Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноармейский районный суд (Самарская область) |
Дата поступления | 05.04.2023 |
Статьи кодексов | ст.12.6 КоАП РФ |
Судебное решение | Есть |
ID | 65031051-ba09-4301-83a8-ac5d009aec74 |
Дело №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 апреля 2023 года с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ереминой А.В.,
при секретаре Каримовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по жалобе [СКРЫТО] А.Е. на постановление инспектора ДПС О МВД России по <адрес> о привлечении к административной ответственности по ст. 12.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора ДПС О МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] А.Е. привлечен к административной ответственности по ст. 12.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 20 мин. [СКРЫТО] А.Е., на <адрес>, управляя транспортным средством «<данные изъяты> № перевозил на заднем сиденье пассажира не пристегнутого ремнем безопасности, транспортное средство ремнем безопасности оборудовано, п.п. 2.1.2 ПДД РФ, таким образом совершил административное правонарушение предусмотренного ст. 12.6 КоАП РФ.
[СКРЫТО] Е.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление должностного лица. Считает, что постановление является незаконным, поскольку как указано в жалобе, протокол об административном правонарушении был составлен без разъяснения ему процессуальных прав, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, без предоставления ему права на ознакомление с материалами дела, без обеспечения участия защитника, в силу чего он является доказательством, не отвечающим требованиям допустимости. Кроме того, в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ должностным лицом не рассмотрены ходатайства об отводе, а также о рассмотрении протокола по месту жительства [СКРЫТО] А.Е.
В судебное заседание [СКРЫТО] А.Е. не явился, извещен судом надлежащим образом.
ФИО2 РФ по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения жалобы были уведомлены надлежащим образом, представили копия административного материала, а также письменные возражения, из которых следует, что в удовлетворении жалобы просят отказать. Поскольку существенных нарушений, при составлении протокола и вынесении постановления об административном правонарушении должностным лицом допущено не было.
Изучив материалы дела, суд считает жалобу [СКРЫТО] А.Е. обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12.6 КоАП РФ, управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями.
Постановлением инспектора ДПС ФИО2 России по <адрес> ФИО5 №, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] А.Е. привлечен к административной ответственности по статье 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> за то, что управляя транспортным средством «<данные изъяты> №, перевозил на заднем сиденье пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности.
В связи с оспариванием [СКРЫТО] А.Е. события вмененного ему административного правонарушения тем же должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 20 минут в отношении [СКРЫТО] А.Е. был составлен протокол № <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из протокола следует, что [СКРЫТО] А.Е., на <адрес>, управляя транспортным средством «<данные изъяты> № перевозил на заднем сиденье пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности, транспортное средство ремнем безопасности оборудовано, п.п. 2.1.2 ПДД РФ.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Часть 2 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.
Таким образом, данная норма закрепляет специальные правила и основания упрощенного производства без составления протокола об административных правонарушениях.
Согласно п. 157, 158, 159 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, в случае, если физическое лицо непосредственно на месте совершения административного правонарушения после возбуждения дела об административном правонарушении оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенное ему административное наказание, в том числе отказываясь от соответствующей подписи в постановлении, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса.
Лицам, участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении, сотрудником разъясняются их права и обязанности.
Сотрудником в пределах своей компетенции рассматриваются заявленные ходатайства, исследуются все имеющиеся доказательства.
В соответствии с п. 149, 150, 151, того же Административного регламента, письменные ходатайства лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, приобщаются к делу и подлежат немедленному рассмотрению сотрудником в пределах своей компетенции. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится сотрудником в виде определения. При ходатайстве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, данное ходатайство может быть отражено в протоколе об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении, а также перед получением объяснений лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись.
Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в протоколе либо прилагаются к нему.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
[СКРЫТО] А.Е., оспаривая в суде законность привлечения его к административной ответственности по статье 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылается, в том числе, на составление в отношении него протокола об административном правонарушении с существенными нарушениями его прав на защиту, выразившимися в не разъяснении ему процессуальных прав, не разрешении его ходатайства об участии в деле его защитника, а также направление дела на рассмотрение по месту жительства.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - ФИО2. В качестве защитника или ФИО2 к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
По настоящему делу [СКРЫТО] А.Е. с момента вынесения в отношении него постановления о привлечении к административной ответственности в порядке статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявил ходатайство об обеспечении участия в деле его защитника, что подтверждается собственноручной записью в протоколе об административном правонарушении.
Указанное ходатайство должностным лицом административного органа не было разрешено и протокол об административном правонарушении составлен без участия защитника.
Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному ФИО2 юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Таким образом, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, необоснованно было отказано в реализации конституционного права на получение юридической помощи.
В соответствии с ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Однако данное ходатайство должностным лицом также не было разрешено.
Нарушение должностным лицом административного органа при составлении протокола об административном правонарушении <адрес> прав [СКРЫТО] А.Е., предусмотренных частью 1 статьи 25.1, частью 1 статьи 25.5, частями 3 и 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным нарушением процедуры привлечения [СКРЫТО] А.Е. к административной ответственности. Названное обстоятельство не позволило административному органу полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении с учетом возможных замечаний и возражений [СКРЫТО] А.Е. и его защитника, в силу чего постановление инспектора ДПС ФИО2 МВД России по <адрес> ФИО5 № о привлечении [СКРЫТО] А.Е. к административной ответственности по статье 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Поскольку на момент рассмотрения судом жалобы [СКРЫТО] А.Е. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренный статьей 4.5 названного Кодекса, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек, суд считает необходимым возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в орган, уполномоченный его рассматривать.
На основании изложенного и руководствуясь ч.4 ст. 30.7 КоАП РФ
РЕШИЛ:
Постановление инспектора ДПС О МВД России по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении [СКРЫТО] А.Е. о привлечении его к административной ответственности по ст. 12.6 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 1 000,00 рублей – отменить.
Направить на новое рассмотрение дело об административном правонарушении в отношении [СКРЫТО] А.Е. о привлечении его к административной ответственности по ст. 12.6 КоАП РФ начальнику О МВД России по <адрес>.
На решение может быть подана жалоба в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд <адрес> в сроки предусмотренные ст. ст. 30.1-30.3 КоАП РФ.
Судья Красноармейского районного суда
Самарской области Еремина А.В.
№ № А.Е. <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <данные изъяты> № ФИО2 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 <адрес> ФИО5 № ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> № ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <данные изъяты> № ФИО2 ФИО2 ФИО2 <адрес> ФИО2 <адрес> ФИО5 № <адрес> ФИО5 № ДД.ММ.ГГГГ А.Е. А.Е. <адрес> <адрес>