Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Приволжский районный суд (Самарская область) |
Дата поступления | 18.05.2018 |
Дата решения | 13.07.2018 |
Категория дела | |
Судья | Садретдинов Ф. Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | c0a910d8-4e84-37e8-962c-65e723d1900b |
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 июля 2018 года
Приволжский районный суд <адрес>, в составе: судьи Садретдинова Ф.Н, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района <адрес>, администрации сельского поселения Приволжье м.<адрес> об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке,-
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района <адрес>, администрации сельского поселения Приволжье м.<адрес> об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке.
Свои требования мотивирует тем, что она является собственником земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, где кадастровый номер указан 63:30:0106028:62.
Однако, процессе оформления межевого плана оказалось, что принадлежащий ей земельный участок накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером 63:30:0106028:31, расположенного по тому же адресу, который принадлежит на праве собственности ФИО2.
В октябре 2017 года она обратилась в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением об осуществлении учета изменений указанного земельного участка согласно межевого плана, но ей было в этом отказано в связи с наложением границ земельного участка на другой участок. Исключение из ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:30:0106028:31 возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.
На основании чего, просит суд о снятии с государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 63:30:0106028:31, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО2.
В судебном заседании представитель истца, ФИО4 полностью поддержала заявленные требования по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения [СКРЫТО] муниципального района <адрес> ФИО5, заявила письменное ходатайство о том, что против заявленных требований не возражает, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик администрация м.<адрес> в судебное заседание своего представителя не направили.
Привлеченная в качестве третьего лица ФИО6, в судебном заседании показала суду, что спорный земельный участок был продан ей истице, более ничего пояснить не может. Против заявленных требований возражений не имеет.
Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> в судебное заседание не явился, хотя были извещены должным образом.
Таким образом, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и третьего лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Как следует из части 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее в редакции, действовавшей в спорный период) кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Как следует из части 1 и 7 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В настоящее время аналогичные положения содержатся в статье 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 4 ст. 69 действующего в настоящее время Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Аналогичная норма содержалась в действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (п. 1 ст. 45 ФЗ).
Судом установлено и из материалов дела следует, что право собственности ФИО1 на принадлежащий ей земельный участок возникло по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Указанный земельный участок имеет кадастровый 63:30:0106028:62, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно заключению кадастрового инженера земельный участок, принадлежащий ФИО1, имеет факт двойного учета, кадастровый № и кадастровый №, имеющих одинаковые характеристики и адрес.
Таким образом, истец не имеет возможности уточнить местоположение границ принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером 63:30:0106028:62, площадь. 1700 кв.м., в связи с имеющимся наложением.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее в редакции, действовавшей в спорный период) кадастровым учётом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный (кадастровый) номер (п. 1 ст. 5 Закона № 221-ФЗ).
Согласно ст. 7 Закона № 221-ФЗ, к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
Сведения, содержащиеся в ГКН о земельных участках являются кадастровыми сведениями. Законом о кадастре предусмотрены следующие случаи аннулирования и исключения внесённых в ГКН сведений о земельных участках: Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды) (п. 4 ст. 24 Закона № 221-ФЗ), в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости (п. 5 ст. 24 Закона № 221-ФЗ).
В соответствии со ст. 16 Закона № 221-ФЗ снятие с учёта объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с законом для осуществления такого учёта документов.
Таким образом, в результате анализа материалов дела, суд делает вывод, о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:30:0106028:62 и земельный участок с кадастровым номером 63:30:0106028:31 является одним и тем же объектом недвижимости.
При этом следует учитывать, что двойственностью кадастровых номеров нарушаются права истицы как собственника земельного участка, расположенного на с кадастровым номером 63:30:0106028:62, что также приведёт к нарушению принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
При этом следует отметить, что сведения об указанных земельных участках не носят временного характера, они являются ранее учтенными земельными участками, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, кадастровые действия по преобразованию земельного участка не осуществлялись, но поскольку ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется для того, чтобы упорядочить информацию об объектах недвижимости и их правообладателях, не должен допускаться повторный учёт одних и тех же объектов под разными номерами, поэтому суд считает возможным исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:30:0106028:31 и удовлетворить исковые требования.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поэтому, данное решение является основанием для внесения соответствующих записей в Государственный кадастр недвижимости и в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального района <адрес>, администрации сельского поселения Приволжье м.<адрес> об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке – удовлетворить.
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке общей площадью 1700 кв.м., с кадастровым номером: 63:30:0106028:31, расположенный по адресу <адрес>, правообладатель: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Данное решение является юридическим основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца.
Судья Ф.Н. Садретдинов