Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Самары (Самарская область) |
Дата поступления | 26.04.2018 |
Дата решения | 31.05.2018 |
Категория дела | |
Судья | Семенцев С. А. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | ca2e5dc8-d677-32e4-91a0-a02c12a6cf9a |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Семёнцева С.А.,
при секретаре судебного заседания Бамбуровой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело №2а–2280/18 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Билала Сурата оглы к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Б.С. о. обратился в суд с административным иском, ссылаясь на то, что 11.08.2008 между МИО Самарской области и ИП ГДД на основании приказа МИО Самарской области от 29.10.2007 № 1487, приказа МИО Самарской области от 01.08.2008 № 1270 был заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством № 721а-2007/2012. Согласно предмета договора МИО Самарской области предоставляет, а ГДД принимает в аренду земельный участок на срок с 13.02.2007 по 11.02.2012, общей площадью *** кв.м., отнесенный к категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер №..., расположенный по адресу: Самара, адрес, фактически занимаемый объектом движимого имущества (временным магазином) в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, в качественном состоянии как он есть. 25.01.2012 между МИО Самарской области и [СКРЫТО] Б.С.о. был заключен договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 11.08.2008 № 721а-2007/2012, то есть административный истец является правопреемником прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды земельного участка. 11.03.2012 между МИО Самарской области и [СКРЫТО] Б.С.о. было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 11.08.2008. 25.04.2018 в адрес административного истца поступило уведомление от административного ответчика, согласно которого Министерство уведомило [СКРЫТО] Б.С.о. о том, что принадлежащий истцу объект потребительского рынка (павильон «Продукты») по адресу: адрес расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., занимаемым полосой отвода автомобильной дороги регионального значения ул. адрес (адрес без каких-либо согласований с владельцем автомобильной дороги. В соответствии с данным уведомлением министерство потребовало в срок до 05.05.2018 освободить земельный участок №... от объекта потребительского рынка.
Просит суд признать незаконным требование Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 23.04.2018 № 007/2018 об освобождении земельного участка №... от объекта потребительского рынка.
Определением суда от 16.05.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений Самарской области.
В судебном заседании представитель административного истца Касьянов Р.М., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. В суд Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области с требованиями об освобождении земельного участка не обращалось. В письме указано, что Министерство оставляет за собой право на принудительное освобождение земельного участка, если бы данная фраза отсутствовала в уведомлении, то [СКРЫТО] Б.С.о. в суд не обратился. Таким образом, существует угроза нарушения прав истца. О том, что договор аренды расторгнут, представитель узнал только в день судебного заседания. Когда [СКРЫТО] Б.С.о. подавал иск, то полагал, что договор действующий. Административный ответчик нарушил ГК РФ и ЗК РФ по внесудебному освобождению земельного участка. С учетом того, что в уведомлении о земельном участке с кадастровым №..., который занимает истец, не упоминается, то права и интересы административного истца не нарушаются.
Представитель административного ответчика Беляева Н.В., действующая на основании доверенности, административный иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что требования, содержащиеся в уведомлении Министерства не могут быть оспорены по КАС РФ, так как уведомление не является каким-либо актом Министерства, это способ досудебного урегулирования спора. Полномочия Министерства по направлению требований такого характера вытекают из Положения о Министерстве. Каких-либо полномочий по сносу построек у Министерства транспорта и автомобильных дорог адрес нет, в связи с чем в дальнейшем Министерство обратилось бы в суд с иском об освобождении земельного участка. Из письма Департамента управления имуществом следует, что договор аренды с истцом расторгнут дата, в связи с чем в настоящее время истец без законных оснований занимает земельный участок. Дополнила, что земельный участок с кадастровым №... отражен на схеме, являющейся приложением к распоряжению правительства Самарской области № 580-р от 31.07.2014, синим цветом, не является земельным участком, занимаемым административным истцом.
Представитель заинтересованного лица Вирт О.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что из письма Департамента управления имуществом г.о.Самара следует, что договор аренды был расторгнут с 2015. Требования административного истца не подлежат рассмотрению по КАС РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела усматривается, что 11.08.2008 между Министерством имущественных отношений Самарской области (арендодатель) и ИП ГДД (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка № 721а-2007/2012, согласно которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок на срок с 13.02.2007 по 11.02.2012, общей площадью 33,0 кв.м., отнесенный к категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер №..., расположенный по адресу: адрес, фактически занимаемый объектом движимого имущества (временным магазином) в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, в качественном состоянии как он есть.
Как следует из искового заявления и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, 25.01.2012 между МИО Самарской области и [СКРЫТО] Б.С.о. был заключен договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 11.08.2008 № 721а-2007/2012, то есть административный истец является правопреемником прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды земельного участка.
Дополнительным соглашением от 11.03.2012 к указанному договору МИО Самарской области (арендодатель) и [СКРЫТО] Б.С.о. (арендатор) согласовали изменение реквизитов для уплаты арендной платы, а также внесли изменения в реквизиты сторон.
Согласно п. 2.1 Постановления Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 89 «Об утверждении Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области» Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области осуществляет государственное управление автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Самарской области.
В соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 31.07.2014 № 580-р «Об утверждении документации по планировке территории в целях размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в адрес» (адрес земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес предоставлен министерству в постоянное бессрочное пользование (приказ от 07.07.2016 № 204)
Согласно приказа от 10.05.2011 № 48 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области, расположенными в границах адрес министерству предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 333346 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:2314, занимаемый автомобильной дорогой общего пользования адрес – адрес.
Согласно уведомления от 23.04.2018 № 007/2018 Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области сообщило, что объект потребительского рынка (павильон «Продукты» по адресу: адрес расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., занимаемый полосой отвода автомобильной дороги регионального значения ул. адрес (от адрес до адрес от адрес без каких-либо согласований с владельцем автомобильной дороги. Министерство потребовало в срок до 05.05.2018 освободить земельный участок 63:01:0000000:2314 от объекта потребительского рынка, в случае отказа в добровольном освобождении земельного участка министерство оставляет за собой право на принудительное освобождение земельного участка.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий.
Оспариваемое уведомление от 23.04.2018 № 007/2018, по мнению суда, не является ни решением, ни действием, ни приказом органа государственной власти субъекта РФ.
В силу ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ по административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
На основании ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц.
Представитель административного истца в ходе судебного разбирательства не смог пояснить, какие права и интересы административного истца в данном случае нарушаются административным ответчиком, а также какие требования действующего законодательства, и какого именно, нарушаются административным ответчиком.
Как указано выше, [СКРЫТО] Б.С.о. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: Самара, адрес.
Вместе с тем, согласно письма Департамента управления имуществом г.о. Самара от 24.12.2015 в адрес Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в адрес [СКРЫТО] Б.С. о. было направлено уведомление о расторжении договора аренды земельного участка в связи с проведением капитальных работ по реконструкции адрес., договор аренды земельного участка № 721а-2007/2012 считается расторгнутым с 27.08.2015.
Таким образом, на момент подачи административного искового заявления договор аренды земельного участка от 11.08.2008 № 721а-2007/2012 являлся недействующим, был расторгнут с 27.08.2015.
Согласно уведомления от 23.04.2018 № 007/2018 Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области сообщило о необходимости освобождения земельного участка с кадастровым номером №..., в то время как [СКРЫТО] Б.С.о. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:01:0621008:10.
Таким образом, по мнению суда, оспариваемым письмом административного ответчика права и законные интересы истца не затрагиваются, угроза их нарушения данным письмом не создается. Кроме того, самовольный снос строений, освобождение земельных участков при наличии спора о законных основаниях его использования, не находятся в компетенции ответчика, в связи с чем при наличии такового спора освобождение спорного земельного участка возможно только на основании решения суда. В связи с отсутствием в настоящее время предъявленных в суд требований от Министерства об освобождении спорного земельного участка, направленное в адрес административного истца письмо не влечет за собой каких – либо юридических последствий и, соответственно, не может нарушать права и законные интересы истца.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования [СКРЫТО] Билала Сурата оглы к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании действий незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2018.
Судья /подпись/ С.А. Семёнцев
Копия верна. Судья: Секретарь: