод, отразив указанное обстоятельство в судебном акте. Причиненные таким нарушением материальный ущерб и (или) моральный вред подлежат возмещению в установленном законом порядке.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суды могут принимать во внимание размер справедливой компенсации в части взыскания морального вреда, присуждаемой Европейским Судом за аналогичное нарушение.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, выраженной в решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Ш. и другие против Российской Федерации" относительно размера присуждаемой финансовой компенсации, в соответствии с принципом субсидиарности власти государств - ответчиков следует наделить более широкими пределами усмотрения в отношении исполнения пилотного постановления и в оценке размера подлежащей выплате компенсации. Данная оценка должна проводиться в порядке, предусмотренном их правовой системой и традициями, и учитывать уровень жизни в соответствующей стране, даже если это приводит к выплате меньших сумм, чем те, что присуждает Европейский Суд в аналогичных случаях.
При этом ранее в решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Домьян против Венгрии" Европейским Судом по правам человека была высказана правовая позиция, в соответствии с которой компенсация, присужденная национальным судом и составлявшая приблизительно 30% от суммы, присужденной Европейским Судом по правам человека, не представляется необоснованной или несоразмерной.
Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (статья 16).
Согласно статье 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые в том числе имеют право: получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб; на личную безопасность в местах содержания под стражей; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
В силу статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности.
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием (статья 23 указанного Федерального закона).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона. Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих (статьи 32, 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ).
Согласно раздела IV приложения № приказа [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" установлены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы.
Согласно данному приложению в камере режимного корпуса, должны находиться: кровать металлическая из расчета 1 на человека; стол со скамейками (комплект 1 или 2 из расчета площади камеры); зеркало настенное - 1 штука; урна для мусора - 1 штука; шкаф для хранения продуктов из расчета 1 ячейка на человека; подставка под бак для воды - 1 штука; бак для питьевой воды с кружкой и тазом - 1 комплект; вешалка настенная из расчета 1 крючок на человека; полка для туалетных принадлежностей - 1 штука; умывальник - 1 в камеру.
В соответствии с пунктом 42 приказа Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" камеры следственных изоляторов должны быть оборудованы светильниками дневного и ночного освещения.
В силу раздела IV пункта 4.7 "Гигиенические требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений" СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", естественная вентиляция осуществляется посредством открывания фрамуг оконных проемов.
Пунктом 4.9 раздела IV указанного СанПиН предусмотрена принудительная вентиляция посредством вытяжной вентиляции.
Согласно пунктам 134, 139 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГГГ №, подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Периодичность санитарной обработки подозреваемых и обвиняемых установлена в пункте 45 указанных Правил, согласно которого подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, при которой им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут не реже одного раза в неделю. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Артур Рафаэлевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом города Оренбурга по ст. 158 ч. 2 п. «в» УК РФ к 1 году 8 месяцев лишения свободы в ИК строгого режима.
Прибыл ДД.ММ.ГГГГ в 16:00 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] по Самарской области. Убыл ДД.ММ.ГГГГ в 01:40.(л.д.71).
Условия содержания осужденного [СКРЫТО] А.Р. в рассматриваемый период в ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] по Самарской области соответствовали требованиям, предъявляемым Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГГГ №, Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста [СКРЫТО], утвержденными приказом Минюста [СКРЫТО] от 28.05.2001 №-ДСП.
Истец, [СКРЫТО] А.Р. содержался в камере № сборного отделения, площадью 12,7 кв.м.
Общее количество лиц, содержащихся в вышеуказанной камере, на момент пребывания в ней [СКРЫТО] А.Р. не превышало установленного лимита в соответствии с нормами положенности, из расчета не менее 4 м2 площади на одного человека (ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1ОЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" - далее ФЗ-103) и не менее 2 кв.м, на одного осужденного мужчину (ст.99 УИК РФ).
Согласно ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются от некурящих отдельно, что подтверждается справкой начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] по Самарской области (л.д.75).
Доводы истца о ненадлежащем оборудовании камер сборного отделения, а именно об отсутствии в камере спальных мест, не обоснованы так как это не предусмотрено действующим законодательством. В соответствии, с пунктом 15 Правил, подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО на период оформления учетных документов размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением нормы санитарной площади на одного человека, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением.
Истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] по Самарской области около 9- ти часов, а именно с 16.00 06.12.2021 по 01.40 07.12.2021г. в камере имелось как естественное (в дневное время), так и искусственное один светильник. Вентиляция в камере осуществляется, как естественным путем (через открывающейся, горизонтально расположенный оконный проем в оконном блоке) так и принудительным (системой приточно-вытяжной вентиляции). Оборудование вентиляционных каналов находилось в исправном состоянии. Сбоев в работе вентиляционного оборудования, не было.
Туалет отделен от жилой части камеры кирпичной перегородкой, 2 м и дверью, обеспечивающей достаточную степень изолированности, приватности. Сантехническое оборудование в камере сборного отделения находилось в удовлетворительном состоянии. Система водоснабжения и водоотведения полностью исправна, данное обстоятельство подтверждено фотоматериалом камеры(л.д.77).
Ежедневно в сборном отделении производится санитарная уборка служебных помещений, коридора, а также санитарная обработка раствором «Первохлор» камер сборного отделения и осуществляется вынос мусора из урн.
Помещение камеры № оборудовано системой подачи холодного водоснабжения. Кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (п.43 Правил). Фактов отказа в предоставлении горячей воды, а также кипяченой воды не допускалось.
В период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] по Самарской области [СКРЫТО] А.Р. обеспечивался горячим питанием, согласно нормам питания, установленным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
Согласно п. 130 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовноисполнительной системы, утвержденные приказом [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 02.09.2016 N 696 только при конвоировании из одного учреждения УИС в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам. Так, [СКРЫТО] А.Р. при убытии 07.12.2021 в УФСИН [СКРЫТО] по Республике Башкортостан был обеспечен индивидуальным рационом питания на 1 сутки, данное обстоятельство подтверждается справкой отдела тыла и корешком аттестата (л.д.76)
Согласно справке канцелярии обеспечение надлежащих санитарно-гигиенических условий содержания [СКРЫТО] А.Р. в учреждении в рассматриваемый период также подтверждается отсутствием каких-либо устных или письменных обращений его в адрес администрации по поводу ненадлежащих условий содержания (л.д.72).
Таким образом, суд приходит к выводу, что [СКРЫТО] [СКРЫТО], УФСИН [СКРЫТО] по Самарской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] по Самарской области фактов нарушения прав, свобод и законных интересов истца [СКРЫТО] А.Р. не допускалось.
Доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которых истец [СКРЫТО] А.Р. основывает свои исковые требования, истцом не представлены.
Относительно доводов административного истца об отсутствия оказания медицинской помощи суд приходит к следующему.
Вся медицинская помощь осужденным осуществляется на основании Приказа Минюста [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
В своем административном исковом заявлении [СКРЫТО] А.Р. указывает, что медицинские сотрудники филиала «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-63 [СКРЫТО] [СКРЫТО] не выдавали, несмотря на наличие у административного истца хронического заболевания, необходимую медикаментозную терапию.
Согласно сведениям из медицинской документации [СКРЫТО] А.Р., у административного истца присутствует хроническое заболевание - ВИЧ- инфекция, назначена схема приема АРВТ-терапии(л.д.55-66).
Пункт 41 Приказа Минюста [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», - преемственность при оказании медицинской помощи в случае перевода лица, заключенного под стражу, или осужденного, получающего лечение, в другое учреждение УИС обеспечивается путем приобщения в закрытом пакете к личному делу медицинской карты пациента получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, с переводным эпикризом, содержащим сведения о проведенном обследовании и лечении и рекомендации по дальнейшему наблюдению, лечению и обследованию. В открытой справке по личному делу делается соответствующая отметка. Согласно п. 43 данного Приказа при наличии медицинских показаний к непрерывному приему лекарственных препаратов при перемещении лиц заключенных под стражу, или осужденных они обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на весь период следования. Пункт 45 Приказа говорит о том, что лицам, заключенным под стражу, или осужденным, следующим транзитом, в том числе получающим в период следования лечение, необходимая медицинская помощь оказывается в медицинской части (здравпункте), осуществляющей(ем) медицинское обеспечение учреждения УИС через которое следуют указанные лица. В ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] по Самарской области административный истец прибыл транзитом из г. Оренбурга в результате чего, согласно нормам данного Приказа, медицинская часть колонии г. Оренбурга должна была обеспечить [СКРЫТО] А.Р. всеми необходимыми лекарственными препаратами.
С какими-либо жалобами на состояние здоровья и за предоставлением медикаментов к медицинским сотрудникам филиала «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-63 [СКРЫТО] [СКРЫТО] административный истец, согласно медицинский документации, не обращался.
Согласно нормам КАС РФ - по административным делам об обжалования действий, решений и т.д., административный истец, обратившийся в суд в защиту прав свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан:
указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению противоречат данные акты, решения, действия (бездействия);
подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований
Доказательств о нарушении его прав, свобод и законных интересов административным истцом не представлено.
Исходя из содержания ст. 62 КАС РФ, суд приходит, что для удовлетворения административных исковых требований административного истца о признании действий (бездействий) должностных лиц незаконными, необходимо подтверждение фактов, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований. Кроме того, закон возлагает на административного истца обязанность доказать факт нарушения его прав.
Доказательств о нарушении его прав, свобод и законных интересов административным истцом не представлено.
Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также ряд Протоколов к ней, и в соответствии со статьей 46 данной Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.
Статьей 3 Конвенции установлен запрет на применение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В силу статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 4, 13, 14 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", лишенные свободы лица вправе оспорить по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действия (бездействие), решения либо иные акты органов или учреждений, должностных лиц, которые нарушают или могут нарушить условия содержания при исполнении названных процессуальных решений (главы 21, 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Разрешая административный спор, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования [СКРЫТО] Артура Рафаэлевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН [СКРЫТО] по Самарской области, УФСИН [СКРЫТО] по Самарской области, [СКРЫТО] [СКРЫТО], ФКУЗ МСЧ-63 [СКРЫТО] [СКРЫТО] о компенсации морального вреда и признании незаконными действий должностных лиц оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 30 августа 2022 года.
Судья /подпись/ Селезнева Е.И.
Копия верна: Судья:
Секретарь: