Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Самарский областной суд (Самарская область) |
Дата поступления | 02.02.2021 |
Дата решения | 27.04.2021 |
Категория дела | |
Судья | Родина Т. А. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | f3879eed-40aa-311e-a854-1e5c8a0aa4cd |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Шуваркиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-545/2021 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] В.С. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием прокурора Никитиной А.С.
представителя административного истца по доверенности Смородинова М.В.,
представителя Думы городского округа Самара [СКРЫТО] П.А.,
Департамента градостроительства г.о. Самары Кочергиной Л.В.,
руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
У с т а н о в и л :
[СКРЫТО] В.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу решение Думы городского округа Самары от 29 марта 2018 года № 290 «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара, утверждённые Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61», в части включения в него под пунктом № <адрес> в Советском районе в части изменения части зоны Ж-1 ( площадью 8556,4 кв. м) на зону ПК-1 ( зона предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) в отношении земельного участка с кадастровым номером №, а также Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 04.02.2019 года № 477 в части установления на схеме № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» функциональной зоны территории существующих объектов коммунально-делового назначения в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом. На момент приобретения земельного участка он относился к территориальной зоне Ж-1. Оспариваемым решением Думы от 29 марта 2018 года № 290 территориальная зона Ж-1 изменена на зону «ПК-1, в связи с чем распоряжением Департамента от 14 августа 2020 года ему было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит части 1 статьи 34, части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы. Отнесение земельного участка в соответствии с Генеральным планом к территории существующих объектов коммунально-делового назначения противоречит его фактическому использованию как объекта жилой застройки и нарушает баланс частных интересов административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Смородинов М.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, уточнении к иску и объяснении на иск.
Представитель Думы городского округа Самары [СКРЫТО] П.А. и представитель Департамента градостроительства г.о. Самары Кочергина Л.В. просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что изменения в Правила застройки и землепользования города Самары внесены в связи с необходимостью приведения их в соответствие с Генеральным планом; действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории; отнесение территории к определенной функциональной или территориальной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении права административного истца; ограничение прав собственника земельного участка объективно обусловлено спецификой земельного участка как особого объекта гражданского оборота, основано на нормах земельного и градостроительного законодательства.
Относительно заявленных требований Дума г.о. Самары представила письменные возражения.
Заинтересованное лицо- ООО «ПМРСК Куйбышевагропромремстроймонтаж» представило письменный отзыв, в котором указало, что не возражает против удовлетворения требований административного истца.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Глава городского округа Самары не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении требований, заявленных [СКРЫТО] В.С., следует отказать.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Генеральный план и правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
Согласно статье 22 Устава городского округа Самары, утверждённого решением Думы городского округа Самары от 10 июля 2006 года № 294, Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа Самара.
В рамках предоставленных полномочий Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самары.
Генеральный план разработан на основании постановления Главы города Самары от 11 мая 2004 года № 1051 «Об утверждении мероприятий по разработке генерального плана муниципального образования города Самары на 2006-2026 г.г.».
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана городского округа Самары опубликовано в газете «Самарская газета» от 7 ноября 2007 года.
Публичные слушания по проекту генерального плана проведены с 21 февраля 2007 года по 15 мая 2007 года и с 8 сентября 2007 года по 29 октября 2007 года.
Информация о проведении публичных слушаний опубликована в «Самарской газете» от 20 февраля 2007 года и от 8 сентября 2007 года.
Указанный нормативный правовой акт был принят с соблюдением процедуры его принятия, опубликован в изданиях "Самарская Газета", N 59(3852), 03.04.2008 (карты и схемы), "Самарская Газета", N 64(3857), 10.04.2008.
Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре.
Решением Думы городского округа Самары от 29 марта 2018 года № 290 в Правила застройки и землепользования в городе Самаре внесены изменения.
Принятию данного нормативного правового акта предшествовало издание Администрацией городского округа Самара постановления от 30 августа 2017 года №803 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской думой от 26.04.2001 № 61».
На основании постановления Администрации городского округа Самары от 24 октября 2017 года № 933 по проекту решения проведены публичные слушания, которые состоялись 20 декабря 2017 года.
Постановление Администрации городского округа Самары о проведении публичных слушаний было опубликовано в «Самарской газете» от 26 октября 2017 года № 157 (5899) и в сети интернет на сайте Администрации г.о. Самары..
Решение Думы городского округа Самары от 29 марта 2018 года № 290 издано управомоченным органом, с соблюдением процедуры и опубликовано на официальном сайте Думы городского округа Самара http://www.gordumasamara.ru, 29.03.2018, в издании "Самарская Газета", N 51(5989), 31.03.2018.
Из материалов административного дела следует, что [СКРЫТО] В.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 2 156 кв. м, разрешенное использование: отдельно-стоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа, расположенный по адресу: <адрес>.
На указанном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером №, право собственности на который зарегистрировано за [СКРЫТО] В.С.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 14 августа 2020 года № РД-914 [СКРЫТО] В.С. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, одним из оснований для отказа явилось расположение земельных участков в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (ПК-1).
Установлено, что пунктом 92 решения Думы городского округа Самары № 290 от 29 марта 2018 года изменено целевое назначение земельного участка площадью 8556, 4 кв. м. по <адрес> по Карте правового зонирования Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на зону ПК-1 (зона предприятий и складов V-IV классов вредности ( санитарно-защитные зоны- 100 м) согласно Рисунку 92 Приложения 2 к настоящему Решению.
По информации, предоставленной Департаментом градостроительства городского округа Самара в письмах и выписках из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок с кадастровым номером № в первоначальной редакции Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61. находился в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
В соответствии с решением Думы от 29 марта 2018 года № 290 зонирование участка было изменено на ПК-1 ( зона предприятий и складов V-IV классов вредности ( санитарно-защитные зоны- 100 м).
В первоначальной редакции Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением Думы от 20 марта 2008 года № 539, и по настоящее время земельный участок находится на территории объектов промышленно-коммунального назначения».
[СКРЫТО] В.С. обращался в Департамент градостроительства городского округа Самары с заявлением о внесении изменений в Генеральный план города Самары и Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части установления в отношении принадлежащего ему земельного участка зоны Ж-1.
Постановлением Администрации городского округа Самары от 23 марта 2020 года № 172 [СКРЫТО] В.С. отказано в рассмотрении вопроса на публичных слушаниях в связи с несоответствием Генеральному плану г. Самары.
Согласно статье 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений ( пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Внесение изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в отношении земельного участка по <адрес> в городе Самаре обусловлено необходимостью приведения зонирования в соответствие с Генеральным планом города Самара.
Поскольку Генеральным планом функциональное назначение зоны установлено как "территория существующих объектов промышленно-коммунального назначения", то Правила землепользования и застройки, определяющие указанную зону как "ПК-1" - зона предприятий и складов V-IV классов вредности ( санитарно-защитные зоны- 100 м), не противоречат ГрК РФ.
Генеральный план является документом территориального планирования, несёт функцию определения назначения территории, исходя из планов развития территории городского поселения в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории. Исходя из положений статьи 34 ГрК РФ, при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается не только фактически существующее землепользование, но и иные факторы, указанные в данной статье.
В этой связи доводы представителя административного истца о том, что при утверждении оспариваемых нормативных правовых актов не было учтено фактическое разрешенное землепользование, не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования ( пункт 3 статьи 85 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Федеральное законодательство ограничивает права собственника по использования земельного участка необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента.
Вместе с тем, часть 8 статьи 36 ГрК РФ предусматривает возможность использования земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Несостоятельными суд признаёт доводы представителя административного истца о несоблюдении при утверждении оспариваемых норм баланса частных интересов административного истца, поскольку по смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечить не только права и законные интересы собственников и иных обладателей прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца, в связи с этим на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований [СКРЫТО] В.С. о признании недействующими решения Думы городского округа Самары от 29 марта 2018 года № 290 «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61» в части изменения части зоны Ж-1 на зону ПК-1 ( зона предприятий и складов V-IV классов вредности ( санитарно-защитные зоны- до 100 м) в отношении земельного участка с кадастровым номером № и Генерального плана городского округа Самары, утвержденного решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 ( в реакции Решения Думы городского округа Самары от 04.02.2019 года № 477) в части установления функциональной зоны территорий существующих объектов коммунально-делового назначения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, отказать.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021 года