Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Приволжский районный суд (Самарская область) |
Дата поступления | 01.07.2022 |
Дата решения | 20.07.2022 |
Категория дела | |
Судья | Макарова М. Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | ba7efe26-1893-3314-af59-08e89307acfc |
УИД 63RS0024-02-2022-000352-25
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 июля 2022 года с.Соловьево
Приволжский [СКРЫТО] суд Самарской области, в составе председательствующего судьи Макарова М.Н.,
при секретаре судебного заседания Нарченковой Н.Е,
с участием помощника прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Самарской области ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2(2)-225/2022 по исковому заявлению прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Соловьево муниципального [СКРЫТО] Хворостянский Самарской области об обязании устранить нарушение федерального законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор [СКРЫТО] [СКРЫТО] Самарской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Соловьево муниципального [СКРЫТО] Хворостянский Самарской области об обязании устранить нарушение федерального законодательства - оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории сельского поселения Соловьево муниципального [СКРЫТО] Хворостянский Самарской области в течение 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] Самарской области проведена проверка исполнения соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в части создания и организации мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов. В ходе проведенной проверки установлено, что Администрацией ненадлежащим образом принимаются меры по организации полигонов для сбора мусора: контейнерные площадки, отсутствуют 6 контейнерных площадок для размещения твердых бытовых отходов, предусмотренные схемой расположения контейнерных площадок (<адрес>). Контейнерные площадки, расположенные в <адрес> не оборудованы подъездными путями, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением. Ненадлежащая организация контейнерных площадок может стать следствием загрязнения окружающей среды, в том числе почвенного покрова и атмосферного воздуха..
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил обязать ответчика Администрацию сельского поселения Соловьево муниципального [СКРЫТО] Хворостянский Самарской оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории сельского поселения Соловьево муниципального [СКРЫТО] Хворостянский Самарской области в течение 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную сил.
Помощник прокурора ФИО в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные установочной части и просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик - Администрации сельского поселения Соловьево муниципального [СКРЫТО] Хворостянский Самарской области обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, с иском согласны.
На основании статьи 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие ответчика.
Выслушав истца, изучив материалы дела, учитывая позицию ответчика, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131 - ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 5 ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Постановление №1156), вывоз твердых коммунальных отходов - это транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 9 Постановления №1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 (далее – Постановление №1039) органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 11 Постановления №1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой подробную базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Вышеназванные санитарные нормы и правила являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления (п. 1 СанПиН
2.1.3684-21).
В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Самарской области Маскайкина Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, в администрации сельского поселения Соловьево муниципального [СКРЫТО] <адрес>, проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в части создания и организации мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, Администрацией ненадлежащим образом принимаются меры по организации полигонов для сбора мусора.
Так, согласно Реестру контейнерных площадок на территории сельского поселении Соловьево предусмотрено расположение 15 контейнерных площадок. Однако 6 из них фактически отсутствуют (<адрес>). Контейнерные площадки, расположенные в <адрес> на территории общественных кладбищ <адрес>, не оборудованы подъездными путями, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому спору - к компетенции Администрации сельского поселения Соловьево муниципального [СКРЫТО] Хворостянский Самарской области.
Невыполнение требований законодательства, об отходах производства и потребления в части создания и организации мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов а именно отсутствие оборудованных контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями создает угрозу нарушения прав, ущемляет права и интересы граждан, проживающих в этом сельском поселении, и может стать следствием загрязнения окружающей среды, в том числе почвенного покрова и атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При указанных обстоятельствах, суд, находит заявленные прокурором исковые требования о возложении на администрацию сельского поселения Соловьево муниципального [СКРЫТО] Хворостянский Самарской области, как на исполнительный орган местного самоуправления, обязанности по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, подлежащим удовлетворению. Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком решения суда, суд принимает во внимание время, необходимое для устранения нарушений, считает возможным установить срок, указанный в исковом заявлении, полагая данный срок разумным и достаточным для его исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-194 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Самарской области удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Соловьево муниципального [СКРЫТО] Хворостянский Самарской области оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории сельского поселения Соловьево муниципального [СКРЫТО] Хворостянский Самарской области в течение 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, через Приволжский [СКРЫТО] суд, в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.07.2022 года.
Судья М.Н.Макарова