Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Самарский областной суд (Самарская область) |
Дата поступления | 02.02.2021 |
Дата решения | 23.06.2021 |
Категория дела | |
Судья | Родина Т. А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | a581cc05-6746-36b0-8279-cb5155fbe0e3 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Гуриной К.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-543/2021 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества ПКК «Эконсфера» об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
закрытое акционерное общество ПКК «Эконсфера» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и с учетом уточнения просило установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости в размере 3 215 119 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 16 166 232 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат названные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
Административный истец не направил в суд своего представителя. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административные ответчики: [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управление Росреестра по [СКРЫТО] [СКРЫТО], ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО], а также заинтересованное лицо – министерство имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ФГБУ «ФКП Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] представило письменные пояснения.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, закрытому акционерному обществу ПКК «Эконсфера» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 141,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 532 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 14 марта 2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Кадастровая стоимость нежилых помещений утверждена в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по состоянию на 14 сентября 2012 года в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 6 166 668,29 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 23 217 746,16 руб.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» № 28 от 30 июня 2015 года
с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений, 14 декабря 2020 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по [СКРЫТО] [СКРЫТО], а после того, как комиссия своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ отклонила заявление, общество обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 233-2-1/09-2020, выполненный 30 сентября 2020 года обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки и права «Визит», согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 14 сентября 2020 года в размере 15 679 295 руб..
Отчетом об оценке № 233-2-2/09-2020 от 2 ноября 2020 года величина рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 14 сентября 2012 года в размере 3 196 121 руб.
В ходе рассмотрения дела министерство имущественных отношений [СКРЫТО] заявило ходатайства о назначении судебной экспертизы по делу.
Определением суда от 25 февраля 2021 года по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Аспект».
По результатам судебной экспертизы, проведенной 3 июня 2021 года, составлено экспертное заключение, согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений определена по состоянию на 14 сентября 2012 года в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 16 166 232 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 3 215 119 руб.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенных исследований, на основании которых даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Методика исследования, расчёты и определение величины рыночной стоимости нежилых помещений соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, стороны не представили замечаний к экспертному заключению, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы ими не заявлено. Представитель административного истца уточнила заявленные требования в соответствии с результатами судебной экспертизы.
В связи с изложенными обстоятельствами сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется.
Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой нежилых помещений равной рыночной стоимости по состоянию на 14 сентября 2012 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилых помещений в размерах рыночной стоимости, определённых экспертным заключением.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по [СКРЫТО] [СКРЫТО] является 14 декабря 2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования закрытого акционерного общества ПКК «Эконсфера» удовлетворить.
Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 532 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 14 сентября 2012 года в размере 16 166 232 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 141,3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 14 сентября 2012 года в размере 3 215 119 руб.
Датой обращения закрытого акционерного общества ПКК «Эконсфера» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по [СКРЫТО] [СКРЫТО] считать 14 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2021 года.